Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе:
-примерной программы по окружающему миру. (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение,2014. Стандарты второго поколения)
- авторской программы «Окружающий мир» М. И. А. А. Плешакова и др. (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2014)
Рабочая программа ориентирована на учебник «Окружающий мир» 4 класс в 2 ч. авт. А. А. Плешакова и др., - М. : Просвещение, 2017
Основными целями курса «Окружающий мир» являются:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса «Окружающего мира» являются:
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
· осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
· формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
· формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Основная концептуальная идея курса состоит в следующем: курс должен строиться на базе синтеза трёх фундаментальных понятий, характеризующих мир и отношение человека к нему, — «многообразие», «целостность», «уважение». Отсюда вытекают ведущие идеи курса, которые являются стержнями интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний, определяют содержание и ценностные ориентиры курса:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа в 4 классах рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно годовому календарному графику, расписанию уроков на 2020-2021 учебный год, количество часов в год составляет – 67 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам.
Познавательные
Выпускник научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные
Выпускник научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9 часов)
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Звезды и планеты. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Счёт лет в истории. Человек — часть природы. Охрана природных богатств. Охрана памятников истории и культур.
Природа России (11 часов)
Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Природные зоны России - общее представление. Природные зоны России: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охра на природы). Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Экскурсия «Природа вокруг нас».
Родной край – часть большой страны (12 часов)
Родной край — частица России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества. Экскурсия в природное сообщество родного края. Дикорастущие и культурные растения. Значение труда в жизни человека и общества. Дикие и домашние животные. Человек и природа.
Страницы всемирной истории (5 часов)
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Страницы истории России (21 час)
История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Виртуальная экскурсия «Исторические достопримечательности родного края». Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Древняя Русь.
Современная Россия (10 часов)
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Россия — многонациональная страна. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Города России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Человек и общество.
№
Раздел. Тема урока.
Количество
часов
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
Раздел «Земля и человечество» (9 ч)
1
Мир глазами астронома.
1
01.09
стр. 4-8 пересказ, вопросы
2
Планеты Солнечной системы.
1
03.09
стр. 9-15 пересказ, сделать модель Солнечной системы
3
Звёздное небо — Великая книга Природы.
1
08.09
стр. 16-21 прочитать текст, сделать модель созвездия
4
Мир глазами географа.
1
10.09
написать сочинение «Какой я представляю Землю, глядя на глобус»
5
Мир глазами историка.
1
15.09
стр. 29-35 пересказ
6
Входная контрольная работа
1
17.09
7
Когда и где?
1
22.09
Стр.36-40 ответить на вопросы
8
Мир глазами эколога.
1
24.09
стр. 41-47 пересказ
9
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
29.09
стр. 47 вопросы «Проверь себя»
10
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
01.10
стр. 47 вопрос 1 «Задание для домашней работы»
Раздел «Природа России» – 11 ч.
11
Равнины и горы России.
1
06.10
стр. 58-65 выполнить задания
12
Моря, озёра и реки России.
1
08.10
стр. 66-70 выполнить задания для домашней работы
13
Природные зоны России.
1
13.10
стр. 71-75, подготовить рассказ о животных Арктики
14
Зона арктических пустынь.
1
15.10
стр. 76-83, подобрать материал о труде людей в Арктике
15
Тундра.
1
20.10
стр. 84-94 пересказ, вопросы
16
Леса России.
1
22.10
стр. 95-102 прочитать текст
17
Лес и человек.
1
27.10
стр. 103-109 ответить на вопросы
18
Зона степей.
1
29.10
стр. 110-117 выполнить задания
Итого за 1 четверть - 18 часов
19
Экскурсия «Природа вокруг нас»
1
10.11
подготовить сообщение о растениях и животных степей
20
Пустыни.
1
12.11
стр. 118-125 пересказ, вопросы
21
У Чёрного моря.
1
17.11
повторить все природные зоны стр. 71-125
Раздел «Родной край – часть большой страны» – 12 ч.
22
Наш край.
1
19.11
стр. 136-138 познакомиться с текстом
23
Поверхность нашего края.
1
24.11
стр. 139-144 пересказ
24
Водные богатства нашего края.
1
26.11
стр. 145-148 прочитать текст
25
Наши подземные богатства.
1
01.12
сделать карточки с условными обозначениями ископаемых
26
Экскурсия в природное сообщество родного края.
1
03.12
сообщение о подземных богатствах родного края
27
Земля – кормилица.
1
08.12
стр. 160-163 читать, сделать из пластилина макет разреза почвы,
характерной для своего края.
28
Жизнь леса.
1
10.12
стр. 164-169 пересказ
29
Жизнь луга.
1
15.12
стр. 170-177 ответить на вопросы
30
Жизнь в пресных водах.
1
17.12
стр. 136-145 пересказ, вопросы
31
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
1
22.12
32
Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае