Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Методы, приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики"»
Методы, приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики
Формирование мотивации учения и умения учиться у учеников включает следующие направления:
1. Восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям.
2. Поддерживать уверенность в успехе.
3. Подкреплять даже маленькие удачи.
4. Создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у учащихся формируется через проведение занятий-путешествий, занятий-игр, занятий-викторин, занятий-исследований, занятий-встреч, сюжетных уроков, занятий защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах занятия разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки математики и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
- «Найди лишнее число в каждом ряду».
- «Расставь числа в порядке возрастания, убывания».
- «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово».
- «Найди ошибку».
- «Объедини по общему признаку».
- «Заполнить пустые клетки».
- «Установи, верно ли?».
В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, нужно думать о создании мотивационной основы их работы. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем).
Проведение нетрадиционных уроков: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. А интегрированный урок – это находка для учителя осуществить меж предметную связь.
Перспективным направлением в поиске путей формирования учебной мотивации на уроках математики является использование метода проектов. Обучение по данному методу требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Для учителя наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, действий, не оцениваемых немедленно учителем;
- развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость,
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. Использование проектной методики позволяет успешно преодолевать недостатки традиционного обучения. Хорошей мотивацией для учащихся является применение ИКТ. Учеников привлекает новизна проведения уроков с их использованием. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников нет страха перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
На уроках математики с помощью слайдов, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. При объяснении нового материала и закреплении пройденного большую помощь оказывает электронное приложение к учебнику. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков. Учащиеся быстро привыкают к интерактивной доске. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Применение на уроках ИКТ помогает мне сделать учебный процесс более эффективным. В результате учебное время урока организовано более рационально; расширяются возможности в выборе средств и методов обучения; повышается мотивация учащихся и их активность на уроке.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха.