Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна на начальном этапе обучения в коррекционной школе.
Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна на начальном этапе обучения в коррекционной школе.
Статья о методах социализации детей с аутизмом и синдромом Дауна на начальном этапе обучения в коррекционной школе на основе собственного опыта работы в специальном учреждении в течении десяти лет работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна на начальном этапе обучения в коррекционной школе.»
Социализация детей с аутизмом и синдромом Дауна в коррекционной школе на начальном этапе обучения. Солодовник Л. Н., воспитатель ГПД коррекционной школы.
Социализация – важный этап жизни для ребёнка с аутизмом. У детей с аутизмом нарушен процесс взаимодействия с внешним миром. И за счёт этого им очень сложно чему-то научиться или что-то усвоить. Они уходят от общения – одни просто игнорируют внешний мир, другие активно отвергают его, и вторжение в их мир для них очень болезненно. Трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражания определяют особую тактику в организации процесса обучения. В произвольно организованной ситуации такому ребёнку трудно всё: он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, «не видит» рабочего пространства страницы, не может распределить, скоординировать свои действия в нём. Он старается отвечать как можно более свёрнуто, эхололично, так, чтобы только обозначить ответ, теряет сообразительность даже в тех областях, где самостоятельно действует успешно. Такой ребёнок практически не способен преодолевать трудности. Малейший сбой может спровоцировать его отказаться от дальнейших попыток работы.
В эмоционально-личностном развитии такому ребёнку не удаётся достичь ощущения целостности своего «Я», отдельного от окружения. Поэтому трудно ожидать от него полноценного контакта, целенаправленного освоения навыков и знаний. Тем не менее, постоянная адекватная помощь, развивающие занятия и опыт корректной социализации могут принести ему большую пользу. Социализация в данном случае обычно проходит в условиях специализированных центров и интернатов, коррекционных школ.
Детский аутизм объединяет детей с разным уровнем психического развития: с тяжёлыми нарушениями умственного развития и с так называемым «блестящим» речевым и интеллектуальным развитием. При этом важно отметить, что трудности социальной адаптации, развитие навыков бытовой жизни характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении. В первом случае это поможет сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребёнка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором – формирование средств социальной адаптации необходимо для более полного развития избирательных способностей детей, их обучения, профессиональной реализации, овладения навыками самостоятельной жизни.
Таким детям больше подходит «щадящие» условия коррекционных школ со сниженной нагрузкой и малой наполняемостью, стабильным и стереотипным укладом.
С одной стороны, здесь очень важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения, новая речевая форма, новое знание даются точно в тот самый необходимый момент, когда он нуждается в нём. В этом случае ребёнок получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может переносить навык в другой контекст. Доля такой работы может быть значительна в школе не только в классе, но и на перемене. Особенно это касается обучения навыкам социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми: отработка возможности обратиться с просьбой, задать вопрос, самому ответить на приветствие, обращение. Для такого ребёнка важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, даже при невозможности участия в них.
С другой стороны необходима упорная работа по развитию произвольной организации такого ребёнка. Мы знаем, что вне произвольной организации невозможно формально развитие высших психических функций человека. Вопрос, насколько мы научим аутичного ребёнка собственно учиться, является вопросом, насколько мы сможем преодолеть искажение его психического развития.
Работа по развитию социально-бытовых навыков чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребёнка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением. Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребёнком, чем брать на себя тяжёлый труд по выработке у него самостоятельных навыков бытовой адаптации. Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопёки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребёнка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть эти типичные трудности семьи. Разумеется, делать это нужно с учётом и индивидуальных особенностей ребёнка и степенью участия его семьи в процессе реализации таких задач.
Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребёнком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных, аффектных форм поведения: влечения, агрессии. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффектной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребёнка. С этой целью используются различные формы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).
Важной задачей психокоррекционной работы являются развитие у детей доступных им способов аффектной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие, прежде всего с близкими для него людьми.
Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребёнком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребёнком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребёнка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции.
Работая с аутичным ребёнком мы обязаны учитывать его трудности в понимании смысла происходящего вокруг него. Это далеко не просто дефект его интеллектуального развития. Причины «лежат» глубже – это нарушение развития механизмов базальной аффектной сферы, которая может препятствовать развитию способности познавать мир, реализовывать его интеллектуальные возможности. И даже формально интеллектуально нормальный аутичный ребёнок должен социально учиться тому, что обычным и даже большинству умственно отсталых детей даётся, что называется, «даром». Такие дети демонстрируют низкую компетентность в тестах на социальную осведомлённость, ведь они живут изолированно и не участвуют в общей жизни. Такие дети действительно затрудняются в понимании самых простых жизненных смыслов.
Аутичный ребёнок может достичь даже большего успеха, чем его нормальный сверстник, например, в составлении бессмысленного геометрического узора, но введение смысла в задание не улучшает результатов аутичного ребёнка. Без специальной коррекционной работы аутичные дети могут не замечать смысла происходящих вокруг них событий, если они, конечно, не затрагивают их стереотипного жизненного ритуала, не нарушают его. В этом случае они всегда реагируют на них отрицательно, они не понимают смысла обычных детских игр, им может быть безразличен проигрыш или выигрыш, они не понимают чувств других людей, не учитывают, что другие тоже думают, чувствуют, имеют свои интересы, вообще тоже являются живыми существами.
Нарушение контакта с окружающими отчётливо проявляются в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушения формирования экспрессивной речи и, главным образом, недостаточность коммуникативной функции речи, что затрудняет контакт с окружающими людьми и изолирует аутичного ребёнка от общества.
Основной решаемой задачей является освоение простых рутинных занятий и бытовых навыков. Изначально новая среда может провоцировать усиление аффектного напряжения, моторных разрядок. Однако, по мере освоения структуры организации активности в учреждении, структуры самих занятий дают ребёнку чувство ритма и упорядоченности происходящего. И это как раз то, что помогает ему справиться с хаотичным потоком внутренних и внешних стимулов. Поведение становится более упорядоченным и предсказуемым. Индивидуальные занятия со специалистами и малые коммуникативные группы позволяют освоить простые стереотипные взаимодействия со средой и другими людьми. Дети начинают проявлять больший интерес к взаимодействию и выделять значимых других. Благодаря этому дети учатся выражать свои желания пусть жестами, вокализацией или с помощью карточек, но более направлено и понятно.
Таким образом, от создания для таких детей стереотипа школьной жизни постепенно осуществляется задача приспособления их к более гибким формам социального поведения на дальнейших этапах обучения и в конечном итоге и за пределами школы, в социуме.
Литература: Гилберт К., Питерс Т., Аутизм. М., 2002Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М. 2003 Либлинг М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. «Дефектологи», №4, 1997
Для успешной социализации детей с синдромом Дауна (далее – СД) нужно обязательное посещение ими государственных специализированных школ и других коррекционных учреждений, поскольку интеграция таких детей в коллектив даёт им возможность учиться и действовать так, как это принято в окружающем их мире.
Для того, чтобы жить в обществе, дети с СД должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это не происходило. Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, такие дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может попробовать сделать что-то самостоятельно. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы не скучать в одиночестве и не прибегать к самостимуляции. Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, в компании.
Посещение театров, музеев, занятия спортом способствуют разностороннему развитию детей с СД. Использование физических возможностей может повысить общий уровень своей приспособленности к жизни, выносливости, улучшения координации движений, качество навыков общей моторики. Являясь полноценными членами общества, люди с СД могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать. Для этого существует комплекс мер социально-педагогической деятельности в период профессионального обучения и подготовки таких детей к труду по следующим направлениям:
- определение социального статуса;
- организация социально-педагогического сопровождения;
- организация социально-трудовой поддержки.
Итак, несмотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с СД, существует возможность их социальной адаптации. Дети-Дауны нуждаются не сколько в упрощённой, сколько в индивидуальной программе обучения. При обучении и воспитании детей с СД педагогам и родителям необходимо опираться на его сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества. И тем самым постепенно достигать поставленной цели, благоприятно сочетая компнсаторные возможности организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения.