kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-значимый проект "Куклы-берегини"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально - значимый проект "Куклы-берегини"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект "Куклы-берегини"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Починковский Центр дополнительного образования"










Социально-значимый проект

"Куклы –берегини"







реализован

учащимися объединения

"Мастерская чудес"

1 годаобучения



руководитель – педагог

дополнительного образования

Горелова Елена Владимировна



















Починки,2018

Содержание


  1. Информационная карта проекта.

  2. Актуальность проекта.

  3. Сбор информации.

  4. Программа действий.

  5. Реализация плана действий.

  6. Рефлексия.

  7. Приложение









































  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1.

Наименование проекта

"Куклы - берегини"

2.

Авторы проекта

Члены объединения "Мастерская чудес"

  1. Денисова Дарья

  2. Засыпкина Алина

  3. Засыпкина Ирина

  4. Канахина Елизавета

  5. Кантерина Ксения

  6. Капелькова Снежана

  7. Кашина Юлия

  8. Кошелева Мария

  9. Кулясова Кристина

  10. Ларькина Валерия

  11. Ларькина Лилия

  12. Никитина Софья

  13. Потапова Дарья

  14. Роднов Всеволод

  15. Субботина Софья

  16. Уральская Алиса

  17. Шокурова Екатерина

3.

Целевая аудитория

Члены объединения "Мастерская чудес", педагог дополнительного образования, руководитель Починковскогокраеведческого музея.

4.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Проект "Куклы - берегини" очень своевременен и актуален.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут повысить уровень мастерства в декоративно – прикладном творчестве.

5.

Цель и задачи проекта

Цель: Изготовить куклы-берегинидляПочинковскогокраеведческого музея.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения русской народной куклы и её видов;

  • освоить технологию изготовления кукол;

  • развивать интерес к декоративно – прикладному творчеству;

  • воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

6.

Краткая аннотация содержания проекта

Знакомство с куклами-берегинями их предназначение.

Каждый из участников проекта изготовил куклу -берегиню для Починковскогокраеведческого музея.

7.

Сроки выполнения проекта

10 дней

8.

Предполагаемый результат

- Повысить уровень декоративно - прикладного мастерства учащихся;

- учиться работать в коллективе.

9.

Контактная информация

МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Тел.: 831- 97- 5- 06- 74

10.

Руководитель проекта

Горелова Елена Владимировна



  1. Актуальность проекта


Проект "Куклы - берегини" очень современен и актуален.

Народное искусство – великая сила, которая связывает настоящее, прошлое и будущее. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут расширить свои знания об истории возникновения кукол-берегинь, повыситьуровень мастерства в декоративно – прикладном творчестве. Постоянно занимаясь с детьми, нужно увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнутся, включатся в работу с желанием и интересом.Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы.

Куклы обереги для учащихся – это и игра, и труд, и новые знания. А работа превращается в интереснейшее дело!


  1. Сбор информации


Большое эмоциональное воздействие на детей оказываютвыставки детских работ по декоративно – прикладному творчеству.На них учащиеся могут увидеть уровень мастерства других учащихся. Мы решили показать свое мастерство, изготовить куклы-берегини для Починковскогокраеведческого музея.

Каждому учащемуся было дано задание, подготовить сообщение о куклах-оберегах. Собранной информацией поделились на занятии и каждый по своему желанию выбралкуклу-оберега для изготовления своими руками.


  1. Программа действий


  1. Подготовительный этап.

  • показали высокую степень заинтересованности темой социально - значимого проекта;

  • выбрали способы решения проблемы проекта;

  • собрали информацию, выбрали направление работы;

  • сделали вывод: в современном обществе человеку нужен оберег.


Главная цель нашего проекта изготовить куклы-берегини для себя и в подарок для Починковского краеведческого музея.


2.Основной, организационно-практический этап.

  • провести познавательную беседу "С куклами возиться - бытию учиться";

  • изучить мастер – классы в интернете и технологию изготовления "куклы – берегини";

  • подготовить необходимые материалы для изготовления кукол (хлопчатобумажная ткань,шерстяные нитки,тесьма,ленты,кружево,синтепон,красные нитки "Ирис",шпагат,сухие веточки,сухие травы (мята, душица, мелисса),крупа (гречка и др.) и технологические карты;

  • изготовить тряпичную куклу-берегиню для себя;

  • изготовить и подарить куклу-берегинюПочинковскому краеведческому музею.

На этом этапе каждый участник проекта выступал в роли мастера. Изучив историю изготовления выбранной куклы – оберега приступилик выполнениюкуклывместе с руководителем.

Изготавливая берегинюважно было соблюдать правила работы:

  • хорошее умиротворённое настроение;

  • не должно быть никаких плохих мыслей; 

  • ткань должна быть натуральной;

  • кукла должна быть сделана плотно и аккуратно.


  1. Реализация проекта.

     Для реализации проекта мы изготовилиобереговые куколки для себя. Сходили в Починковскийкраеведческий музей с целью узнать есть ли у них такие куклы-берегини, в качестве подарка подарить им изготовленные нами куклы.

Затем подвели итоги проекта.


  1. Реализация плана действий

Мы приступили к работе по изготовлению кукол.

Затем мы отправились вместе с нашим педагогом в Починковскийкраеведческий музей, чтобы рассказать о куклах-берегинях и подарить обереговых кукол.


  1. Рефлексия.

Выяснилось, что проект увлёк всех без исключения.Проектная деятельность способствовала формированию духовно – нравственных ценностей, эстетического вкуса, интереса к русской народной культуре и традициям.


   В ходе реализации проекта, учащиеся:


  • Повысили свой уровень декоративно - прикладного мастерства;

  • учились работать в коллективе;

  • почувствовали и поняли важность изначимость данного проекта.


В наши планы входит изготовление новых кукол - оберегов в дальнейшем.Именно куклы обереги является доказательством пользы работы объединения "Мастерская чудес".







Приложение


Сценарий "Куклы - берегини"


В некотором царстве, в некотором государстве давным-давно жил русский народ. Это были добрые, веселые и счастливые люди, потому что делали они себе маленьких помощниц: куколок-берегинь. Куколки были разные: одна помогала по хозяйству, другая дарила здоровье, третья оберегала сон детей.


- На этот случай есть куколка-ангелочек. По поверью, у каждого человека есть ангел-хранитель. Он оберегает человека от неприятностей, бережет его от всего плохого. Но одному ему часто не справиться с напастями и болезнями. Поэтому существует множество куколок, которые ему помогают.


- Какие же это куколки?


- Давай начнем с той куколки, что встречает всех гостей. Это куколка "Берегиня" Ее ставили максимально близко к входной двери, причем таким образом, чтобы "смотреть" на входящих. Если кто заходил в избу с недобрыми намерениями, первым делом он встречался взглядом с "Берегиней". Считалось, что весь негатив она забирает на себя, не давая навредить домочадцам. А еще кукла "Берегиня" часто использовалась нашими предками в различных обрядах, гадании и даже присутствовала при родах.


-А теперь давайте разгадаем, что за куколки хранят наше благополучие?


Кукла в платьице широком

И звенит словно звоночек

Есть цветок с таким названием.

Это кукла – ______________ "Колокольчик"




Куколка "Колокольчик" – это символ добра, божественной защиты и света. Именно она приносит людям солнце, потому что колокольчики имеют куполообразную форму и сверху напоминают солнышко. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря "Колокольчик", человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.


- Это весенняя куколка. А есть ли что-то зимнее или новогоднее?


- Конечно! А узнать, как зовется эта куколка, нам поможет загадка.


Чтобы радостно ходить

Под зимними тучами

Мы всегда желаем вам

Всем ______________ "Благополучия"



Правильно. Куколка "Благополучница" станет отличным подарком на новоселье, молодоженам или на Новый год.

В нее кладут монетку в пять копеек или пять рублей, поэтому ее дарят с пожеланиями богатства и достатка.В старину хозяйки делали себе таких, чтобы сладить с хозяйством, защитить дом и семью, привлечь деньги и здоровье, справиться с новыми делами. Часто ее называют "Домовушкой", так как считается, что она дружит с домовым.


И есть у куколки "Благополучницы" хорошая подружка - куколка "Крупеничка".


Это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.

- Богатство и достаток – это хорошо, только не до того, когда на улице то мороз, то сырость. Не заболеть бы!


- И на этот случай были у старого народа свои секреты. Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу".




Это лечебная кукла-оберег, которая помогает очистить воздух в доме. Обычно ее ставили в ту часть дома, где воздух застаивался, или подвешивали над детской люлькой. Нужно было перед сном обязательно помять мешочек с травами, чтобы наполнить комнату ароматом, и тогда воздух станет целебным и спать всем будет лучше.


- Чудесные куколки! А что бы мне такого подарить подруге своей. У нее, знаешь, какая коса? Коса до пояса.


- На этот случай есть у нас куколка!


С крепкой длинной косою

В ярком-ярком платье

Эта куколка-красотка

Принесет вам __________ "Счастье"



Эта куколка на Счастье!


- Какое уж тут счастье, когда такая серость на улице. Уже и непонятно, когда день, когда ночь. Темно уж больно.


- Посмотри сюда, вот куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища.


Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью – темную куколку.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир.

Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.

- Чудесно как! С такими куколками весны ждать проще! А весны ой как хочется! Будь у меня цветик-семицветик, я бы загадала желание, чтобы весна наступила быстрее!

- И на этот случай у нас есть куколка.


Ушел на Полюс Дед Мороз,

Кому писать послания?

Куколка-Желанница

Исполнит все ________ "Желания"


Куколку"Желанницу", как правило, имела каждая девочка, но и мальчикам иметь таковую не возбранялось. Подарив куколке какой-нибудь подарок в виде украшения (бусы, ленточку), нужно было поднести ее к зеркальцу, дабы та убедилась, как она красива в своем наряде. Затем надлежало загадать желание и спрятать куклу в потаенное место в ожидании исполнения желания.


- Ой, утомила ты меня своими рассказами (зевает), спать охота.


- И на этот случай есть у меня куколка. Давайте угадаем ее имя!


Чтобы крепко-крепко спать

Ночью в теплой горнице,

Нам поможет эта кукла

Справиться с ____________ "Бессонницей"



Бережную куколку "Сонницу-Бессоницу" сворачивают из лоскутов, приговаривая волшебные слова:

Сонница-бессонница,

Не играй с моим дитятком,

А играй этой куколкой…

Куколка "Сонница-Бессоница" приносит сладкие сны.


Вот такие помощницы издревле жили в домах у наших предков. Но они и сейчас готовы помочь нам и принести счастье, здоровье и благополучие в дом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Социально-значимый проект "Куклы-берегини"

Автор: Горелова Елена Владимировна

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527637


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства