Название | Автор | Недостатки | Достоинства | Методы и приемы |
Метод объяснительного чтения | Ушинский К.Д. | Дробление на части мешало целостному восприятию произведения, а также противоречит психологии ребенка, уничтожает воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность | Прочувствованно могло быть только такое произведение, которое совершенно понятно и понято | 1) Подготовка к восприятию произведения; 2) Подкрепление чтения катехизической беседой; 3) Включение УНТ в программу обучения чтению; 4) Соединение наглядного обучения с обучением родному языку; 5) Использование логического и эстетического видов чтения. |
Л. Н. Толстой | «Переходная литература» помогает ребенку перейти от чтения знакомых слов и жанров к чтению художественных произведений. Постепенное чтение способствует росту понимания, прочитанного и формированию умения читать сознательно | 1) Объяснять незнакомые слова во время чтения не нужно 2) Создание «переходной» литературы 3) Соединение механического и постепенного чтения приводит к успехам в сознательном чтении |
В. П. Шереметевский | Система Шереметевского должна способствовать осмысленному восприятию литературного произведения | 1) Подборка коротких рассказов, насыщенных движением и действием 2) Вопросы должны носить предупредительный характер 3) Чтение должно сопровождаться обменом мыслями, свободной беседой |
Развитие метода в последующие годы | | 1) Создание методов объяснительного чтения: А) Традиционное направление (Чтение – средство сообщения учащимися реальных знаний). Б) Направление для представителей которого главным было нравственное воздействие произведения на учеников В) Направление, предполагающее развитие логического мышления |
Метод объяснительного чтения | Н.Ф. Бунаков | Дробление на части мешало целостному восприятию произведения, а также противоречит психологии ребенка, уничтожает воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность | Объяснительное чтение расширяет круг понятий и знаний учеников, учит всестороннему полному пониманию читаемого, действует на нравственное развитие | 1) 3 части объяснительного чтения 1. Чтение 2. Катехизация 3. Отчет о прочитанном 2) Структура урока чтения деловых статей и художественных произведений 3) Чтение вслух учителем с дальнейшим разбором целого по частям |
К.В. Ельницкий | Объяснительное чтение раскрывает перед учеником в произведении то, что в нем действительно содержится | 1) Чтение учащихся про себя («втихомолку») 2) Пересказ изложенного в 1 лице, от 3 лица 3) Описание внешнего вида героя 4) Составление внутренней характеристики героя |
Д. И. Тихомиров | К концу курса начальной школы дети должны приобрести навык «толкового чтения» - приобрести определенный круг знаний, постичь смысл произведения | 1) Создание логических методов и приемов |
В. П. Вахтеров | Художественное произведение переживается как новое «поэтическое» знание о мире | 1) Предметные уроки должны предшествовать урокам чтения 2) Рельефное выставление воспитывающих образов |
Метод воспитательного чтения | Ц. П. Балталон | | Воспитательное чтение помогает овладеть сознательным чтением, может явиться способом сообщения знаний из разных областей науки, может стать первой ступенью в осознанном чтении художественного произведения | Урок по методу воспитательного чтения: 1) Чтение произведения учителем 2) Заметки о прочитанном детьми 3) Составление детьми плана рассказа 4) Урок – беседа 5) Обмен впечатлениями 6) Воспроизведение основных эпизодов 7) Комментарии учителя 8) Оценка жизненных явлений в тексте 9) Письменное изложение прочитанного |
Метод литературно – художественного чтения | А. Я. Острогорский | | Цель этого метода – эстетическое воспитание детей, формирование эстетического вкуса, активизация интереса к литературе как искусства слову | 1) Исключение текстов познавательного характера 2) Предъявлялись образцы русской литературы (Пушкин, Гоголь, Лермонтов и т.д.) 3) Предлагались лучшие произведения поэтов близкой эпохи (Бальмонт, Брюсов, Блок и т.д.) 4) Не включали в обучение книги «текущей» литературы Задания на уроке: 1) Рассмотреть пословицу с двух сторон: буквально и поэтически 2) Написать сочинение на какую-то тему |
Метод творческого чтения | С.И. Абакумов | | Ребенку предоставлялась возможность не словом объяснять прочитанное, а в конкретном деле – лепке, рисовании, выпиливании, шитье и пр. | 1) Чтение по ролям 2) Инсценировка произведений 3) Чтение наизусть произведения с применением жестов, телодвижений, расположения в группах 3) Чтение с описанием действий, поз, выражением лиц, интонации, костюмов и т.д. 4) Подбор к текстам рисунков 5) Иллюстрирование 6) Пантомимизация предложений 7) Составление сценариев |