Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
Ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования.
Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.»
Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
Сегодня в обществе возникла острая необходимость в возрождении духовно-нравственных ценностей. Многие сейчас начинают понимать, что пути выхода из современного антропологического кризиса надо искать именно в духовности и нравственности. А ведь об этом давно сказано в Евангелии: « не хлебом одним будет жить человек» .
Президент Российской Федерации В.В. Путин уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания большое внимание.
В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров.
Позднее, в 2014 году, в приветствии участников X Съезда уполномоченных по правам ребенка он отметил «…воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». …«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня».
1 декабря 2016 года, в своем ежегодном послании Федеральному Собранию, президент отметил академика Лихачева Д. С., цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества, экономическую, государственную, творческую».
О первостепенности воспитания глава государства сказал на встрече с классными руководителями выпускных классов школ в 2017 году, передает ТАСС: «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным». Он добавил, что школьные педагоги занимаются, в том числе, воспитанием.
Несомненно, ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования.
Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Духовность, в словаре Ожегова, определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальным.
Программа «Социокультурные истоки» направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года воспитательная деятельность рассматривается как приоритетная и самостоятельная часть образования, как часть педагогического процесса в каждом образовательном учреждении, которая охватывает все составляющие образовательной системы школы и является неотделимой составляющей общего социокультурного пространства России.
В Концепции определены следующие базовые национальные ценности:
* Патриотизм;
* Социальная солидарность;
* Гражданственность;
* Семья;
* Труд и творчество;
* Наука;
* Традиционные российские религии;
* Искусство и литература;
* Природа;
* Человечество.
Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Истоки».
Наша школа с 2013 года является ресурсно-методическим центром «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Социокультурный курс «Истоки». Мы можем сказать, в чем заключается уникальность программы «Истоки». Уникальность и универсальность Истоковедения состоит в том, что оно может быть представлено и в урочной и во внеурочной деятельности, причём как в виде целостной системы, так и в виде её отдельных компонентов. На сегодняшний день – это уникальная программа, не имеющая аналогов в мировой образовательной практике. Она не только развивает ум, но формирует ценностные ориентиры: любовь к родному краю, к родителям, к своей школе, своей стране, своей вере и своим традициям. Но, не смотря на то, что мы видим большие плюсы этой программы, мы сталкиваемся с рядом проблем и трудностей.
Первая проблема, с которой мы столкнулись, это - конечно же, непонимание со стороны родителей. Некоторые не понимали направленность курса, другие думали т.к. истоки построены на основе православной культуры, а они принадлежат к другой вере, то им посещать эти занятия нет необходимости. Пути решения этих проблем подсказала сама тематика занятий социокультурных истоков. Также мы активизировали формы работы с родителями:
- тематические родительские собрания;
-внеклассные мероприятия;
-открытые уроки;
-праздники
Родители сами увидели, принимая участие в таких мероприятиях, что этот курс можно назвать семейным и глубоко нравственным. Потому что готовясь к занятиям по таким как «Семейные традиции, «Семейные праздники». Дети дома из уст взрослых узнают интересные истории, которые происходили с их предками, с их родителями, связанные с вещами, которые они видели каждый день, но не придавали им ни какого значения, а у родителей не было времени рассказать им об этом. А тут наш предмет и задание, а его нужно выполнить.
Когда я рассказывала детям о православном празднике Пасха, дети принадлежащие к другой религии выяснили, что Пасха и Ураза-Байрам в чём-то похожи. Далее мы с детьми сделали заключение, что праздники каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлён богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Что воспитывает любовь и уважение к народным традициям.
Ещё одна проблема, о которой бы хотелось сказать это преемственность.
Нравственный стержень должен быть заложен к семи годам, если ребёнок, трудясь вместе с родителями, воспитателем, группой детского сада впитал в себя всё, что ему дали «Истоки», то, поверьте, такого ребёнка трудно испортить, сбить с пути. П.э. очень важно, чтобы курс «Истоки» начинался с дошкольного возраста, тогда и детям, и педагогам в начальной школе работать будет легче. Да и родителей этот курс будут не нов. Такая программа разработана и нам хотелось бы, чтоб коллеги из детских садов не боялись его.
Так же мы выделили такую проблему как- кадровая.
Какие требования должны быть к педагогу, взялся работать по программе «Социокультурные истоки»?
На наш взгляд у педагога должно быть самое главное – любовь к тому делу, которым он занят. Любовь и Добро – это две базовые категории, без которых педагог не может существовать. Если они есть, всё остальное рождается. Без любви к детям и к своему труду не получится ни воспитывать, ни образовывать ребёнка. Важно, чтобы всё, о чём, учитель, транслируя содержание курса, было ему на самом деле, близко. Ведь дети на уровне чувств воспринимают другого человека и «считывают» его внутреннее состояние. Учитель сам должен быть глубоко-нравственным.
Кроме того курс «Истоки» новый, поэтому нагрузка на педагога начальной школы возрастает. Педагогу приходится в ограниченное время осваивать совершенно новый, ещё неизвестный ему предмет.
По нашему мнению методическое сопровождение предмета разработано на достаточно хорошем уровне, разработаны и учебники, и тетради, и методическое пособия для педагогов. Но рабочих тетрадей на всех учеников не хватает, а тетради являются продолжением, дополнением и большим подспорьем для учителя.
Следующая проблема, также достаточно серьёзная. Это правильное освещение педагогами тем курса. Как я уже говорила выше, что в основе программы «Социокультурные истоки» лежат основы православной культуры и изучения предложены такие темы как «Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва» , «Устройство Храма», «Значение икон». Простые учителя, которые сами не так близки к церкви, не в полном объёме, и может быть не совсем точно могут осветить подобные темы. Поэтому, желательно заключить договор с Храмами г. Нижневартовска на предмет взаимопосещений (не по личной инициативе педагога). Можно запланировать какие-то мероприятия в течение года.
Так же тематика занятий предполагает большое количество предметов, утвари и инвентаря, которое необходимо демонстрировать детям и желательно, чтобы их можно было потрогать.
Я перечислила проблемы, с которыми сталкиваемся не только мы, но и коллеги из других школ.
Многодетный священник протоиерей Александр Ильяшенкона вопрос о воспитании будущего поколения, как-то сказал: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».