Сотрудничество учителя начальной школы и социально- психологической службы при реализации ФГОС
Сотрудничество учителя начальной школы и социально- психологической службы при реализации ФГОС
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество учителя начальной школы и социально- психологической службы при реализации ФГОС»
Сотрудничество учителя начальной школы и социально- психологической службы при реализации ФГОС
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное в первом классе, так как именно первый класс – стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления.
Сотрудничество с социально-психологической службой в начальной школе – заключается:
в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся
динамического наблюдения за развитием учащихся в течение 4-х лет и коррекция
подготовка к переходу в среднее звено
Уже на этапе набора будущих первоклассников осуществляется программа по преемственности, основой которой является интегрированный курс предметов, где работают не только учителя начальных классов набирающие классы и психолог, но и учителя предметники.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога и психолога, а также их консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Даются необходимые рекомендации родителям.
При поступлении детей в 1 класс начинается тесное сотрудничество педагога, психолога и социального педагога. Это посещение уроков, занятий внеурочной деятельности социально-психологической службой, индивидуальные занятия с учащимися, групповые, тестирование, беседы, наблюдение, получение информации о семье, стиле общения в семье, консультации и индивидуальные беседы с родителями.
В результате чего заполняются карты индивидуального развития на каждого ребёнка в 1-2-3-4 классах.
1.Психологическая и социальная готовность ребенка к школе.
2. Карта отслеживания динамики развития.
3. Лист наблюдений за учащимися.
4.Специальные предметные знания и умения.
По результатам обследования учащихся 1-х классов собирается консилиум с целью:
выявления одарённых детей
выявления детей «группы риска» (дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающих, слабоуспевающих, с ограниченными возможностями в здоровье, ассоциальным поведением и т.д.)
определение путей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями адаптации
определение специального коррекционного образовательного маршрута ребёнка
Мероприятия проводящиеся в течение четырёх лет.
1. Индивидуально-коррекционные занятия с детьми, состоящими на внутришкольном учёте 2. Психокоррекционная работа в 1-4 классах. 3. Коррекционные занятия с детьми социально-педагогической запущенностью 4. Занятия по развитию познавательных процессов (1-4 классы). 5. Занятия с «неуспевающими» учениками (1-4 классы). 6. Индивидуальные занятия с детьми, обучающимися на дому
7. Классные часы по вопросам здорового образа жизни, дружбы и сотрудничества (1-4 классы)
8. Занятия и игры с учащимися по преодолению агрессии. 9. Занятия и игры с учащимися по снятию психоэмоционального напряжения. 10. Занятия и игры на сплочение коллектива.
Для родителей учащихся:
Социально-психологические тренинги с родителями учащихся.
Индивидуальное консультирование по проблемам детей и семьи.
Тематические консультации: - рекомендации по вопросам адаптации детей 1х классов. -проблемы развития внимания - самостоятельность. - как повысить учебную мотивацию -проблемы детско-родительских отношений -проблемы агрессивности. Пути преодоления.
Переход учащихся из младшей школы в среднее звено является кризисным этапом в школьной жизни. Этот период связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения.
Для того чтобы переход учащихся младшей школы в среднее звено осуществлялся как можно более безболезненно, начинаем работу по преемственности уже в конце 3 класса и продолжаем на протяжении обучения в 4 классе.
Педагог и психолог проводят диагностику уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в старшее звено, диагностику учебных затруднений, учебной мотивации, межличностных отношений и эмоционального благополучия.
Если какие-то показатели выше или ниже нормы, то проводится коорекционная работа с такими учащимися, психологом, социальным педагогом и учителем.
Результаты проведённых диагностик представляются на консилиуме, учителям-предметникам и будущему классному руководителю, это поможет лучше узнать особенности детей. Социально-психологической службой намечается дальнейший план работы по адаптации учащихся в 5 классе и коррекционная работа.