kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему: "Особенности современной семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение об особенностях современной семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Особенности современной семьи"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





ПРОВЕРИЛ

Преподаватель
________________
«_»________201_г.







Сообщение на тему: «Особенности современной семьи»













Выполнила
студентка Ш-21 группы
Лапа Елизавета Андреевна







Ейск, 2018 г.

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.

Семейные отношения – это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания/

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

1. Особенности современной семьи, ее признаки и формы

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи:

- семья стала меньше по численности;

- современная семья менее стабильна;

- уменьшилось число семей, где глава муж;

- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи:

1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.



2. Функционально-ролевой аспект современной семьи

Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.

Основные функции семьи .

·  воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;

·  хозяйственно-бытовая – формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;

·  эмоциональная – стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;

·  функция первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи;

·  функция духовного общения – взаимное духовное обогащение, организация досуга;

Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи, т.е. в недавнем прошлом в какую-либо функцию вкладывался определенный смысл, который в настоящее время изменился, дополнился или утратил свою значимость.

Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.

Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.

Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.

Традиционная семья та, в которой:

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:

а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;

б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

в) демократическую структуру лидерства;

г) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее.

3. Психологические факторы благополучия современной семьи

Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия :

·   Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

·   Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

·   Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

·   Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

·   Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей.

Психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять друг друга.

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

 Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

·   Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

·   Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

·   Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

·   Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

·   Дети

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение на тему: "Особенности современной семьи"

Автор: Лапа Елизавета Андреевна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Сообщение на тему: «Особенности современной семьи»"
    ["seo_title"] => string(51) "soobshchenie_na_temu_osobennosti_sovremennoi_semi_1"
    ["file_id"] => string(6) "604828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649955769"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Cредства массовой коммуникации как современная форма взаимодействия педагогов и родителей""
    ["seo_title"] => string(80) "credstva_massovoi_kommunikatsii_kak_sovremennaia_forma_vzaimodeistviia_pedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "562485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604552926"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ": «Вся семья вместе, так и душа на месте»  ( интегрированный урок по народоведению) "
    ["seo_title"] => string(87) "vsia-siem-ia-vmiestie-tak-i-dusha-na-miestie-intieghrirovannyi-urok-po-narodoviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "133891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416595071"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "План конспект урока " Потребности семьи " 8 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "plan-konspiekt-uroka-potriebnosti-siem-i-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241591"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445271542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства