Смешанная модель обучения: секреты эффективной интеграции в офлайн- и онлайн- форматах»
Смешанная модель обучения: секреты эффективной интеграции в офлайн- и онлайн- форматах»
Смешанное обучение, Blended learning, в привычном понимании – это различные комбинации очного (офлайн) и онлайн обучения. Онлайн – это когда человек пользуется сетевыми эффектами, эффектами интернета, а офлайн - когда не пользуется.
Можно сказать, что формат смешанного обучения — это синтез традиционных образовательных офлайн-практик и онлайн-технологий. Масштабы применения этой методики школьного образования в России и за ее пределами растут с каждым учебным годом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смешанная модель обучения: секреты эффективной интеграции в офлайн- и онлайн- форматах»»
МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина»
Выступление на районном семинаре для руководителей ШМО Сергиево-Посадского городского округа по теме: «Смешанная модель обучения: секреты эффективной интеграции в офлайн - и онлайн-форматах»
Подготовила
Форсова Е.В., руководитель ШМО, учитель начальных классов высшей квалификационной категориии.
2022 год.
Глобальный переход в цифровое пространство, связанный как с естественным развитием технологий, так и с непредсказуемыми событиями, которые охватили весь мир, кардинально меняет все системы, в которых существует человечество, в том числе, и образовательные.
Смешанное обучение, Blended learning, в привычном понимании – это различные комбинации очного (офлайн) и онлайн обучения. Онлайн – это когда человек пользуется сетевыми эффектами, эффектами интернета, а офлайн - когда не пользуется.
Можно сказать, что формат смешанного обучения — это синтез традиционных образовательных офлайн-практик и онлайн-технологий. Масштабы применения этой методики школьного образования в России и за ее пределами растут с каждым учебным годом.
Итак, что и с чем смешиваем? Все просто: классическое образование с учителем как носителем знания в главной роли и образование цифровое, предполагающее проактивное участие ребенка.
Для классической системы образования это может показаться необычным, ведь в традиционной школе учитель выступает главным источником информации, а ученик — стороной, которая эту информацию воспринимает.
Тем не менее в сегодняшней школьной системе мы все чаще наблюдаем, как с использованием цифровых технологий и применением методик смешанного обучения ученик становится самостоятельнее, и как в итоге растут его мотивация и образовательные результаты.
Выделяют три компонента модели смешанного обучения, которые включают в себя:
- очное обучение, которое представляет собой традиционный формат занятий в классе;
- самостоятельное обучение, включающее самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов в учебниках, пособиях, сети Интернет и т.д.;
- онлайн обучение, например, с помощью сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп и т.п.
Важным элементом всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
- взаимодействие «ученик-ученик» (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и т.п.)
- взаимодействие «ученик-учебный материал» (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)
Согласно разным источникам, существует более 40 моделей смешанного обучения.
Мы сегодня Вам представим три модели смешанного обучения, которые используют наши педагоги в своей работе.
Модель 1. "Перевернутый класс"
"Перевёрнутое обучение" (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой детям для ознакомления с новым материалом даётся домашнее задание для самостоятельного изучения темы. Учащиеся дома работают в онлайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, с учебником, другими пособиями, т.е. знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал.
На уроке происходит закрепление изученного материала и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате тестов, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели "Перевернутый класс" позволяет:
сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
использовать на уроке деятельностный подход;
работать дифференцировано с обучающимися.
Модель 2. Ротация станций или смена рабочих зон.
Данная модель смешанного обучения представляет собой работу в группах, гдеучащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности.
Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
Cтанция работы с учителем,
Cтанция онлайн-обучения,
Cтанция проектной работы.
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) или остаётся в целом составе и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. У учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На этой станции учащиеся могут познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Обратную связь учащиеся получают от компьютера, поэтому их наличие обязательно. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде.
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков: - групповые практико-ориентированные задания; - небольшие исследования; - квесты; - настольные игры по изучаемой теме; - мини-соревнования и дугие.
В данной модели смешанного обучения количество станций может быть и две, и четыре в зависимости от педагогической задачи.
Модель 3. « Rotation».Индивидуальное электронное обучение и обучение в классе вместе с учителем.
В этом учебном году из-за пандемии коронавируса многим учителям приходилось работать и с учениками, которые учатся непосредственно в классе, и с теми, кто находится на самоизоляции и учится онлайн.
Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Появляются дополнительные правила работы в классе и из дома, формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде.
Смешанное обучение данной модели даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию.
Такая форма обучения в условиях пандемии оказалась очень эффективной. Ученики, находящиеся, на больничном, или по контакту с родственниками имели возможность полноценного обучения. Учитель создавал конференцию и в определённое время ученики подключались к классу.
Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться.
С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через свободный поиск, игровую, проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно - исследовательская деятельность в нашем лицее ведётся уже на протяжении 20 лет по разным направлениям и принимает разные формы организации и защиты
Несколько лет назад для учителей нашего района, на одном из семинаров, мы показывали, как у нас проводится НПК в начальной школе в офлайн режиме. Мы представляли работы детей в презентациях и в стендовой защите. В прошлом году, мы вышли с ребятами на защиту проектов в онлайн режиме.
Я напомню, что проектные работы наших детей выходят за рамки лицея! Ежегодно исследовательские работы наших детей мы представляем на региональном уровне. Это «Ломоносовские чтения» г. Химки и
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» в г. Орехово-Зуево.
В прошлом году конкурс «Я – исследователь» г. Орехово-Зуево проводился в режиме онлайн. Мы отправили ????? работ. Все они прошли заочный этап и были выдвинуты к защите. Сразу скажу , что из … работ, три стали призёрами. И вот недавно, 3 марта, наши маленькие исследователи, в режиме онлайн представляли вновь свои работы на Ломоносовских чтениях. Сейчас мы ждём результаты.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
Поэтому для проведения уроков мы стали использовать современные образовательные платформы: такие как Учи.ру и Яндекс.учебник.
Использование данных цифровых сервисов в обучении соответствует социальным и психологическим особенностям младших школьников, позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы учителя, способствует интересному, всестороннему раскрытию, более понятному представлению сложного учебного материала, а также облегчает работу учителя, обучение становится интересным и эффективным. Поэтому внедрение их в учебный процесс начальной школы является целесообразным и перспективным.
Всем нам пришлось работать весной 2020 года в онлайн- режиме, а также в прошлом и в этом учебном году. И учителя, и родители, и дети с пониманием относились к ситуации. Мы провели среди детей 2-4 классов анкетирование. В нем приняли участие 157 учеников.
На вопрос «Понравилось ли тебе заниматься в онлайн по сравнению с обычными уроками в школе?
Да – 94 чел.
Нет – 40 чел.
Затрудняюсь ответить -25 чел.
Возникали ли у тебя трудности с освоением учебного материала при обучении в онлайн-режиме?
Практически никаких – 91 чел.
Незначительные – 30 чел.
Трудности были – 36 чел.
Оказывали ли тебе помощь в процессе онлайн-обучения родители?
Нет – 53 чел.
Да – 34 чел.
Иногда – 70 чел.
Хотел бы ты в будущем, чтобы уроки проводились в онлайн – режиме?
Да – 73 чел.
Нет – 43 чел.
Затрудняюсь ответить – 41 чел.
Из опроса детей видно, что их мнения разделились. Но несмотря на то, что большинству детей понравилось обучаться в онлайн режиме и почти половина хотела бы продолжить такое обучение и дальше, на вопрос «Хотели бы они вообще отказаться от уроков в школе?» -все дети ответили отрицательно! Это радует, ведь действительно живое общение ученика с учителем заменить ничем невозможно. И это подтверждают родители, опрос которых мы тоже провели. В опросе принял участие -151 родитель.
Они отметили, что живое общение их детям необходимо не только с учителем, но и с одноклассниками, что важно для формирования их личности. Присутствие в школе дисциплинирует, создает рабочую обстановку.
При дистанционном обучении родители, конечно же, испытали трудности.
Неумение ребёнка организовать себя для работы в онлайн – формате – 67 чел.
Недостаточное знание компьютера, трудности подключения к уроку в ZOOMе, плохая скорость интернета, наличие в семье нескольких школьников -45 чел.
Большой объём домашнего задания, выполнение некоторых заданий за ребёнка – 39 чел.
Вместе с тем, родители отмечали и положительные стороны этой формы обучения.
Интересно обучаться в новом формате – 63 чел.
Низкий риск заразиться инфекцией –48 чел.
Индивидуальный темп обучения – 40 чел.
Однако, на вопрос «Хотели бы родители, чтобы их дети в будущем обучались в онлайн – режиме? – были категоричны. Из 151 опрошенного – 123 человека ответили –НЕТ, и только 28 человек- ответили ЧАСТИЧНО с пометкой «если ребёнок болеет»
Заключение.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что именно модель смешанного обучения будет эффективна для современных школьников, в которой сочетается офлайн и онлайн обучение.
В заключении нашего семинара хочу подчеркнуть, что смешанное обучение формирует у обучающихся:
1 )умение самостоятельно и эффективно планировать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
2)умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
4) навык аналитической деятельности – умение структурировать полученную информацию и использовать адекватно поставленной задаче;
5) навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;
6) навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. Дистанционные и интернет-технологии должны использоваться в школе в сочетании с эффективными традиционными средствами и методами, не исключая, а дополняя очную систему обучения. В таком разумном сочетании мы можем добиться успехов в качественном образовании школьников.