Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Изучение содержания разделов фонетика и графика в начальной школе»»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель ________________ «_»________201_г.
Сообщение на тему:
«Изучение содержания разделов фонетика и графика в начальной школе»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Лапа Елизавета
Ейск, 2018 г.
Речь – это инструмент познания. От уровня сформированности речевых навыков и умений, зависят школьные успехи детей. Велико значение речевых навыков для интеллектуального и общекультурного уровня личности учащихся.
Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в себе разнообразные теоретические положения и дает возможность проводить различные фонетико-графические наблюдения, позволяющие учащимся осознанно и перспективно усваивать материал. Многие теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их надо извлечь из упражнений.
Основные задачи изучение раздела:
развитие звуковой культуры речи учащихся;
формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора;
формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.
Уровни речевого развития:
1.Произносительный (при подготовке к 1 классу)
Направление: А) работа над техникой, орфографией, интонацией. Б) организация практического усвоения орфограмм. В)совершенствование интонационных умений (расширение словаря).
2.Лексический (1-4 кл)
А) обобщение словаря( усвоение новых, ранее неизвестных у-ся слов, а так же значение тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Б) уточнение словаря: наполнение содержанием тех слов, которые усвоены уч-ся не в полне точно; усвоение лексической сочетаемости слов; усвоение иносказательных значений слов и многозначных слов. Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
В) активизация словаря, т.е. перенос большего количества слов из пассивного словаря в активный.
Г) устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный.
Механизм построения синтаксических конструкций, умение быстро и правильно их строить достигается посредством тренировочных упражнение, заучивание пословиц.
4.Уровень текста (1 кл-базовые элементы;2 кл-изложение; 3-4 кл-изложение/сочинение)
5.Основные направления речевой работы на каждом уровне:
Методика
Все направления работы над словарем взаимодействуют между собой.
Источники обогащения словаря: речевая среда в семье; речевая среда СМИ; учебная среда; словари и справочники.
Направление работы над словосочетание:
постановка вопроса к подчинённому слову от подчиняющего; 2) работа со схемой словосочет-ий; 3) исправление речевых ошибок; 4) редактирование собственных ошибок.
Виды упражнений с предложениями. По степени активности детей: по образцу, конструктивные, коммуникативно-речевые, речевые.
По образцу: А) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы; Б) заучивание стихов; В)составление предложения по вопросам; Г) составление предложения аналогичного данному.
Конструктивные (правила/модели): А) восстановление деформированного текста; Б) деление текста без точек и заглавных букв; В) редактирование собственных предложений; Г) соединение 3 простых предложения в 1 сложное; Д) построение простого предложения по модели.
Коммуникативно-речевые: А) по заданной теме или карточке; Б) по опорным словам; В) по заданному жанру/типу речи.
Усваивать фонетико-графические знания учащиеся должны как в начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с этими знаниями. Умственные действия обеспечивают формирование умственных знаний: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Аналитико-синтетические упражнения со звуковой формой слов имеет специфические трудности: звуки только слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа, необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.
В программе 1-4-х классов довольно много внимания уделяется звуковому разбору. Но несмотря на это, большой процент учащихся приходит в 5-й класс с недостаточно хорошо развитыми знаниями звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях учеников создают большую трудность в работе учителя-словесника. С первых уроков русского языка устанавливаю, кто из детей плохо владеет приемами звукового анализа, и планирую индивидуальную работу. Эти упражнение провожу как в урочное, так и внеурочное время. Предлагаю систему упражнений по формированию умений учащихся выполнять звуковой разбор. Задача учителя – на ее основе спланировать индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяю по занятиям, которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях и навыках учащихся.