kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


С. П. Брауэр

Казённое образовательное учреждение Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 19 » V вида, Россия


Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась здесь в этой, или какой-то другой школе, здесь сформировалось ваше сознание и формируется  сознание ваших детей. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества.

                          « Добрая школа – это хорошо,

                          Умная школа – это великолепно,

                          Но ребенок должен быть еще и

                          подготовлен к жизни.» Д. Дьюи

Поступая в школу, ребенок 6—7 лет приобретает статус ученика и, как следствие главное место в его деятельности начинает занимать учебная деятельность. Но младший школьник не в силах отказаться от игры, как только переступил порог школьного класса. Игра не перестает существовать и продолжает влиять на его развитие. Она по своей сути социальна, так как отражает те социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей в игре в младшем школьном возрасте. [2, с 11]

Роль игр велика в социальной жизни вообще и особенно значительна она в социальном созревании детей младшего школьного возраста, поскольку игра является в этом возрасте основным способом социализации личности.

Работая над проблемой «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» нами были сформулированы следующие задачи:

  • научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

  • приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

  • адаптировать к социальной среде;

  • интегрировать в жизнь общества;

  • учить преодолевать психологические препятствия через игру.

Для решения поставленных задач могут быть использованы такие игры как сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта.

Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.

Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности. [3, с 45]

Наблюдая за детьми младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что в этом возрасте ребёнок ещё не может выделять качества своей личности из внешнего мира, из единства с поступками, осознавать их как причины своих достижений и неудач. Они могут только охарактеризовать ряд таких качеств, как честность, дисциплинированность, доброта, смелость. Но, несмотря на наличие этих предпосылок осознания личности, дети не могут установить связь между качествами личности и своими поступками и объяснить своё поведение. Поэтому в работе с детьми данного возраста мы прибегнули к такому приёму воспитания как игра.

Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В.А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». [5, с. 17] Подражание в игре связано с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметный пока штрих на формирующийся характер. [1, с. 23]

Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми детьми навыками самообслуживания, а именно:

1.        Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

Учить детей самостоятельно мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде и следить за своей обувью. В работе с детьми для развития гигиенических навыков, используем следующие игры: «В умывальной комнате», «Мойдодыр».

2.        Навыки культуры еды

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Для формирования навыков аккуратности еды, мы проводим игры: «В столовой», «Сервировка стола», «Я иду на день рожденья», «В гостях».

3. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять. Для развития этих навыков, используем такие игры как: «Дочки-матери», «Не хочу быть неряхой», «Принцесса», «Солдат».

4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хозяйственно - бытовому труду: раскладывать ложки, вилки и т.п.; убирать игрушки после игр; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их после; принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с воспитателем убирать закрепленный за классом участок. Для привития навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, нам помогают игры: «Я – помощник», «Золушка».

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Большинство игр, в которые мы часто с детьми играем, отражают труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». [4, с. 33]

При проведении любой игры мы не забываем поощрять детей, особенно отмечаем тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Поощрение придаёт детям уверенность в своих силах и помогает выполнять задания, предложенные для всей группы детей.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.

Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен школы-интерната.

Используя в практической деятельности сюжетно-ролевые игры, мы пришли к выводу: воспитанники нашей школы стали более социально активными, повысилось чувство ответственности, улучшились взаимоотношения между детьми, что способствовало сплочению дружного коллектива. Из-за многообразия тематики ролевых игр, расширился круг их интересов. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990.

2. Бобылёва И.А, Заводилкина О.В,Иванова Н.П. Возрастные стандарты

социализации детей – сирот. –М., 1999.

3. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: Киев,

1979.-Т. 1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брауэр Светлана Петровна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства