kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cмысл этого выступления на ШМО в том, чтобы кратко познакомить учителей среднего звена с формами и методами словарной работы в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах"»

Словарно-орфографическая работа

на уроках русского языка в начальных классах.


Работа над словарем — это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря надо вести работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся час­то не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи.

Поэтому выделим следующие задачи:

-расширить детский словарь;

-пассивный словарь сделать активным;

-обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Все это имеет большое значение для общего развития ребенка. Работа над словарем на уроках по развитию речи ценна тем, что словарь детей закрепляется не только в устной, но и в письменной речи.

Словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:

– во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

– во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, т.к. умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.

В процессе своей практической деятельности я использую методику П.С.Тоцкого, так называемая "орфографию без правил", принцип которой гласит: четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно. Как выяснилось, данная технология действительно очень эффективна. Большинство учащихся, проговорив словарное слово несколько раз, запоминают орфограмму и впоследствии пишут его грамотно.

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по "Словарю" учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. По всеобщему признанию важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки

Значения слов могут быть раскрыты путем:

показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод;

расчленения понятия, указание на его признаки, перечисление их;

введение слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте или фразе значение слова выступает ярче), а также путем дописывания предложений;

синонимической замены слов;

сравнения и сопоставления по сходству, различию;

разбор слова по составу;

справок в энциклопедических и толковых словарях;

прямого вопроса: например, что такое депрессия?

Опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз, не должно превышать трех-пяти слов. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста; многое может сглаживаться из памяти учащихся. Необходимо возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения.

Одним из важнейших этапов урока русского языка и чтения в начальных классах является словарно орфографическая работа. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.).При этом предлагаемые упражнения и задания составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается усидчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

«Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:


Ь

Т

Е

Л


И

У

Ч









упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

«Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):


В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд...витъ, охр...нять, б...лезнъ, кр...сителъ, зн...чение, умн...жатъ, аб...жур, сл...мался, л...скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.)

В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются внимание и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.

1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома.

2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.

3. Третья буква обозначает правый глухой мягкий согласный в слове вернуть.

4. Четвертая буква является последней в корне слова север.

5. Пятая буква - это окончание в слове яблоко». (Искомое слово метро.)

По методике СМ. Лысенковой можно выделить 11 блоков

Учебные вещи I. карандаш

тетрадь

пенал

Россия

2. Москва

Родина

город

деревня

фамилия


3. хорошо

весело.

быстро

скоро.

Вдруг



Класс

5. класс.

ребята

девочка

товарищ


6. дежурный

учитель

учительница

много


Завод

машина

завод

работа

рабочий

народ

лопата


Зимой 9. мороз

ветер

иней

коньки

суббота


В магазине

10. посуда

молоко

одежда

пальто

платок

сапоги


Животные 11 .корова собака медведица заяц


При работе над словарными словами использую двустишия.

- Зябнут ноги ,щиплет нос

Старый дедушка... (мороз).

- Есть у нее четыре шины,
А называется... (машина).

Далее работа проводится над буквами для запоминания (как и обычно), но именно такое начало работы в игровой форме настраивает детей на рабочий лад. Ученики с удовольствием будут работать над словами, конец которых, по их мнению, они додумали сами (в этом случае им можно сказать: «Сейчас вы все станете поэтами и поможете мне закончить стихотворения»).

Использование фразеологизмов и пословиц при работе над словарными словами.

Практически все учителя используют на своих уроках и загадки, и пословицы, и фразеологизмы со словарными словами.

На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Предлагается прочитать их и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу).

Нет ничего краше, чем ... наша. (Родина.) ... любит чистоту. (Посуда.) Чужбина — калина, родина .... (Малина) … человек добро помнит. (Русский.)... — всем ... мать. (Москва, городам.) Крепкую дружбу и ... не разрубишь. (Топор.) Не... красит человека, а его добрые дела. (Одежда

Игра «Фотоглаз». Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово. При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.

1. Ворона в павлиньих перьях.(Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства Безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение,)

2. Прикусить язык.(Это выражение употребляется в значении «помолчать»).

3. Дом построить на песке.(Выражение употребляется, когда говорится о чем-нибудь непрочном, необоснованном).

4. Сгореть дотла.(Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло — значит основание). Сгореть дотла — сгореть до основания).

Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения:

-запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам и правильной постановкой ударения в нем;

-упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;

составление предложений с новым словом в его разных значениях;

-введение в орфографические упражнения новых слов;

-ворческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказов, изложений, сочинений);

-ведение детских словарей.

Отбор материала для словарной работы

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант ( С карточкИ ЧИТАЮТ слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант( С картинкИ дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его ИЛИ дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.).

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Кроме различных видов диктантов мною используются и такие приемы работы над словарем, как чтение нового слова с доски или с карточки; обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; проговаривание слова вслух; письмо в тетрадях; разбор по составу; подбор родственных слов; составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

Но , обобщая разные формы и методы работы над словарными словами , я отдаю предпочтение методу «АССОЦИАЦИЙ».Именно после введения этого способа, количество ошибок в написании сл.слов намного уменьшилось.

Например.Надо запомнить написание слова П…ЛЬТО , что поможет запомнить букву А? Рассуждаем, что надо человеку в период, когда носят пАльто? Верно , шАпка, шАрф – это и будут слова подсказки.Например:

сОбака – дОм.

стАкан – дАй мне.

пОсуда –стОл.

Словарную работу можно сочетать с минуткой чистописания. Кроме того, в своей работе я использую кроссворды, тематические игры и многое-многое другое. Вывод.

Словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач: – во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

– во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, т.к. умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.

Изучению данного вопроса посвятили свои труды такие ученые прошлого и настоящего, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, А.В. Текучев, М.Р. Львов, Л.К. Скороход, П.С. Тоцкий и многие другие. Они доказали, что словарная работа на уроках русского языка должна являться неотъемлемой частью школьной программы и обязательно носить системный и постоянный характер.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Светлана Владимировна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства