СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
С. П. Брауэр
Казённое образовательное учреждение Омской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 19 » V вида, Россия
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась здесь в этой, или какой-то другой школе, здесь сформировалось ваше сознание и формируется сознание ваших детей. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества.
« Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно,
Но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни.» Д. Дьюи
Поступая в школу, ребенок 6—7 лет приобретает статус ученика и, как следствие главное место в его деятельности начинает занимать учебная деятельность. Но младший школьник не в силах отказаться от игры, как только переступил порог школьного класса. Игра не перестает существовать и продолжает влиять на его развитие. Она по своей сути социальна, так как отражает те социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей в игре в младшем школьном возрасте. [2, с 11]
Роль игр велика в социальной жизни вообще и особенно значительна она в социальном созревании детей младшего школьного возраста, поскольку игра является в этом возрасте основным способом социализации личности.
Работая над проблемой «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» нами были сформулированы следующие задачи:
научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
адаптировать к социальной среде;
интегрировать в жизнь общества;
учить преодолевать психологические препятствия через игру.
Для решения поставленных задач могут быть использованы такие игры как сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта.
Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.
Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности. [3, с 45]
Наблюдая за детьми младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что в этом возрасте ребёнок ещё не может выделять качества своей личности из внешнего мира, из единства с поступками, осознавать их как причины своих достижений и неудач. Они могут только охарактеризовать ряд таких качеств, как честность, дисциплинированность, доброта, смелость. Но, несмотря на наличие этих предпосылок осознания личности, дети не могут установить связь между качествами личности и своими поступками и объяснить своё поведение. Поэтому в работе с детьми данного возраста мы прибегнули к такому приёму воспитания как игра.
Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В.А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». [5, с. 17] Подражание в игре связано с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметный пока штрих на формирующийся характер. [1, с. 23]
Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми детьми навыками самообслуживания, а именно:
1. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела
Учить детей самостоятельно мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде и следить за своей обувью. В работе с детьми для развития гигиенических навыков, используем следующие игры: «В умывальной комнате», «Мойдодыр».
2. Навыки культуры еды
Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Для формирования навыков аккуратности еды, мы проводим игры: «В столовой», «Сервировка стола», «Я иду на день рожденья», «В гостях».
3. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять. Для развития этих навыков, используем такие игры как: «Дочки-матери», «Не хочу быть неряхой», «Принцесса», «Солдат».
4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекать детей к элементарному хозяйственно - бытовому труду: раскладывать ложки, вилки и т.п.; убирать игрушки после игр; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их после; принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с воспитателем убирать закрепленный за классом участок. Для привития навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, нам помогают игры: «Я – помощник», «Золушка».
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Большинство игр, в которые мы часто с детьми играем, отражают труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». [4, с. 33]
При проведении любой игры мы не забываем поощрять детей, особенно отмечаем тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Поощрение придаёт детям уверенность в своих силах и помогает выполнять задания, предложенные для всей группы детей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.
Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен школы-интерната.
Используя в практической деятельности сюжетно-ролевые игры, мы пришли к выводу: воспитанники нашей школы стали более социально активными, повысилось чувство ответственности, улучшились взаимоотношения между детьми, что способствовало сплочению дружного коллектива. Из-за многообразия тематики ролевых игр, расширился круг их интересов. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.
Список литературы
1. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990.