Сказка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского
Сказка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского
Сказка представляет собой поистине универсальное средство для воспитания необходимых качеств личности, но прежде всего, для освоения родного языка, который, по мнению В.А.Сухомлинского, является окошком познания жизни, мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского»
Гимназии общественно-гуманитарного профиля г. Тореза
Сказка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского
В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для
полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы. Разбуженная
жар – птица помогает детям ярче жить, лучше учиться и трудиться.
В.А. Сухомлинский
В.А.Сухомлинский, выдающийся педагог второй половины прошлого столетия, отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. «Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления», - отмечал он.
Сказка представляет собой поистине универсальное средство для воспитания необходимых качеств личности, но прежде всего, для освоения родного языка, который, по мнению В.А.Сухомлинского, является окошком познания жизни, мира.
В «Школе радости» Василий Александрович находил такие формы обучения, которые наиболее эффективно смогут сделать процесс обучения шестилетних детей интересным, увлекательным и принес бы наибольшую эффективность привычного обучения школьника в школе. Из собственного опыта работы с шестилетними первоклассниками он делал такие выводы: «Урок идет интересно — это значит, что обучение и мышление сопровождаются чувствами подъема, взволнованности ученика, удивления, осознанием и ощущением своих умственных сил, радостью творчества».
Приняв во внимание мнения В.А. Сухомлинского, что «сказка - это свежий ветер, который раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами» и то, что «клетки детского мозга настолько нежны и нормально работать могут только при условии, когда объектом восприятия, осмысления является образ» я использую сказки, как средство обучения. Мнение ученика начальных классов неотделимо от чувств. Эмоциональная насыщенность процесса обучения — это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Оно поможет сделать переход шестилетнего ребенка на новый вид деятельности без резких изменений, без проявления психологического и физического напряжения. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится первоклассниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает маленьким школьникам входить в страну знаний.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к пониманию.
Не достаточно просто познакомить со сказкой. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда понимание сказки будет осознанное, глубокое.
Задачи нравственного воспитания, которые можно решить посредством сказки:
1. Формирование нравственного сознания (формирование основ нравственности, морали, по законам которых детям предстоит жить);
2. Воспитание и развитие нравственных чувств (воспитание доброты, смелости, жизнестойкости);
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения (воспитание умения различать черты характеров героев, давать оценку поступкам);
4. Воспитание любви к народной культуре, произведениям народного творчества.
Идеи Василия Александровича Сухомлинского помогают период обучения сделать оригинальным и эффективным средством всестороннего творческого развития младших школьников. Ребенок действительно может учиться, играя, а не учится, а потом играть. Наличие образов в виде сказочных героев помогают эффективно работать клеткам детского мозга. Эмоциональный во время слушания, составление сказки помогает шестилетнему первокласснику легко запоминать новый материал и вызывает интерес к обучению.
Анализ опыта применения сказки в период обучения дает возможность сделать следующие выводы:
Учебная деятельность становится для шестилетнего первоклассника личностно значимой, если включает игру, сказку, фантазию;
Создаются все условия для применения ученического творчества, которое стимулирует познавательный интерес;
Сказка способна объединить учеников одной интересной работой.
Таким образом, богатое педагогическое наследие выдающегося ученого Василия Александровича Сухомлинского — источник педагогических достижений, большой резерв для совершенствования качества обучения в современной начальной школе и возможность сделать обучение младших школьников радостной деятельностью.