Просмотр содержимого документа
«Социально значимый проект "Кальций"»
Пояснительная записка.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованного познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это реализуется за счёт проведения занятий по внеурочной деятельности «Дружим с математикой», расширяющих математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемые занятия предназначены для развития математических способностей учащихся 3 класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратеги и решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении и разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
3.Содержание программы.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 Таблица умножения однозначных и двузначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, читающие одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеют одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида , параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами.
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Конструкторы «Спички», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия«Математика и конструирование».
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Дата проведения
план
факт
Тема № 1 «Двузначные числа и их запись»
1
«Веселый счёт» Трёхзначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого
6.09
2
Поле чудес. Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись двузначных чисел цифрами.
13.09
3
Деловая игра. «Морской бой» Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины.
20.09
4
Деловая игра. «Счастливый случай» Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда .
27.09
5
Поле чудес. Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками.
4.10
6
Круглый стол. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач.
11.10
7
«Веселый счёт» Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел.
18.10
Тема № 2 «Сложение и вычитание двузначных чисел»
8
Развлекательно-познавательная игра. Сложение и вычитание двузначных чисел устно. Решение задач на нахождение целого по известным частям.
25.10
9
Круглый стол. Подготовка к записи сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму).
8.11
10
Деловая игра. «Счастливый случай» Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.
15.11
11
«Веселый счёт». Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки.
22.11
12
Деловая игра. «Какой ряд дружнее?»
Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
29.11
13
Круглый стол. Задачи, допускающие несколько способов решения.
6.12
14
Развлекательно-познавательная игра. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательности «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.
13.12
Тема № 3 «Решаем задачи и примеры»
15
Круглый стол. Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.
20.12
16
Поле чудес. Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.
Деловая игра. «Морской бой» Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения.
24.01
19
Развлекательно-познавательная игра. Выполнение сложения двузначных чисел столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).
31.01
20
Деловая игра. «Счастливый случай» Вычитание двузначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу.
7.02
21
Поле чудес. Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).
14.02
Тема № 4 «Умножение и деление чисел»
22
Развлекательно-познавательная игра. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
21.02
23
«Какой ряд дружнее?»
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
28.02
24
Поле чудес. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
7.03
25
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
14.03
26
Деловая игра. Построение конструкции по заданному образцу. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
21.03
27
Развлекательно-познавательная игра. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
4.04
28
Занимательные кроссворды. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
11.04
29
Занимательные кроссворды. Внетабличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Практические способы нахождения площадей фигур.
18.04
30
Занимательные кроссворды. Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
25.04
31
Круглый стол. «Счастливый случай» Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
2.05
32
Круглый стол. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.