Изучить историю возникновения русской народной куклы и её видов;
освоить технологию изготовления кукол;
развивать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
6.
Краткая аннотация содержания проекта
Знакомство с куклами-берегинями их предназначение.
Каждый из участников проекта изготовил куклу -берегиню для Починковскогокраеведческого музея.
7.
Сроки выполнения проекта
10 дней
8.
Предполагаемый результат
- Повысить уровень декоративно - прикладного мастерства учащихся;
- учиться работать в коллективе.
9.
Контактная информация
МБОУ ДО "Починковский ЦДО"
Тел.: 831- 97- 5- 06- 74
10.
Руководитель проекта
Горелова Елена Владимировна
Актуальность проекта
Проект "Куклы - берегини" очень современен и актуален.
Народное искусство – великая сила, которая связывает настоящее, прошлое и будущее. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами.
Главным в проекте является то, что учащиеся смогут расширить свои знания об истории возникновения кукол-берегинь, повыситьуровень мастерства в декоративно – прикладном творчестве. Постоянно занимаясь с детьми, нужно увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнутся, включатся в работу с желанием и интересом.Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы.
Куклы обереги для учащихся – это и игра, и труд, и новые знания. А работа превращается в интереснейшее дело!
Сбор информации
Большое эмоциональное воздействие на детей оказываютвыставки детских работ по декоративно – прикладному творчеству.На них учащиеся могут увидеть уровень мастерства других учащихся. Мы решили показать свое мастерство, изготовить куклы-берегини для Починковскогокраеведческого музея.
Каждому учащемуся было дано задание, подготовить сообщение о куклах-оберегах. Собранной информацией поделились на занятии и каждый по своему желанию выбралкуклу-оберега для изготовления своими руками.
Программа действий
Подготовительный этап.
показали высокую степень заинтересованности темой социально - значимого проекта;
выбрали способы решения проблемы проекта;
собрали информацию, выбрали направление работы;
сделали вывод: в современном обществе человеку нужен оберег.
Главная цель нашего проекта изготовить куклы-берегини для себя и в подарок для Починковского краеведческого музея.
2.Основной, организационно-практический этап.
провести познавательную беседу "С куклами возиться - бытию учиться";
изучить мастер – классы в интернете и технологию изготовления "куклы – берегини";
подготовить необходимые материалы для изготовления кукол (хлопчатобумажная ткань,шерстяные нитки,тесьма,ленты,кружево,синтепон,красные нитки "Ирис",шпагат,сухие веточки,сухие травы (мята, душица, мелисса),крупа (гречка и др.) и технологические карты;
изготовить тряпичную куклу-берегиню для себя;
изготовить и подарить куклу-берегинюПочинковскому краеведческому музею.
На этом этапе каждый участник проекта выступал в роли мастера. Изучив историю изготовления выбранной куклы – оберега приступилик выполнениюкуклывместе с руководителем.
Изготавливая берегинюважно было соблюдать правила работы:
хорошее умиротворённое настроение;
не должно быть никаких плохих мыслей;
ткань должна быть натуральной;
кукла должна быть сделана плотно и аккуратно.
Реализация проекта.
Для реализации проекта мы изготовилиобереговые куколки для себя. Сходили в Починковскийкраеведческий музей с целью узнать есть ли у них такие куклы-берегини, в качестве подарка подарить им изготовленные нами куклы.
Затем подвели итоги проекта.
Реализация плана действий
Мы приступили к работе по изготовлению кукол.
Затем мы отправились вместе с нашим педагогом в Починковскийкраеведческий музей, чтобы рассказать о куклах-берегинях и подарить обереговых кукол.
Рефлексия.
Выяснилось, что проект увлёк всех без исключения.Проектная деятельность способствовала формированию духовно – нравственных ценностей, эстетического вкуса, интереса к русской народной культуре и традициям.
В ходе реализации проекта, учащиеся:
Повысили свой уровень декоративно - прикладного мастерства;
учились работать в коллективе;
почувствовали и поняли важность изначимость данного проекта.
В наши планы входит изготовление новых кукол - оберегов в дальнейшем.Именно куклы обереги является доказательством пользы работы объединения "Мастерская чудес".
Приложение
Сценарий "Куклы - берегини"
В некотором царстве, в некотором государстве давным-давно жил русский народ. Это были добрые, веселые и счастливые люди, потому что делали они себе маленьких помощниц: куколок-берегинь. Куколки были разные: одна помогала по хозяйству, другая дарила здоровье, третья оберегала сон детей.
- На этот случай есть куколка-ангелочек. По поверью, у каждого человека есть ангел-хранитель. Он оберегает человека от неприятностей, бережет его от всего плохого. Но одному ему часто не справиться с напастями и болезнями. Поэтому существует множество куколок, которые ему помогают.
- Какие же это куколки?
- Давай начнем с той куколки, что встречает всех гостей. Это куколка "Берегиня" Ее ставили максимально близко к входной двери, причем таким образом, чтобы "смотреть" на входящих. Если кто заходил в избу с недобрыми намерениями, первым делом он встречался взглядом с "Берегиней". Считалось, что весь негатив она забирает на себя, не давая навредить домочадцам. А еще кукла "Берегиня" часто использовалась нашими предками в различных обрядах, гадании и даже присутствовала при родах.
-А теперь давайте разгадаем, что за куколки хранят наше благополучие?
Кукла в платьице широком
И звенит словно звоночек
Есть цветок с таким названием.
Это кукла – ______________ "Колокольчик"
Куколка "Колокольчик" – это символ добра, божественной защиты и света. Именно она приносит людям солнце, потому что колокольчики имеют куполообразную форму и сверху напоминают солнышко. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря "Колокольчик", человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
- Это весенняя куколка. А есть ли что-то зимнее или новогоднее?
- Конечно! А узнать, как зовется эта куколка, нам поможет загадка.
Чтобы радостно ходить
Под зимними тучами
Мы всегда желаем вам
Всем ______________ "Благополучия"
Правильно. Куколка "Благополучница" станет отличным подарком на новоселье, молодоженам или на Новый год.
В нее кладут монетку в пять копеек или пять рублей, поэтому ее дарят с пожеланиями богатства и достатка.В старину хозяйки делали себе таких, чтобы сладить с хозяйством, защитить дом и семью, привлечь деньги и здоровье, справиться с новыми делами. Часто ее называют "Домовушкой", так как считается, что она дружит с домовым.
И есть у куколки "Благополучницы" хорошая подружка - куколка "Крупеничка".
Это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
- Богатство и достаток – это хорошо, только не до того, когда на улице то мороз, то сырость. Не заболеть бы!
- И на этот случай были у старого народа свои секреты. Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу".
Это лечебная кукла-оберег, которая помогает очистить воздух в доме. Обычно ее ставили в ту часть дома, где воздух застаивался, или подвешивали над детской люлькой. Нужно было перед сном обязательно помять мешочек с травами, чтобы наполнить комнату ароматом, и тогда воздух станет целебным и спать всем будет лучше.
- Чудесные куколки! А что бы мне такого подарить подруге своей. У нее, знаешь, какая коса? Коса до пояса.
- На этот случай есть у нас куколка!
С крепкой длинной косою
В ярком-ярком платье
Эта куколка-красотка
Принесет вам __________ "Счастье"
Эта куколка на Счастье!
- Какое уж тут счастье, когда такая серость на улице. Уже и непонятно, когда день, когда ночь. Темно уж больно.
- Посмотри сюда, вот куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища.
Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью – темную куколку.
Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир.
Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.
- Чудесно как! С такими куколками весны ждать проще! А весны ой как хочется! Будь у меня цветик-семицветик, я бы загадала желание, чтобы весна наступила быстрее!
- И на этот случай у нас есть куколка.
Ушел на Полюс Дед Мороз,
Кому писать послания?
Куколка-Желанница
Исполнит все ________ "Желания"
Куколку"Желанницу", как правило, имела каждая девочка, но и мальчикам иметь таковую не возбранялось. Подарив куколке какой-нибудь подарок в виде украшения (бусы, ленточку), нужно было поднести ее к зеркальцу, дабы та убедилась, как она красива в своем наряде. Затем надлежало загадать желание и спрятать куклу в потаенное место в ожидании исполнения желания.
- Ой, утомила ты меня своими рассказами (зевает), спать охота.
- И на этот случай есть у меня куколка. Давайте угадаем ее имя!
Чтобы крепко-крепко спать
Ночью в теплой горнице,
Нам поможет эта кукла
Справиться с ____________ "Бессонницей"
Бережную куколку "Сонницу-Бессоницу" сворачивают из лоскутов, приговаривая волшебные слова:
Сонница-бессонница,
Не играй с моим дитятком,
А играй этой куколкой…
Куколка "Сонница-Бессоница" приносит сладкие сны.
Вот такие помощницы издревле жили в домах у наших предков. Но они и сейчас готовы помочь нам и принести счастье, здоровье и благополучие в дом.