Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект по кубановедению»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
муниципального образования Темрюкский район
Социально – значимый проект
«Люби и знай свой край»
Разработала учитель начальных классов
Фролова Любовь Анатольевна
Ст. Курчанская
2013 г.
Актуальность темы проекта.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Тема данного проекта является актуальной. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Представленный материал данного проекта способствует знакомству младших школьников с историей нашего края, с растительным и животным миром, с выдающимися людьми, прославившими Кубань, наш район, поможет повысить интерес к народным истокам. Я надеюсь, что подобранный материал разбудит у детей чувство любви к своей малой Родине, даст понять, что это их земля, их страна. Ведь все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит нам.
А потому историю своей земли нужно не просто изучать, необходимо попытаться ронять её, «постигнуть в ней самого себя, узнать в ней, - по словам С.Н. Булгакова, - свой образ Божий». Нужно стремиться лучше осознать на какой земле мы живем, учимся и работаем, в чем прелесть края, где, по словам нашего знаменитого земляка Ф. А. Щербина, «чудеса природы слились с загадками истории».
Цель проекта: знакомство с историей, традициями и музыкальной культурой Кубани; уточнение и расширение представления о родном крае – Кубани; воспитание чувство гордости за ее достижения.
Целью основного, практического этапа станет расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, символах Краснодарского края.
Итоговый (декабрь) – подведение результатов, презентация работы над проектом.
На итоговом этапе будут подведены итоги реализации проекта. С этой целью проведу опрос учащихся «Что я знаю о Кубани?».
Сроки реализации проекта:
Октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года.
Средства реализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательный, продуктивный, художественно – речевой, игровой);
Рисунки на тему «Моя малая родина»
Демонстрационный материал по теме;
Специально-организованные занятия;
Посещение памятных мест.
Предполагаемый результат:
Сохранение интереса к истории своей малой родины;
Раскрытие творческих способностей детей;
Знакомство с творчеством кубанских поэтов и композиторов;
Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей;
Воспитание чувства гордости за свою страну.
Мероприятия по реализации проекта.
№ п/п
Мероприятие
Дата проведения
Участники
1.
Классный час «Кубань олимпийская».
04.10.
1-4 кл.
2.
Презентация «История станицы Курчанской».
11.10.
2-4 кл.
3.
Классный час «Творческий путь кубанского композитора В. Г. Захарченко»
18.10.
2-4 кл
4.
Классный час «Птицы Кубани». Раскрашивание рисунков птиц.
25.10.
1-2 кл.
5.
Классный час « Обитатели водоёмов Кубани». Разгадывание кроссвордов.
01.11.
1-4 кл.
6.
Классный час «Певец земли кубанской». Памяти И. Ф Варавва.
15.11.
2-4 кл.
7.
Презентация «Красная книга Кубани». Разгадывание кроссвордов.
22.11.
2-4 кл.
8.
Экскурсия в сельскую библиотеку «Победа деда – моя победа».
29.11.
2 и 4 кл.
9.
Классный час «Подвигу семьи Степановых посвящается…»
06.12.
1-4 кл.
10.
Классный час «Береги природу родного
края». Работа по книге-раскраске "Экология Кубани".
13.12.
2-3 кл.
11.
Презентация "Кубань – житница России»". Игры "Угадай", "Это делают любители природы".
20.12.
1-2 кл.
12.
Защита проекта «Люби и знай свой край». Конкурс рисунков "Моя малая Родина".
24.12.
1-4 кл.
Основной результат проекта заключается в усвоении учащимися школы таких ценностей, как толерантность, милосердие, стремление к добру, прекрасному.
«Природа и экономика Краснодарского края», П. Ф. Ризель. 2004 г.
«Родная Кубань», В. Н. Ратушняк. 2003 г.
«Моя Кубань» (природа, история, хозяйство, города Краснодарского края), Ситдикова Н. В.
Отчёт о реализации социально-значимого проекта «Люби и знай свой край», разработанного учителем начальных классов Фроловой Л.А.
С 4 октября по 20 декабря 2014 г. в МБОУ СОШ №4 был реализован проект «Люби и знай свой край», целью которого было углубить и уточнить представления о родном крае - Кубани, воспитание чувство гордости за ее достижения.
Приступая к разработке данного проекта, я ставила следующие задачи:
- формирование чувства патриотизма, гражданственности;
- расширение кругозора учащихся;
- учиться видеть прекрасное рядом с собой;
- воспитание любви к родному краю, к своей малой родине;
- умения гордиться выдающимися людьми края;
- развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Для реализации проекта использовались основные формы работы с
учащимися начальной школы:
проведение тематических классных часов;
проведение бесед;
презентации;
экскурсия;
анкетирование;
конкурс чтецов;
конкурс рисунков «Моя малая Родина»
В ходе реализации данного проекта был проведен цикл мероприятий следующего содержания:
4 октября провела классный час «Кубань олимпийская». Вспомнили и закрепили символику России и Кубани. Побеседовали об олимпийских играх в Сочи. Для закрепления символики края в классе проведена дидактическая игра «Собери флаг».
11 октября проведена беседа «Моя малая Родина. История станицы Курчанской». Дети рассказывали о своей станице: где родились и выросли, где живут родители, бабушки и дедушки. Рассказывали об истории нашей станицы.
18 октября был проведён классный час «Творческий путь кубанского композитора В. Г. Захарченко». Познакомила с биографией Виктора Гавриловича, который с 1974 г. стал руководителем Кубанского казачьего хора. Прослушали несколько песен казачьего Кубанского хора.
25 октября проведёна беседа «Птицы Кубани» для 1 и 2 классов. Для детей было дано задание - назвать птиц, которые водятся в нашей местности. На занятии я уточнила и расширила представления о птицах, которыеводятся на территории Кубани. С большим удовольствием, в конце беседы, дети раскрашивали рисунки птиц
1 ноября проведен классный час «Обитатели водоёмов Кубани». Разгадывание кроссвордов.
Для детей было дано задание - назвать рыб, которые обитают в водоёмах нашей местности. Дети были ознакомлены с некоторыми выдами рыб, которые обитают в водоёмах Краснодарского края. Был разгадан кроссворд по теме. Ключевым словом в кроссворде стало слово – Кубань.
15 ноября проведён классный час «Певец земли кубанской», памяти И. Ф Варавва. Задание было детям – выучить наизусть стихи И. Ф. Вараввы. Кратко я познакомила с биографией Ивана Федоровича. Были прочтены стихи мною и детьми о красивом уголке нашей большой страны – о Кубани.
22 ноября проведена беседа «Красная книга Кубани». Разгадывание кроссвордов. Было дано задание детям – рассказать об одном животном или растении, занесенное в Красную книгу. Был разгадан кроссворд по теме. Ключевым словом в кроссворде стало слово – БЕРЕГИ.
29 ноября ребята 2 и 4 классов посетили сельскую библиотеку. Дети познакомились с названиями книг стендов «Наша родина – Кубань», «Победа деда – моя победа». Дети познакомились также с историей переселения казаков.
6 декабря провела беседу «Подвигу семьи Степановых посвящается…». Рассказала детям об одной замечательной маме - Епистинии Фёдоровне Степановой и её 9 сыновьях. Прослушали песню «Мать».
13 декабря с учащимися 2 и 3 класса провела Классный час «Береги природу родного края». Ребята работали по книге – раскраске «Экология Кубани». (Назарова, Андросова). Отгадывали загадки растений и животных, зачеркивали на рисунках то, чем человек засоряет водоём и берег, обвели свою руку и на каждом пальчике написали по слову – люби и береги родной край.
20 декабря провела классный час для учащихся 1 и 2 классов «Кубань – житница России». Ребята старались дать правильный ответ на вопрос «Почему именно Кубань называется житницей России?». С большим удовольствием ребята играли в игры «Угадай», «Это делают любители природы».
24 декабря была проведена защита проекта. Учащиеся продемонстрировали знания, приобретённые за время проведения проекта. Рассказали, что было самым интересным в ходе проведенных мероприятий. Выступление сопровождалось рисунками детей.
Все проведенные классные часы, беседы сопровождались презентациями. Учащиеся начальной школы под руководством учителей и воспитателей просмотрели книги, журналы, посетили библиотеку с целью сбора информации, чтобы найти ответ на проблемные вопросы и задания (подбор стихов кубанских поэтов; назвать виды рыб, которые обитают в водоёмах Кубани; назвать птиц, которые водятся в нашей местности и почему сороку называют «сорока – белобока; что я знаю о своей станице?».
Учащиеся расширили представления о животном и растительном мире Кубани, о хозяйственной деятельности жителей края, познакомились с биографией композитора Виктора Захарченко, поэта И. Ф. Варавва.
Хочется верить, что любовь к родной Кубани останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.