Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе
Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе
В данной разрабтке идёт речь об описании применения системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе»
Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие типов уроков литературного чтения в начальной школе. Именно разнообразие типов и подходов к планированию уроков должно в значительной степени обеспечить необходимую познавательную мотивацию читательской деятельности детей, способную превратить урок чтения в яркое событие в жизни ребёнка. Анализ современной методической литературы позволяет выделить некоторые типы уроков литературного чтения.
1. Урок постановки учебной задачи.На нём учащиеся впервые сталкиваются с какой-то литературоведческой проблемой (новым литературным жанром, новым художественным средством, новым приёмом анализа или интерпретации литературного произведения и др.) и формулируют учебную задачу, связанную с её решением.
2. Урок решения учебной задачи.
На этом уроке учащиеся припоминают уже поставленную ранее литературоведческую проблему, намечают пути её решения и решают её.
3. Урок моделирования и преобразования моделей направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа может иметь своей целью или решение частных задач на конкретизацию общего способа действия (например, наблюдение над «действием» выявленной ранее модели на примере других литературных произведений подобного жанра или типа), или выработку каких-либо практических литературоведческих умений, связанных с формированием навыка или закреплением способов действий, которые имеют целью анализ и интерпретацию литературных произведений.
5. Урок контроля и оценки назначение которого состоит в том, чтобы с помощью специальных диагностических средств проверить уровень
овладения изученным материалом (понятиями, способами действия, пониманием границ их применения и др.).
Системно – деятельностный подход предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках чтения. Коммуникативной основой урока становится диалог читателей с автором текста и учебный диалог читателей о произведении. Мастерство учителя состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с автором и его произведением, не навязать детям единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного. Диалогическая модель освоения литературного произведения освобождает урок от сложившихся стереотипов как в структуре, так и в содержании, предполагает большую свободу, вариативность в его планировании.
В самом общем виде модель урока литературного чтения может выглядеть следующим образом.
I. Этап предпонимания или первоначального самоопределения в тексте. Используются следующие приёмы: знакомство с автором и названием произведения, его жанром; прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам; выразительное чтение произведения учителем; «медленное»,«пошаговое» чтение произведения учащимися (чтение с комментариями, попутной формулировкой вопросов (системы вопросов), выделение в тексте непонятных мест (слов), обмен мнениями, намеренные остановки в чтении, прогнозирование возможного продолжения сюжета, реконструкция отсутствующих частей и т.д.).
II. Этап анализа текста и интерпретация его смысла.Анализ, как правило, начинается с формулирования учителем вместе с учащимися основной познавательной задачи урока(определить жанр произведения и характеристику его персонажей, освоить некоторые художественные приёмы создания текста, раскрыть нравственную идею произведения, понять, что хочет сказать автор, попытаться понять его замысел и др.). Основной метод работы – творческий диалог читателей с автором произведения по поводу прочитанного. Приёмы работы: моделирование способа деятельности для решения поставленной задачи, составление вопросов и заданий по тексту, направленных на достижение поставленной цели; выполнение в группах самостоятельных заданий по тексту, а затем коллективное обсуждение полученных наблюдений; составление плана текста; мини -исследовательские задания по тексту (выбор слов, характеризующих образы персонажей; выбор средств создания образов персонажей; обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи, и др.).
III. Этап работы с текстом после чтения. На этом этапе организуется обобщение всех наблюдений над текстом произведения, оценка качества решения поставленных задач, выполнение мини -проверочных работ (тестирование с целью оценить каждым учеником уровень его участия в уроке и осмыслении произведения). Затем проводятся разнообразные творческие работы на основе прочитанного: творческое пересказывание, инсценирование, составление отзывов и рецензий, иллюстрирование текста, сочинение-рассуждение в жанре эссе и др.
Приведу примеры некоторых этапов урока.
Организационный момент.Здесь происходит включение детей в деятельность и выделение содержательной области.
На данном этапе урока ввожу эпиграфы, цитаты, пословицы и поговорки, фразеологизмы, народные приметы, которые подведут ребят к цели или теме данного урока.
Примеры задания:
«Хвастовство само себя наказывает». Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.
Вспомни поговорки, в которых говориться о времени.
В лесу лес неровен, в миру – люди. Объясни смысл.
Соедини стрелкой части фразеологизма:
На этапе постановки учебной задачи.
актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
Для включения в урок подходят упражнения:
на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;
на концентрацию внимания;
на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка - глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста), таблицы Шульте.
На этапе создания проблемной ситуации:
подбирать учебный материал и организовывать работу так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока.
Тема урока литературного чтения обычно складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения и названия этого произведения.
Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы:
Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв
Исключение повторяющихся букв
Исключение иностранных букв
Чтение подчеркнутых букв
Расположение букв в порядке построения фигуры
Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами
Уроки литературного чтения, проводимые на основе системно-деятельностного подхода, способствуют развитию творческих способностей учащихся. Приведу список упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся.
I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстраций к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма.
9. Выборочное чтение.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, группа из 2—3 человек восстанавливают его).
II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.
1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
3. Пересказ текста с определенным заданием.
4. Составление по тексту кроссвордов.
5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
6. Подбор загадок к словам из текста.
7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.
8. Составление ребусов к словам из текста.
9. Работа со словарем фразеологизмов.
III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:
Волк и Красная Шапочка — про бабушку.
3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.
4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.
11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его дневника и т. д.)
Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира в начальной школе
Приемы педагогической техники реализации системно- деятельностного подхода на уроках окружающего мира :
1.Сравнительная характеристика природных объектов
2.Использование сказок и легенд, фрагментов из художественной литературы, случаев из истории науки, культуры и повседневной жизни
3.Проблемно - проектные дискуссии
4.Ролевая игра
Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира :
1. Мотивационно-целевой:ввод в затруднение через сложное учебное действие
создание проблемной ситуации
Приемы создания проблемной ситуации:
nПредоставление двух противоречивых фактов (разные точки зрения при оценке природных объектов и исторических личностей или событий)
nПроблемная ситуация с помощью географической карты
nПредложение для анализа данных сравнительных таблиц
nПроблемная ситуация с помощью иллюстраций, рисунков
Определение темы, цели урока, выдвижение гипотез, составление плана урока.
2. Процессуальный этап - этап открытия, первичного применения и закрепления нового знания.
Формы деятельности:
индивидуальная,
парная,
групповая
Виды деятельности:
работа с различными
видами информации
Приемы деятельности:
приемы технологии критического мышления
интерактивные приемы и методы(создание игровой ситуации,
синквейн, дискуссия)
выполнений тестовых заданий по заданным алгоритмам
3. Рефлексивно-оценочный этап- рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
познавательная –что я понял, как я работал, какие методы
использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными
и почему, как я теперь бы
решил проблему…;
социальная – как мы работали в группе, как были распределены
роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в
организации работ…;
психологическая – как я себя чувствовал, понравилась
ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы
я хотел работать и почему .
Реализация деятельностного подхода во внеурочной работе
Подготовка учащихся в предметным олимпиадам
Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах
Проектная деятельность в работе детских творческих объединений «Я – гражданин России» и «Росток»
Познавательно-исследовательская музейная и экскурсионная деятельность
Организация и проведение предметных недель в школе
Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения и окружающего мира – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.