Муниципальный этап областной операции «Первоцвет»-2016
Номинация «Социально-экологический проект»
«СОХРАНИМ УЛЫБКИ ВЕСНЫ»
(конкурс проектов для обучающихся)
Выполнили проект:
Васищев Павел Игоревич
Боровик Дмитрий Сергеевич
4 класс.
Руководитель проекта:
Маковлева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
2016
Содержание
Информационная карта проекта………………………………………...3
Основа проекта………………………………………………………..........5
Введение……………………………………………………………………5
Цели и задачи проекта…………………………………………..................6
Этапы реализации проекта………………………………………………..6
Механизмы реализации проекта………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………...9
Рефлексия…………………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………..12
1.Информационная карта проекта
Название проекта
«Сохраним улыбки весны!»
Организаторы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная Владимировская школа» Старооскольского городского округа
Краткое содержание проекта
Идея проекта состоит в том, чтобы изучить первоцветы своего края, учиться находить их в природе и помочь сохранить раннецветущие растения. С этой целью необходимо изучить места произрастания первоцветов, уникальность таких качеств, как раннее продолжительное цветение, разнообразие окраски и лекарственные свойства. Для этого необходимо заняться поиском сведений в различных источниках о ранних весенних цветах, провести агитационную работу среди учащихся и населения по сохранению первоцветов, изготовить и расклеить листовки с призывом «Берегите первоцветы!», организовать экскурсию по экологической тропе с целью выявления мест произрастания раннецветущих растений.
Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся, на развитие творческих способностей. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к охране и защите первоцветов родного края.
Участники проекта
Учащиеся начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа», педагоги школы, общественность.
Время и место реализации проекта
Март – апрель 2016 г. МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа», территория окрестностей с.Владимировка Старооскольского городского округа
Прогнозирование результатов проекта
Увеличение количества заинтересованных в проекте лиц среди учащихся и жителей села, объединение их общей идеей – защита раннецветущих растений родного края.
Спонсоры и партнеры
ЗАО «Краснояружская Зерновая компания»,
модельная Владимировская библиотека №16
2.Основа проекта
2.1. Введение
Цветок весны, идущий к нам по снегу, -
Простой цветок, но, сколько он несет,
Добра и радости, и счастья человеку!
(В. Иванов).
Первоцветы – символ весны и пробуждения природы. Конечно, они привлекают людей и многие идут в лес, чтобы собрать букет. Собирают первоцветы и как лекарственные растения. При сборах же букетов часто повреждаются подземные части растений и поэтому будущей весной они на этом месте уже не вырастут. Сами же букеты вянут уже через несколько часов после сбора. Поэтому всякие сборы первоцветов крайне нежелательны. Сказывается на численности раннецветущих растений не только их сбор, но и другие виды деятельности человека: чрезмерный выпас скота, вырубка леса, дачное и другое строительство в местах их произрастания. Все это нарушает среду обитания раннецветущих растений. Необходимы срочные и энергичные меры, чтобы сохранить наши первоцветы.
Создавая проект по защите первоцветов, мы хотим озвучить и донести до каждого человека проблему сохранения раннецветущих растений и бережного отношения к ним.
Проект «Сохраним улыбки весны» направлен на разъяснение и пропагандирование среди населения и учащихся бережного отношения к природе в целом, а начинать эту работу нужно как раз с первоцветов, как очень яркого весеннего явления природы. Работа над проектом командная, каждый член команды способен проявить свои индивидуальные способности. Проект представляет собой совместную деятельность учащихся, родителей и учителей.
2.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Включение в творческую и практическую деятельность, направленную на сохранение первоцветов своего края.
Задачи проекта:
создание инициативной группы, координирующей реализацию проекта;
организация деятельности групп-участников проекта;
проведение мониторинговых исследований (анкетирование) уровня знаний учащихся о раннецветущих растениях своей местности;
выявить разнообразие травянистых первоцветов в окрестностях села Владимировка Старооскольского городского округа;
анализ и систематизация найденной информации об особенностях первоцветов;
оформление листовок в защиту первоцветов;
проведение классных часов, конкурсов, викторин, акций, направленных на решение одной из важнейших экологических проблем – сохранять видовое разнообразие на планете.
МБОУ «Владимировская ООШ», классный кабинет, 4 класс
7.
Мониторинговое исследование (анкетирование) учащихся и общественности об экологии первоцветов в природе (Приложение 4)
18.04.2016
19.04.2016
МБОУ «Владимировская ООШ», оживленные места села (площадь, почта, остановка, ДК)
8.
Экскурсия по экологической тропе «Изучаем первоцветы» (Приложение 5)
19.04.2016
Территория окрестностей села Владимировка, 1-4 классы
9.
Изготовление листовок в защиту первоцветов, распространение их на территории села
(Приложение 6)
20.04.2016
МБОУ «Владимировская ООШ», территория села Владимировка, 4 класс
10.
Подведение итогов. Защита проектов.
22.04.2016
МБОУ «Владимировская ООШ», кабинет начальных классов, 4 класс
1.5. Распределение обязанностей внутри команды.
Анализ и распределение материала по тематическим группам: группа «Искатели» (дали подробное описание каждому весеннему цветку, познакомили с первоцветами), группа «Публицисты» (осуществили подбор стихотворений и загадок о первоцветах), группа «Художники» (выполнили листовки и рисунки по теме), группа «Аналитики» (сделали практический вывод о значимости первых весенних цветов и необходимости природоохранной деятельности в защиту раннецветущих растений).
1.6. Изучение, отбор и систематизация материала к созданию проекта:
- чтение и изучение литературы;
- посещение школьной и сельской библиотеки;
- работа с Интернет-ресурсами, сбор информации.
2. Основной этап
2.1. Поиск деловых партнеров:
- ЗАО «Краснояружская Зерновая компания»,
-модельная Владимировская библиотека №16.
2.2. Провести фотосъёмку первоцветов.
2.3. Изготовление и распространение листовок.
2.4. Осуществить подбор стихотворений и загадок о первоцветах.
2.5. Провести соцопрос среди учащихся и жителей села
об отношении к уничтожению первоцветов.
2.6. Проведение плановых мероприятий.
3. Заключительный этап
3.1. Анализ соответствия поставленной цели и достигнутых
результатов.
3.2. Анализ работы над проектом.
3.3. Подготовка цифрового отчета.
3.4.Презентация «Берегите первоцветы!»
3.5. Информирование общественности о результатах работы
( на школьных стендах).
2.4. Механизмы реализации проекта
Формирование команды, распределение обязанностей внутри
группы.
Разработка программы деятельности.
Поиск деловых партнеров по реализации плана работы.
Сбор информации по теме для решения поставленных задач.
Проведение плановых мероприятий.
Познавательные и творческие занятия: рисование, чтение стихотворений и рассказов, создание листовок.
Экскурсия по экологической тропе.
Социологический опрос.
Подведение итогов, обоснование перспективы и практической значимости работы.
Заключение
Актуальность нашего проекта заключается в улучшении экологической обстановки Старооскольского городского округа, вовлечении большего количества учащихся и населения в практическую природоохранную деятельность. Проект способствует формированию активной жизненной позиции в сфере экологической деятельности. Для сохранения первоцветов, мы, учащиеся МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа», ведем пропагандистскую работу, изготавливаем и развешиваем листовки, призывающие беречь и сохранять первоцветы, проводим природоохранные мероприятия в школе, рассказываем учащимся о первоцветах, призываем не рвать букеты, а любоваться первоцветами в природе, ведем наблюденияза первоцветами,учитываем места их произрастания, проводим исследования.
Практическая значимость проекта состоит в том, что каждый житель своего края и своей Родины может внести посильный вклад в спасение и защиту первых весенних растений. Для этого необходимо, чтобы человек понимал и осознавал своё место в окружающем его мире, не только видел проблемы, но и помогал их решать.
Сведения об участниках акции:
общее количество участников акции - 60 человек;
количество учреждений, принявших участие в акции – 3, из них школа ( 55 чел.), дошкольная группа детского сада (26 чел.), родительский комитет 4 класса (2 чел.), модельная Владимировская библиотека №16, ЗАО «Краснояружская зерновая компания» (15 чел.).
В результате работы над проектом проведено классных часов - 2, бесед - 3, викторин - 2, «Круглых столов» - 1.
Распространено листовок - 10 штук, кол-во публикаций в СМИ – 1.
Проведено экскурсий – 2, в них приняло участие – 26 человек.
Проведено рейдов по уборке и очистке территорий, где растут первоцветы – 5 (с участием бригады разнорабочих ЗАО «Краснояружская зерновая компания).
Считаем, что в перспективе данную работу надо продолжить с целью сохранения первоцветов в родном крае!
2.6. Рефлексия
Работа над проектом не оставила нас равнодушными. Природа стала для нас такой близкой и родной, что у нас появилось желание стать ее защитниками и после окончания проекта. Думаем, что нам удалось донести до всех участников проекта, что никакая административная ответственность не спасет природу от исчезновения. Только наша сознательность остановит исчезновение первоцветов.
Отзывы общественности
о проведённом внеклассном занятии «Первые цветы» в 4 классе
в рамках муниципальной экологической акции «Первоцвет» - 2016
В рамках муниципальной экологической акции «Первоцветы» в МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа» в 4 классе проводилось познавательное занятие по теме « Первые цветы». Данное мероприятие нам очень понравилось. Оно было эмоциональным, содержательным и интересным.
Учащиеся 4-го класса рассказали о самых долгожданных растениях – первоцветах, удивительных растениях, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях ещё нет листвы, и каждый тёплый солнечный лучик доходит до самой земли.
Ребята представили наиболее распространённые первоцветы родного края: ветреница, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, пролеска, говорили о необходимости бережного отношения к ним.
Мы отметили также большую работу, проведенную учащимися по определению первоцветов, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Белгородской области.
Данное мероприятие подвело всем присутствующих к выводу о том, что первоцветами нужно именно любоваться, а не приносить в дом охапку цветов. Это и будет проявлением общечеловеческой культуры – культуры общения с природой.
Выражаем благодарность учащимся 4-го класса (классный руководитель Маковлева Е.Н.) за содержательное мероприятие.
В самом начале работы над проектом учащиеся начальной школы МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа» вместе с учителями начали сбор информации о первоцветах родного края: посетили школьную и сельскую библиотеки, использовали интернет-ресурсы и другие дополнительные источники. Была определена одна из важных весенних проблем – защита раннецветущих растений.
Приложение 2
Викторина «А знаешь ли ты первоцветы?»
Викторина «А знаешь ли ты первоцветы?» в игровой форме помогла всем оценить не только красоту первоцветов, но и их важную роль в природе. Во-первых, ковры первоцветов, пока не сорваны, выделяют в почву и воздух целебные вещества, необходимые для лесных растений, в том числе для деревьев. Во-вторых, в теплые дни начинают летать насекомые (медоносная пчела, шмели), и единственная еда для них в такие дни – пыльца и нектар первоцветов, цветы сохраняют жизнь насекомым-опылителям, а они в свою очередь – деревьям! Тема викторины имеет социальную значимость, так как учит видеть мир вокруг и приходить на помощь природе в трудных ситуациях.
Приложение 3
Рисуем рисунки и листовки
В рамках акции «Первоцвет -2016» в нашей школе среди учащихся начальных классов был организован конкурс рисунков. Мы занимались изготовлением листовок и бумажных цветов. Работали мы под девизом «Оставьте цветы весне!»
Приложение 4
Вопросы для социологического опроса «Берегите первоцветы!»
1.Что Вы почувствуете, если Вам подарят редкие дикорастущие цветы?
2.Покупали ли Вы в этом году первоцветы? Если да, то, как долго они стояли в вазе?
3.Интересуетесь ли Вы, где собраны покупаемые Вами весенние растения: в саду или в огороде, и не наносит ли это ущерба Природе?
4.Что нужно делать, чтобы первоцветы не исчезали в природе?
Приложение 5
Экскурсия по экологической тропе
С целью изучения раннецветущих травянистых растений нашего села была проведена экскурсия по экологической тропе и обследованы окрестности и все основные места произрастания первоцветов: лесные опушки, поляны, луг. Отыскивая цветущие растения – первоцветы, мы изучали их, не срывая, и оформляли записи в блокноте.
Приложение 6
Агитационно-просветительская работа
Мы, учащиеся начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа» вели активную агитационную работу среди учащихся школы и жителей села Владимировка с целью защитить первоцветы. Смысл своих листовок мы старались донести до всех учащихся школ и жителей села, проводя с ними беседы о необходимости сохранять первоцветы. Листовки развесили на информационных стендах, досках объявлений у сельской администрации и библиотеки, на автобусных остановках.