kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово о словарном слове

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над словарными словами. Как запомнить правописание словарных слов применяя разные приёмы и формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово о словарном слове»











Слово

о словарном слове




Учитель начальных классов

Сиражитдинова Расима Ганафеевна





МОУ Кулуевская СОШ

2016г

Пояснительная записка


Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный запас необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный запас, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание    смысла одного слова ведёт часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

     Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение  нашего словаря происходит на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста.

     Однако словарной работе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

       «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 10 класс»- писал известный ученый- методист Текучев А.В.  .

      В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым  и труднопроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Из года в год их количество увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами устной и письменной работы. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, а с другой- изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

     Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для младших школьников. По  подсчетам Пешковского А.М.  , половину числа слов русского языка с безударными гласными составляют слова  с непроверяемым написанием. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения этих слов, их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся.

      Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка за 2-4 классы. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Кроме этих, так сказать компактных форм подачи материала, он рассыпан по каждому учебнику.

        Усвоение «словарных» слов дается детям очень трудно. В чём же причина? Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.

     К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь  же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.






  1. Пояснительная записка.

  2. Слово о словарном слове.

  3. Методика запоминания словарных слов.

  4. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.

  5. Методы и приёмы обучения.

  6. Тест «Словарные слова».


Слово о словарном слове.


Береза и капуста, собака и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах?

Ответ прост, все они – слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Никто не будет отрицать, что начальная школа – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То как проходит этот период развития детей, может отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.


Методика запоминания словарных слов.


Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно написать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.


Методика:

  1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: берёза.

  2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-рё-за.

  3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бе, бЕ.

  4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требование к ассоциативному образу.

Сл. слово признак Ассоц.образ признак

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.


Модель:


Ассоциативная связь может быть по:

  • Цвету;

  • Форме;

  • Действию;

  • Материалу;

  • Количеству;

  • Месту расположения;

  • Звучанию;

  • Вкусу;

  • Назначению;

  • И т.д.


Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Н апример: сл.влово Ассоц.образ


Берёза – по цвету бЕлая

Берёза – кудрявая нужен гребень, чтобы расчесать, - по форме, как буква «Е»


Результат: бЕрёза – бЕлая – гребень (Е).



  1. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связующую их сомнительную орфограмму.


ВНИМАНИЕ! Не навязывайте ученику своей ассоциации. Ценность – наличие у каждого человека своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

- Аналогично показать классу разбор 3-5 слов.

- Произвести совместный разбор 3-5 новых слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

- Для проверки дать ещё 2 слова.

- Дать самостоятельную работу с последующим обсуждением каждой версии.

- Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.

- Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель)


Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:


гАзета – бумАга

дИректор – крИк, рОт

зАвод – труБа

инЕй – бЕлый снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст










Пример объединения слова и ассоциативного слова:


т
















з







р






А








к

А

п

у

с

т

а


у














я







б





з

в

о

д






ц






з

А

в

о

д









































в








х








д






к

О

р

а

б

л

ь


к

О

н

ц

е

р

т


к

О

н

ц

е

р

т


л








р















н























ы




























Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.


Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение написания таких слов я достигаю путем их частого употребления

В различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное(5-8раз) обращение к изученным словарным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке).

Покажу некоторые из упражнений, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Я заинтересовываю детей, обогащаю их словарный запас, сформировываю осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.


1.Запись слов по алфавиту.

Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемой гласной (валенки, календарь, автобус, магазин, ракета и др.), я предлагаю переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.


2.Выборочный диктант.

Я вслух читаю текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями , а учащиеся, выслушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.

Зима.

Наступила зима. Трещат морозы. Мальчик надел пальто, взял коньки и пошел на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.


3.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Я даю слова с непроверяемыми безударными гласными (диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь, победа, командир и др.) и предлагаю записать их столбиками: в один-с безударной а, в другой-с о, в третий-с и, в четвертый-с е.


4.подбор однокоренных слов с разными морфемами.

Мороз, морозный, морозец, морозище, заморозки.


5.Подбор и запись синонимов и антонимов.

Метель-вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг-север, запад- восток, сзади- спереди, слева- справа, трус- герой, быстро- медленно, поражение- победа, мрачно- приветливо, ограничение- свобода.


6.Составление предложений с данными словами.

Например, даю слова: морковь, капуста, горох. Учащиеся составляют предложение: На огороде растут морковь, капуста и горох.


7.Сочинение на заданную тему по опорным словам.

В огороде.

Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец.


8.Составление по опорным словам рассказа и озаглавливание его.


9.Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний я пользуюсь методом дописывания таблиц.

-оло

-оро-

Солома, огород и т. д.


10. Подбор и запись слов по темам.

«Школа» (учитель, ребята, пенал, карандаш, класс, тетрадь, товарищ, учебник, дежурный и т.д.) «Транспорт», «Путешествие», «Огород», «Огород», «Растения», «Дни недели», Месяцы», «Числа», «Животные», «Профессии», «Птицы», «Волшебные слова», «Цвета» и др.


11. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Ящичек для ручек, карандашей (пенал).


12. Ответы на вопросы.

Эти задания выполняются по-разному:

а) я диктую вопросы, учащиеся пишут только ответы.

б) я диктую или читаю написанные на доске вопросы, учащиеся пишут полные ответы.

Кто живёт в лесу? (Заяц, медведь, лисица, медведица и т.д.)


13. Дополнение предложений словами.

Весело чирикают …( воробьи).


14. Игровые задания.

Называю (пишу) слова, которые начинаются с буквы д др.: дорога, дежурный, девочка, декабрь и т. д.

  • Угадать слова.

Даю начало слова кА-. Дети пишут слова, начинающиеся на эти буквы: капуста, календарь, картофель, карандаш, картина, кастрюля.

  • Цепочка слов.

Я называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывается 6-8 слов (береза, автобус, салют, топор, Россия, язык).

  • Собрать слова из слогов.

ро аг ном (агроном)

то ав билль мо (автомобиль)

  • Заменить цифры буквами алфавита: 31 12 19 12 21 18 19 10 33 (экскурсия)

  • Найти лишнее слово: автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

15. Игры-соревнования. Это могут быть ребусы, кроссворды и пр., отгаданные слова должны содержать изучаемую орфограмму.

16. При изучении программного материала можно предложить следующее задание.

Тема «Части речи».

Учащиеся словосочетания: прелестные ромашки, озеленять улицу, шёл по песку, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костёр – и выполняют задания: прилагательные разбирают по составу, у глаголов определяют спряжение; объясняют написание безударных гласных; определяют падежи существительных.


17. Составление этимологического словарика слов с непроверяемым написанием.

МАЛИНА – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький». Малина – малый – «состоящий из маленьких частей».


18. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

ДУВАНЧИК р машка пуг вица



К ПЕЙКА М НЕТА





Методы и приёмы обучения.



Природу русской орфографии раскрывают с помощью её принципов, которые помогают в выборе методов и приемов обучения. К ним относятся:

  • Морфологический принцип

  • Фонематический принцип

  • Традиционный принцип

  • Принципы дифференциации значений (лексических, грамматических)

  • Фонетический принцип

     Слова с труднопроверяемым и непроверяемым написанием подчинены традиционному принципу. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря. По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствованные слова из других языков. Одни пришли к нам недавно, другие в давние времена. Некоторые из них настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствованные.

      Многие написания, относимые к числу непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника:

Аккуратный – от латинского слова akkuratus

Пассажир – от латинского слова passager

Трамвай – от английского слова tramway.

    Иногда написание, считавшееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:

Петух – от «петь»

Горох – содержит полногласие –оро-, в котором не бывает буква «а».

    В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:

  • Метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

  • Зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов;

  • Сопоставление и противопоставление тематических групп заучивания слов, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению;

  • Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов;

  • Составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций;

  • Составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

  • Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.  Составление  стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.

   Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками. Такие диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произношением и прочее.

     Традиционно «словарные» слова усваиваются путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется, прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, а поэтому их написание рекомендуется запомнить.

      Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного усвоения, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки, допускаемые учащимися в заучиваемых словах и в словах родственных изучаемым: «земленика», «пагода», «каньки»; платок, но «плоточек»; берёза, но «бирёзовый».

Повышение эффективности усвоения этих слов психологи, передовые учителя связывают с изменениями характера их запоминания: запоминание графического анализа слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление связи данного слова, с ранее изученными словами, активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

   Интересно что младшие школьники, стараются облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «восток пишется с буквой О, потому что на востоке солнышко всходит». Однако, часто эти опоры бывают ложными: « Мидведь, его ещё называют Мишенькой, Мишей».

    Как же помочь детям в этом вопросе, сделать запоминание осмысленным. Разные педагоги подходят по-своему. Так одни рекомендуют по каждому классу составлять таблицы, в которые включены слова из «Словаря».  Такие таблицы должны висеть на видном месте в классе, причем «трудное» место в слове должно быть написано крупно, обозначено красным цветом. Орфограмма  должна закрываться полоской бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, экономит время. С помощью неё можно выполнять разнообразные задания, а также делать проверку словарных диктантов. Задания  могут быть такими:

  • Запись слов с последующей проверкой

  • Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны буквы: а,я.о,е,и

  • Выписывание слов по вариантам

  • Выписывание слов, отвечающих на вопросы кто? что?

  • Выписывание слов с заданным количеством звуков

  • Выписывание слов, которые соответствуют заданным схемам

  • Выписывание слов по заданной теме.

Тест "Словарные слова"

4 класс 

Внимательно читайте каждый вопрос. После выполнения работы проверьте ее!

 

1. Здесь пропущена буква "а" *

  1. г_зета

  2. г_реть

  3. г_ризонт

  4. гор_д

2. Здесь пропущена буква "о" *

  1. завтр_

  2. б_гаж

  3. к_мандир

  4. комн_та

3. Здесь пропущена буква "е" *

  1. б_лет

  2. в_зде

  3. д_ректор

  4. ж_лище

4. Здесь пропущена буква "и" *

  1. б_седа

  2. кал_ндарь

  3. библ_отека

  4. инт_ресный

5. Только это слово написано правильно *

  1. багатство

  2. богацтво

  3. богатство

  4. богадство

6. Здесь ошибка! *

  1. земледелие

  2. двеннадцать

  3. автомобиль

  4. издалека

7. Здесь ошибка! *

  1. агроном

  2. комбайн

  3. вогзал

  4. костер

8. Не нужна удвоенная согласная *

  1. аккуратно

  2. адресс

  3. аллея

  4. коллектив

9. Надо писать раздельно... *

  1. в_месте

  2. из_далека

  3. до_свидания

  4. в_переди

10. Из слов "желать, инжинер, кораболь, костёр" - написано правильно *

  1. одно слово

  2. два слова

  3. три слова

  4. все слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Слово о словарном слове

Автор: Сиражитдинова Расима Ганафеевна

Дата: 02.11.2024

Номер свидетельства: 658873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Виды работ со словарными словами. "
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-rabot-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "218493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433806345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методические приемы работы со словарными словами  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiiepriiemyrabotysoslovarnymislovamivnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства