Просмотр содержимого документа
«Сообщение методика обучения грамоте мл.шк»
Чтение и письмо – сложные психические процессы. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено – одна буква, поэтому учащийся испытывает при обучении чтению немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего читателя теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раз.
У первоклассника процесс письма распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением руки и тетради, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Обучение грамоте требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха.
Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. В процессе обучения грамоте учитывается неустойчивость внимания первоклассника, особенности памяти (преобладание наглядных образов над словесными), восприятия (предмет воспринимается в целом, а не его части), абстрактного мышления (первоклассник мыслит конкретными образами). Отсюда конкретные педагогические требования: мотивация каждого этапа урока и задания; конкретность и краткость формулировки заданий; фронтальная, общеклассная форма работы; на уроке чтения много читают, а на уроке письма – пишут; смена видов деятельности; наглядность в обучении; учет подготовленности класса и каждого ученика; предпочтение методам поощрения.
К лингвистическим основам методики обучения грамоте относятся следующие положения: русское письмо – звуковое (фонемное), поэтому методика обучения грамоте основывается на фонетической и графической системах; в основе русской графики лежит слоговой принцип, поэтому в основе методики обучения грамоте действует принцип слогового (позиционного) чтения; построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.
Процесс обучения грамоте имеет два периода: подготовительный (цели: приобщение детей к учебной деятельности, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, выявление степени готовности учащихся к обучению), основной (цели: изучение всех букв, усвоение сочетаний букв, практическое усвоение правил графики, выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения, развитие интереса к чтению, литературе, развитие мышления и речи).
В настоящее время обучение грамоте осуществляется по различным УМК, поскольку официально в школьной практике действуют несколько вариативных образовательных программ, которые предлагают свои учебные книги и тетради для обучения первоклассников чтению и письму:
2) «Начальная школа XXI века» - «Букварь» в 2-х частях Л.Е.Журовой, М.И. Кузнецовой, тетради «Прописи» №1, №2, №3 М.М.Безруких.
3) развивающая система Л.В.Занкова – «Азбука» Н.В. Нечаевой, К.Е.Белорусец; тетради по письму Н.А. Андрияновой.
Материалы страниц учебных книг объединены темой, которая определяется последовательностью изучения звуков и букв. Такая последовательность в каждой учебной книге своя. Например, в «Русской азбуке» (В.Г.Горецкого и др.) она основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ыи у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику учащихся и ускорить процесс становления техники чтения.
С первых страниц учебные книги по обучению грамоте предлагают богатый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки. Работа с ним направлена на систематизацию представлений у детей об окружающей действительности, на развитие речи и мышления учащихся.