Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС
Наш мир меняется просто на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком, накрывая с головой. Двадцать первый век – время технологий и прогресса. Это время диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек. Нельзя просто стоять на месте. Нужно развиваться в заданном темпе. Человек 21 века должен обладать такими качествами, как: предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы, способность постоянно учиться, самостоятельно находить и применять нужную информацию, работать в команде. А учит ли этому школа?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС »
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС
Кто ясно не видит цели, - очень удивляется, придя не туда.
Марк Твен
Наш мир меняется просто на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком, накрывая с головой. Двадцать первый век – время технологий и прогресса. Это время диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек. Нельзя просто стоять на месте. Нужно развиваться в заданном темпе. Человек 21 века должен обладать такими качествами, как: предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы, способность постоянно учиться, самостоятельно находить и применять нужную информацию, работать в команде. А учит ли этому школа?
Стало ясно, для того чтобы получить новый образовательный результат, нужна смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя ряд требований, одним из которых является требование к результатам основной образовательной программы.
Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход,базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова.
Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Эдгар Дейл, всемирно известный пионерв области использования аудио-визуальных материалов в обучении в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:
- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это НАИМЕНЕЕ эффективный способ выучить что-либо;
- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо. Преподавая обучаемым один и тот же материал, но разными способами, анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты его исследований были оформлены в виде Конуса Дейла, на основе которого была создана Пирамида обучения, популярная и в настоящее время.
Две составляющие системно-деятельностного подхода – это системный и деятельностный подход. Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Цельюдеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия, от объяснительно-иллюстративных способов к активно-деятельностным, развивающим.
Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребёнка на основе деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Результатом учебной деятельности является новый опыт обучающегося. Новый опыт обучающегося состоит из четырех основных структурных компонентов:
опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знания);
опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков);
опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.;
Принципы построения обучения в системно-деятельностном подходе:
деятельности
непрерывности
целостности
минимакса
психологической комфортности
вариативности
творчества
Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы. Принцип вариативности предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для того, чтобы организовать деятельность на уроке, изменилась и сама структура урока:
мотивация к учебной деятельности;
актуализация знаний;
проблемное объяснение нового знания;
первичное закрепление во внешней речи;
самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);
включение нового знания в систему знаний и повторение;
рефлексия на уроке.
Преимущества системно-деятельностного подхода налицо: может применяться при изучении любого предмета; органично сочетается с различными современными образовательными технологиями; обеспечивает включение детей в деятельность; обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2 изд. – М: Просвещение, 2011.
2. Аксёнова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. – СПб: Реноме, 2012.