Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС
Одна из задач современного образования – научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта. Деятельностный подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания и формирование способностей учащихся. В федеральных государственных стандартах второго поколения выделяются ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как обобщённые способы решения учебных задач ( формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС »
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Одна из задач современного образования – научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта. Деятельностный подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания и формирование способностей учащихся. В федеральных государственных стандартах второго поколения выделяются ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как обобщённые способы решения учебных задач ( формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
слайд №2
Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при методике опережающего обучения, которую я применяю в своей деятельности. Такое обучение открывает перспективу: что же предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут обучающихся. Ученики включаются на уроке в деятельность и ведут за собой других.
слайд №3
Системно-деятельностный подход направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого.
слайд№4
Предлагаю ознакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности обучающихся и простым инструментом, повышающим эффективность этой деятельности во всех направлениях. Таким инструментом являются интеллект-карты, которые составляю с детьми и успешно использую на уроке.
слайд №5
Интеллект-карты направлены на эффективное хранение информации, на развитие памяти и мышления.
слайд № 6
Самостоятельному добыванию знаний при решении сложных уравнений помогает следующая интеллект-карта.
слайд № 7 ( интеллект-карта «предложение»)
слайд № 8 ( интеллект-карта «звуки»)
Деятельностный подход направлен на владение приёмами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем.
слайд № 9
Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 137 мм. Найти периметр данного квадрата. Возникает проблема: как найти периметр квадрата, зная радиус круга. Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. ( видеофрагмент: поучение младшей сестре: «Сестрёнка моя, прими в своё сердце моё поучение. В учёбе своей не ленись, будь
старательна, дабы все над тобой не смеялись. Не надейся в этой жизни на других, а только на себя. Остерегайся лжи: от неё погибнет душа твоя. Живи так, чтобы потом люди не стали проклинать тебя. Молвив слово, сдержи его. Почитай старших и друзей своих. Приветливым взглядом одари больного, нищего. Добрым словом приветь окружающих.Учись только хорошему, а плохое выброси из головы»)
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся, которая полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.
слайд № 10
Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты, являются дипломантами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.
Мой опыт работы показывает, что в процессе деятельности, направленной на «открытие» нового знания, происходит формирование личности ученика и продвижение его в развитии.