kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш мир меняется просто на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком, накрывая с головой. Двадцать первый век – время технологий и прогресса. Это время диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек. Нельзя просто стоять на месте. Нужно развиваться в заданном темпе. Человек 21 века должен обладать такими качествами, как: предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы, способность постоянно учиться, самостоятельно находить и применять нужную информацию, работать в команде. А учит ли этому школа?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС »

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Кто ясно не видит цели, - очень удивляется, придя не туда.

Марк Твен



Наш мир меняется просто на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком, накрывая с головой. Двадцать первый век – время технологий и прогресса. Это время диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек. Нельзя просто стоять на месте. Нужно развиваться в заданном темпе. Человек 21 века должен обладать такими качествами, как: предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы, способность постоянно учиться, самостоятельно находить и применять нужную информацию, работать в команде. А учит ли этому школа?

Стало ясно, для того чтобы получить новый образовательный результат, нужна смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя ряд требований, одним из которых является требование к результатам основной образовательной программы.

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Эдгар Дейл, всемирно известный пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это НАИМЕНЕЕ эффективный способ выучить что-либо; 

- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо. Преподавая обучаемым один и тот же материал, но разными способами, анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты его исследований были оформлены в виде Конуса Дейла, на основе которого была создана Пирамида обучения, популярная и в настоящее время.


Две составляющие системно-деятельностного подхода – это системный и деятельностный подход. Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия, от объяснительно-иллюстративных способов к активно-деятельностным, развивающим.

Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребёнка на основе деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Результатом учебной деятельности является новый опыт обучающегося. Новый опыт обучающегося состоит из четырех основных структурных компонентов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знания);

  • опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков);

  • опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.;

  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.



Принципы построения обучения в системно-деятельностном подходе:

  • деятельности

  • непрерывности

  • целостности

  • минимакса

  • психологической комфортности

  • вариативности

  • творчества

Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы. Принцип вариативности предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для того, чтобы организовать деятельность на уроке, изменилась и сама структура урока:

  • мотивация к учебной деятельности;

  • актуализация знаний;

  • проблемное объяснение нового знания;

  • первичное закрепление во внешней речи;

  • самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);

  • включение нового знания в систему знаний и повторение;

  • рефлексия на уроке.

Преимущества системно-деятельностного подхода налицо: может применяться при изучении любого предмета; органично сочетается с различными современными образовательными технологиями; обеспечивает включение детей в деятельность; обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.



Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2 изд. – М: Просвещение, 2011.

2. Аксёнова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. – СПб: Реноме, 2012.

3. Баннов А.М. Учимся думать вместе. – ИНСТИТУТ.РУ, 2007.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Автор: Жемчуева Оксана Анатольевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158806


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства