"Сказка лож да, в ней намёк" Интеллектуальная игра-путешествие по сказке.
"Сказка лож да, в ней намёк" Интеллектуальная игра-путешествие по сказке.
Интеллектуальная игра- путешествие по сюжету русской народной сказки "Каша из топора".
Игра является заключительным этапом. Предварительно была прочитана сказка, проведена беседа. Дети рисовали рисунки,делали аппликации из прастилина, лепили героев сказки из теста по сюжетупрочитанного произведения. Из детских раболт была оформлена выставка.Также на внеклассном мероприятии учащиеся познакомились с родами Российских войск.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(Интеллектуальная игра- путешествие по сюжету сказки.)
Цель:
- формирование дружного, сплочённого коллектива;
- воспитание умения совместно решать поставленные задачи;
- привитие интереса к интеллектуальным играм.
Задачи:
- активизировать словарь детей на тему «Рода Российских войск»;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде, в числе и падеже;
- развивать фонематические процессы анализа и синтеза звукобуквенного состава слов;
- совершенствовать лексико-грамматическое оформление речи посредством построения высказываний по сюжету произведения из слов, данных в начальной форме;
- познакомить с русской народной пословицей «Сказка –ложь, да в ней намёк»
Оборудование:
- ширма-печка, чугунок, деревянные ложки, солонка, мешочек с крупой, маслёнка, сумка солдата, одежда для старухи и солдата.
- буквы на магнитах, кубики с наклеенными на одной стороне буквами, текст с ошибками, карточки с названиями круп, «волшебный мешочек» с магнитными буквами, карточка со словом Победоносец + А , Российский герб, фишки для баллов в форме топора и чугунка.
Организационный момент.
Л- 23 февраля весь народ России будет отмечать знаменательный праздник. Кто помнит, как называется этот праздник?
Д- День защитника Отечества.
Л - Наше занятие посвящено этому событию и называется «Путешествие по сказке Каша из топора»
Сегодня мы проверим ваши знания по сюжету русской народной сказки. Сейчас подумайте и скажите, кто же является защитником нашего Отечества?
Д- солдаты, Российская армия….
Л- С давних пор солдат славился своей смелостью, находчивостью, смекалкой. Он находил выход в любой трудной ситуации. Русский народ составил много сказок о солдате: (Показ книг)Солдат и смерть, Солдат и чёрт, Каша из топора… Везде солдат выходил победителем.
Наше путешествие будет необыкновенным- Путешествие –соревнование. Чтобы игра была интересной необходимо внимательно слушать задания, решения принимать сообща, работать дружно в коллективе, соблюдать правила. Правильно выполненное задание будет отмечаться фишками в виде топора и котелка. В конце соревнования , подсчитав количество набранных фишек мы узнаем какая команда станет победителем.
Итак, I задание командам. Придумать название своей команды на армейскую тематику и выложить на доске магнитными буквами.
(Пока дети выполняют задание педагоги заходит за ширму, переодеваются в солдата и старуху)
Солдат и старуха -Ну что,готовы?
Дети-Готовы!
Солдат – И мы готовы! Я-Солдат из сказки,
Старуха-а я - старуха.
(Звучит песня Песня солдата (к/ф "Старая, старая, сказка")
Вдоль по дороге, вдоль по дороге Вот я шагаю - раз и два. Плевать, что дырки в камзоле, И вдрызг сапоги, Зато уцелела голова.
Ать, два, левой, Ать, два, правой, Вдоль по дороге столбовой А то, что ветер в карманах - Так это пустяк, Главное дело, что живой.
(Солдат марширует , старуха сидит за столом ест булочку)
Солдат- (обращается с диалогом к детям) Послужил я царю-Батюшке, иду домой на побывку. Ох притомился! Где бы отдохнуть? Постучу в крайнюю избу ,может пустят переночевать.(стучит). Пустите отдохнуть дорожнлго человека!(никто не открывает)
II задание . Дверь откроют только тогда, когда вы из кубиков с буквами составите слова, которые назовут главных героев сказки «Каша из топора» (Командам раздаются кубики с набором букв из которых дети составляют слова солдат и старуха за выполненное задания получают фишки)
Старуха Заходи, заходи служивый!
Солдат (проходит к столу , садится ) А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Старуха Ох, добрый человек, я сама сегодня не ела, нечего.
Солдат (прикрыв рот ладонью, шёпотом обращается к детям) Хитрит жадная старуха. (громко говорит старухе) Ладно, я сейчас придумаю чем поужинать.
Старуха Ребята, пока солдат думает вы мне подскажите с какого звука начинаются слова Солдат и Старуха?
III задание А ну-ка , кто из вас назовёт больше слов-существительных на этот звук.(по сигналу старухи команды по очереди называют существительные , а солдат раздаёт фишки).
Солдат- Старуха, вижу у тебя топор под лавкой. Давай-ка сварим кашу из топора.
Старуха-Как так из топора кашу варить?
Солдат- а вот так! Дай-ка мне чугунок.
IY задание
Солдат. Что было дальше вы узнаете, когда поможете прочитать сказку, да найти в тексте ошибку.(командам раздаются фрагменты из сказки)
1.- Сторуха принесла чугунок. Солдат вымыл топор, опустил в чугунок, налил воду и поставил на огонь.
2.-Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат лошку, помешивает варево. Попробовал.
Солдат. Скоро будет готово. Жаль только посолить нечем.
Старуха. Соль у меня есть, на- посоли!
Солдат. (пробует) Хороша каша! Ещё бы горсточку крупы!
Старуха. (приносит) Бери, заправь как надобно.
Y задание.
Старуха. Пока солдат готовит ужин , скажите, из чего варят каши?
Давайте подскажем солдату из какой крупы какая каша получается. (командам раздаются карточки с названием круп, дети образуют относительные прилагательные, правильные ответы отмечаются фишками)
Солдат. Ох, как хороша каша! Как бы сюда чуток масла!
Старуха. Есть у меня и масло. Бери.
Солдат. Неси, старуха, хлеб будем кашу есть.
Старуха. Хлеб у меня лежит в мешочке.
YI задание.
Старуха. А ну-ка, ребята, на ощупь узнайте, какие буквы здесь лежат.
(Дети узнают и достают буквы из мешочка. Правильные ответы отмечаются фишками)
У хлеба тоже бывает разное название. А вы вместе сумеете собрать название хлеба? (Участники обеих команд собирают слово каравай)
(Герои изображают как едят кашу из чугунка)
Старуха. Служивый, топор-то есть будем?
Солдат. Он ещё не доварился. Где –нибудь по дороге доварю.(Кладёт топор в вещмешок). А для ребят и здесь задание.
YII задание.
Солдат. Составьте предложение из слов , данных на карточке .
1. Жадность, глупость, старуха.
2. Ум, находчивость, солдат.
(Участники составляют предложения, выполненное задание отмечается фишками).
Почему старуха характеризуется такими прилагательными?
Почему солдата мы называем умным и находчивым?
Солдат.- Снова мне помогла смекалка и находчивость. Русский солдат не раз выходил победителем из жестоких боёв. На Российском гербе изображён воин- Георгий Победоносец. (Показ герба)
Старуха. Победоносец. Ишь, какое хитрое слово. Слово одно, а прячет в себе два. Какие это слова?
YIII задание. (На доску вывешивается карточкаПОБЕДОНОСЕЦ+А)
Старуха . -Из букв этого слова и дополнительной буквы А составьте как можно больше существительных.( За каждое слово команды получают фишку)
Солдат. Наше путешествие подошло к концу. И до того как мы подсчитаем баллы и узнаем какая команда стала победителем , я хочу вас спросить
- легко ли вам было работать в команде?
- какое задание для вас было самым трудным? Почему?
Чтобы быть эрудированным и легко отвечать на вопросы, вам надо читать больше, не только сказки, но и другую познавательную литературу.
Старуха. Итак, чья команда у нас оказалась более дружной и находчивой как солдат из сказки «Каша из топора».
(Подведегние итогов по баллам. Награждение грамотами по номинациям.: «Самые дружные», «Самые сообразительные».)
Солдат. Нашей сказке конец. Понравилось вам путешествовать? В любом путешествии нужны знания и дружба. Мы вам желаем быть дружными, смелыми, настоящими защитниками нашего Отечества.
Старуха. Мы в вас верим! Желаем успехов в любых хороших делах!
Рекомендации педагогам. Такое занятие можно провести перед праздником «День защитника Отечества». Предварительно дать задание детям или познакомить на классном часе с родами современных Российских войск, их спецификой. Можно заглянуть в прошлое, дать знания о великих полководцах. Предложить прочитать сказки о русском солдате. Исходя из полученной информации предложить конкурсы более сложные , интересные для учащихся старших классов