kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему: «Изучение лексики и фразеологии в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему: "Изучение лексики и фазеологии в начальной школе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Изучение лексики и фразеологии в начальной школе»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

преподаватель
________________
«_»________201_г.







Сообщение на тему:

«Изучение лексики и фразеологии в начальной школе»











Выполнила
студентка Ш-31 группы

Лапа Елизавета











Ейск, 2018 г.



Изучение Лексики в начальной школе

Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.

В лексикологии слова изучаются с точки зрения:

1) их смыслового значения;

2) места в общей системе лексики;

3) происхождения;

4) употребляемости;

5) сферы применения в процессе общения;

6) их экспрессинвно-стилистического характера.

Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» - около 130 тыс. слов. Это - общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.

Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: - наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

- усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).

Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.

Обогащение словаря. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

Изучение Фразеологии в начальной школе

Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа.

Выбор остаётся за учителем, но и в том и другом случае учитель должен хорошо владеть лингвистической теорией. Только тогда можно получить хороший лингвистический эффект.

В своей работе я придерживаюсь второго направления, выбрав для изучения наиболее интересные и доступные, с моей точки зрения, младшим школьникам темы.

Определяя круг изучения образных выражений, необходимых для работы с младшими школьниками, прежде всего надо учитывать частотность их употребления в живой речи, наличие их в действующих учебниках и литературе для внеклассного чтения. При работе необходимо учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.

Увлекательность в работе создаётся уже самим фразеологическим материалом, однако, этого недостаточно. Глубокий и устойчивый интерес школьников обеспечивает: создание проблемных ситуаций; элементы конкурса, соревнования; применение наглядных пособий; подача материала в увлекательной форме; разнообразные методы и приёмы работы с учащимися.

О фразеологизмах ученики должны знать следующее: определение, признаки сходства фразеологизмов со словами и словосочетаниями, наличие лексического значения фразеологизм, синонимов и антонимов среди фразеологизмов, роль фразеологизмов в художественных произведениях, способ отражения фразеологизмов в толковых словарях.

При изучении фразеологии у учащихся формируются учебно-языковые фразеологические умения.

Учащиеся должны уметь:

  1. Отличать лексическое значении фразеологизма от грамматического;

  2. Отличать фразеологизмы от не фразеологизмов;

  3. Толковать лексическое значение известных им фразеологизмов;

  4. Определять, в каком значении употреблены фразеологизмы в контексте;

  5. Находить в контексте изученные фразеологические явления;

  6. Подбирать изученные фразеологизмы;

  7. Употреблять фразеологизмы в предложении;

  8. Группировать изученные фразеологизмы;

  9. Пользоваться фразеологическими словарями3.

На занятиях применяются самые разные методы обучения. Иногда те или иные сведения излагает учитель, например, он рассказывает о происхождении отдельных фразеологизмов. Широкое применение находит метод беседы - как в связи с наблюдением над языком, так и в связи с выполнением учащимися разнообразных упражнений. Например, при знакомстве с фразеологизмами-антонимами учащимся предлагается распределить в 2 группы данные устойчивые выражения: во весь дух, сломя голову; во все лопатки; нога за ногу; со всех ног; одним махом; одна нога здесь, другая там; через час по чайной ложке.

После выполнения задания проводится беседа по вопросам:

- По какому признаку вы разделили выражения?

- Какое значение имеют фразеологизмы в 1 группе? Во 2 группе?

- Что вы можете сказать об этих значениях?

- Как можно назвать фразеологизмы, значения которых противоположны?

Основным методом работы по данной теме являются упражнения и игры. Чтобы вызвать у учащихся интерес к материалу и добиться их максимальной активности, необходимо использовать на уроках самые разнообразные упражнения, включающие в себя устойчивые сочетания. Кроме того, необходимо использовать различные задания в игровой и занимательной форме. Все эти упражнения необходимо использовать в системе.

Упражнение, направленное на формирование умения видеть и слышать фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.

Найди фразеологизмы в тексте и объясни их значение:

- За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава. (В. Викторов)

- Вешать можно на гвоздь 
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку:
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение на тему: «Изучение лексики и фразеологии в начальной школе»

Автор: Лапа Елизавета Андреевна

Дата: 01.12.2018

Номер свидетельства: 488485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства