Сообщение на М/О учителей начальных классов : « Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».
Сообщение на М/О учителей начальных классов : « Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение на М/О учителей начальных классов : « Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему:
« Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.
Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма,
но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.
Недостатки в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. «Будет ли понятно данное слово, — пишет Д.Б. Эльконин, — зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание; если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано,
но не понято.»
Впервые на нарушение чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ (В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др,), в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения .
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др.
Проблема нарушений чтения рассматривается уже более 100 лет,
но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших , так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).
В логопедии такие трудности называют
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Я считаю, что систематическая работа над звуковым составом слова может привести к устранению речевых расстройств и достижению положительной динамики овладения чтением и развития письменной речи у обучающихся.
Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением называется дислексией (Р.И. Лалаева )
Выделяются следующие пять видов дислексии:
Фонематическая дислексия. В основе ее лежит нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих сходные звуки,побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова(пропуски согласных, вставка гласныхзвуков, пропуски перестановки слогов).Она проявляется на аналитическом этапе овладения чтением(на ступени овладения звуко-буквенными обозначениями и послогового чтения). Она обусловлена недоразвитием функции фонематической системы( фонематического восприятия ифонематического анализа).
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.(неправильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.
Оптическая дислексия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении.
семантическая дислексия(механическое чтение)проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении.
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой.
Динамика дислексий носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности дислексии.
Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Кроме того, поскольку у последних задержано спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова, методы работы с ними должны быть отличными от тех, которыми учитель постоянно пользуется в классе.
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды с тали разрабатывать различные методики по устранению разных форм дислексии.
Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения работы по коррекции нарушенного механизма.
Изучение теоретических источников по проблеме преодоления нарушений чтения у младших школьников общеобразовательной школы позволило определить основные направления моей работы. Методологической базой и теоретическим обоснованием являются работы по проблеме нарушений чтения Л.Н.Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой
Работа учителя по коррекции дислексии и повышению качества чтения, должна
строиться с учётом основных принципов :
патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения),
принцип учёта "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому),
принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции,
принцип учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности,
принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения,
принцип комплексности,
принцип системности,
принцип деятельностного подхода,
принцип поэтапного формирования умственных действий,
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель - оказание помощи обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение овладения навыком чтения и понимания прочитанного, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений чтения).
последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
создание платформы для успешного овладения навыком чтения обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов.
Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов возможно только благодаря систематической работе учителя через систему заданий , способствующих формированию навыка правильного чтения.
Этапы педагогической деятельности педагога
1 этап – организационный
Выявление детей с различными речевыми растройствами
Проведение дифференциальной диагностики по определению симптоматики механизмов вида дислексий и степени их выраженности(проводится совместно с логопедом)
Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Губы в улыбке;
Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;
Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
Язык «иголочкой» – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
Язык «чашечкой» – рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
Щелканье языком;
«Вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
«Качели» – рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
«Маятник» – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
чередование движение губ: «улыбка» – «трубочка».
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака – маска – нос;
Сено – василек – высь;
Замок – коза;
Зима – магазин;
Цапля – овца – палец;
Шуба – кошка – камыш;
Жук – ножи;
Щука – вещи – лещ;
Чайка – очки – ночь;
Рыба – корова – топор;
Река – варенье – дверь;
Лампа – молоко – пол;
Лето – колесо – соль.
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т. к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования.
На этапе чтения по слогам и целым словом часто встречаются такие ошибки при чтении как: пропуски, перестановки звуков, слогов. Эти ошибки могут возникать по причине необоснованных требований в увеличении техники чтения, когда ребенка начинают подгонять, а он к этому еще не готов. Ребенок начинает механически читать стоящие перед глазами буквы. Особенно опасны ошибки, которые он делает в окончаниях слов в предложении, т. к. они могут в дальнейшем стать дефектной основой для формирования грамматического строя речи. Для того чтобы отграничить дислексический характер ошибок от ошибок иного происхождения, далее предлагается обследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков языкового анализа и синтеза.
Исследование сформированности звуков – слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова:
Скакалка
Танкист
Космонавт
Милиционер
Сковорода
Кинотеатр
Перепорхнуть
Кораблекрушение
Аквалангист
Термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Экскаваторщик работает на экскаваторе
Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.
Исследование навыков языкового анализа и синтеза
Cколько слов в предложении?
День был теплый.
Около дома росла высокая береза.
Составить предложения из 2, 3, 4, 5 слов.
Сколько слогов в слове?
Дом
Карандаш
Вспомнить слова, состоящие из 2-5 слогов.
Определи место звука в слове:
Первый звук в слове крыша
Третий звук в слове школа
Последний звук в слове стакан
Сколько звуков в слове?
Рак
Сумка
Диктант
Вспомнить слова, в которых 4-5 звуков.
Отобрать картинки в названиях которых 5 звуков.
Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Планирование работы
2 этап- подготовительный
Развитие фонематического восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие звукового анализа слов
На этом этапе происходит формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства,на внешние действия.
Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове( ученик заполняет схему фишками). Действие которое выполняет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Картинка напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.
3 этап – основной
формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план. Дети называютслово, определяют первый второй третий и т.д..уточняют количество звуков.
формирования действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
IV этап – заключительный:
закрепление полученных навыков
Какие же используются упражнения по закреплению функции фонематического анализа на различных этапах работы
1.Тренировка артикуляционного аппарата
Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Качели», «Часики» и т.д.
2.Выработка правильного дыхания
Упражнения: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад» и т.д.
3.Речевая зарядка
Упражнения:
Дифференциация сходных слогов и слов.
са – за ма – мя гол – кол
со – зо мо – мё гора – кора
су – зу му – мю игра – икра
2. Чтение слогов по подобию. а о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу
При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одним и тем же гласным - положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию. мак майка Ваня рак зайка Маня бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов.
4. Чтение слов путем наращивания согласных.
низ — вниз плыл — всплыл
бил — вбил плеск — всплеск
лез — влез копал — вскопал
чай — чайник
двор — дворник
рыба — рыбак
5. Чтение слогов и слов с подготовкой.
а— ан— бон — бант
е— се— сер— серп
о— то— сто — стол — столб
с— то— сто — ит — стоит
з— ва— ли— звали
г— на— гна — ли— гнали
6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной двумя буквами (звуками).
пила — липа карп — парк
палка — лапка гора — рога
кукла — кулак рыбак — рыбка
волос — слово ручка — круча
коза — коса
ужи — лужи
верь — зверь
мышка — мошка
7. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.
сад — садик ход — выход
яма — ямка копал — копнул
решила — решала купал — купался
8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни.
накормил унёс
напилил увёз
намазал увёл
Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
* * *
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
* * *
Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом,
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
* * *
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивает шишку.
* *
Сидели, свистели
Семь свиристелей.
* *
Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
4. Развитие фонематического восприятия.
Упражнения: «Топни, хлопни», «Покажи символ», «Повтори за мной»
5. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Упражнения: «Определи место звука в слове», «Придумай слово с определенным количеством звуков», «Выбери картинку»
6. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие
Упражнения: «Отыскивать в схеме определённое слово», «Корректурная проба», «Преобразуй слово»
7. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Упражнения: «Пропущенные буквы», «Б или П» (и т.п.), «Какой звук общий», «Вглядись и разберись», «Пишем вслух»
Вставь пропущенные буквы: вил.а,кош.а…
Составь слова из букв разрезной азбуки
Подобрать слова, где заданный звук был на первом, втором,последнем месте
Назвать слова с определенным количеством звуков
Добавить звуки к слогу, чтобы получились новые слова
Преобразовать слова( добавляя звук в начале слова, в конце, переставляя звуки)
Составить новые слова из заданного
Составление графической схемы слова
Разгадать зашифрованное слово
Придумать слова к графической схеме
Вписать недостающие буквы
Кроссворды Ребусы
Игры со звуками
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ «к», «о», «т».
На своих занятиях я использую различные виды работ с обучающимися
работа в индивидуальных тетрадях «Карточки по обучению грамоте» О.Н.Крыловой 1 класс; «Работа с текстом» О.Н.Крыловой 2-4 класс;
работа на карточках;
проверочные работы;
творческие работы
работа с использованием ПК
Создание системы работы по теме «Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов »:
Разработка рабочей программы по обучению грамоте и литературному чтению
Прогнозируемые результаты в условиях реализации ФГОС Предметные
Ученик научится:
Слышать и различать звуки в словах. производить слого – звуковой анализ слова с изучаемым звуком
Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу
Слышать звук в произносимых словах, определять его место в словах.
Приводить примеры с изучаемым звуком
Соотносить звук и соответствующую ей букву. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками
Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков.
Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение).
Метапредметные
Познавательные УУД
- Формирование умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- Применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.
- Формирование умения в выборе оснований и критериев для сравнения, устанавливать различные связи
- Формирование умения рассматривать иллюстрации учебника, поиска необходимой информации и умение анализировать ее содержание
- Формирование умения использовать представленную информацию для получения новых знаний
Регулятивные УУД
- Формирование социальной роли ученика.
- Формирование положительного отношения к учению.
- Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
- Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
- Умение отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и работы своих товарищей
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные УУД
- Потребность в общении с учителем .Умение слушать и вступать в диалог.
- Умение работать со взрослыми
- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
Планируемые результаты личностные
- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Использование инновационных методик и технологий: - развивающего обучения;
игровые технологии
здоровье-сберегающие технологии
личностно-ориентированное обучение
-информационно-коммуникативные технологии
-использование ИКТ
Для исследования умения воспроизводить звукослоговую структуру слова обучающимися можно использовать раздел методики Р.И.Лалаевой, направленный на определение характера нарушения звукового анализа слов. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину нарушений звукового анализа слов и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности воздействия.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении
Замены
Пропуски
Перестановки
Искажения
Угадывающее чтение
ВЫВОД: Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.
Рекомендации учителю:
1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,
6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.
Литература:
1.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.
2. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
4. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.
5. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «СОЮЗ»,2001.