Просмотр содержимого документа
««Система работы с детьми слабо мотивированными на учёбу»»
Чернышева И. В.
МОУ Иванковская СОШ
Выступление на педагогическом совете из опыта работы.
Тема: «Система работы с детьми слабомотивированными на учёбу»
Слайд 1.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а следовательно, на результативность учебной деятельности.
Действительно, чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выявить причины неуспеваемости можно с помощью наблюдения, диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Для определения уровня школьной мотивации, я применяю диагностику Н.Г. Лускановой: «Оценка уровня школьной мотивации"
(Приложение 1)
Причинами школьной неуспеваемости могут быть:
(Приложение 2)
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
обстоятельства жизни ребенка в семье;
взаимоотношения с окружающими взрослыми
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
неправильная организация учебной деятельности в ОУ
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
Определив причины школьной неуспеваемости в классе, я создаю банк слабоуспевающих детей.
Слайд 2.
Банк слабоуспевающих детей.
Ф.И. обучающегося
Класс
Причины неуспеваемости
Использованы виды опроса
Аляутдинов Евгений
4
Низкий уровень внимания, логического мышления, слабые учебные умения и навыки.
Устный, письменный, индивидуальный
Беглов Борис
4
Низкая школьная мотивация.
Несформированная учебная деятельность
Устный, письменный, индивидуальный
Кудрявцева Кристина
4
Слабые учебные умения и навыки.
Сложные обстоятельства жизни ребенка в семье.
Устный, письменный, индивидуальный
Лебедев Николай
4
Низкая школьная мотивация.
Несформированная учебная деятельность.
Отсутствие контроля со стороны родителей.
Устный, письменный, индивидуальный
Мочалкин Николай
4
Низкая школьная мотивация.
Слабые учебные умения и навыки.
Устный, письменный, индивидуальный
Романова Полина
4
Слабые учебные умения и навыки.
Устный, письменный, индивидуальный
Смирнов Андрей
4
Низкое качество учебной деятельности.
Устный, письменный, индивидуальный
Чистяков Александр
4
Низкая школьная мотивация.
Несформированная учебная деятельность
Устный, письменный, индивидуальный
Результаты анкетирования, установленные причины школьной неуспеваемости использую при составлении плана работы со слабоуспевающими детьми.
(Приложение 3.)
План
работы со слабоуспевающими обучающимися 4 класса
МОУ Иванковской СОШ
(2013- 2014 учебный год)
Мероприятие
Сроки
Отметка о выполнении
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”.
Октябрь (2013г.)
+
Беседа с учащимися с целью выявления причин неуспеваемости
Систематически
+
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”
Систематически
+
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические)
Дополнительные занятия с учеником (разовые):
“Правила составления плана устного ответа”
“Как правильно работать с текстом учебника ” и др.
+
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность
+
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию
На каждом уроке
Работа с учеником на уроке:
в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;
при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников;
На каждом уроке
организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа решения, ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки;
при организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий
+
+
Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)
На каждом уроке
+
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки
+
Детей с проблемами школьной успеваемости условно делю на несколько групп:
Слайд 3.
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности. (1группа)
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) провожу специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти; отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.
Главное в работе с такими детьми - учить их учиться. В этом мне помогают занятия кружка «Учись учиться».
Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – часто ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
А как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Работа с учащимися, не желающими учиться. (2 группа)
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.
Считаю, что задача педагога в этом случае:
Слайд 4
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяю на уроках активные формы обучения. Это:
Слайд 5
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Система работы с неуспевающими детьми. (3группа)
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.
(Приложение 4)
Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые отношения
1-й этап
2-й этап
3-й этап
К содержанию учебного материала
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Следующим шагом должно стать оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
(Приложение 5)
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль подготовленности учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Изложение нового материала
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
Организация самостоятельной работы вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости.
(Приложение 6)
Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически. Формы работы по ликвидации пробелов знаний слабоуспевающих детей представлены в следующей таблице.
(Приложение 7)
Формы ликвидации пробелов знаний слабоуспевающих за 1 полугодие
Список обучающихся
Индивидуальные консультации
Контроль домашнего задания
Алгоритмизация действий на уроке
Повторный тест по пройденному материалу
Ликвидация пробелов знаний, связанных с пропусками занятий
Работа над ошибками к/р или с/р
Выполнение творческих работ
ХХХХХХ
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
+
ХХХХХХ
+
+
+
+
В работе с детьми можно использовать разработанные памятки для педагогов.
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ____________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься:"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка результатов работы должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
«Дать детям радость труда,
радость успеха в учении,
пробудить в их сердцах чувство гордости,
собственного достоинства –
это первая заповедь воспитания.
В наших школах не должно быть
несчастных детей,
душу которых гложет мысль,
что они ни на что не способны.
Успех в учении – единственный источник
внутренних сил ребёнка,
рождающий энергию для преодоления трудностей,
желание учиться»
В.А. Сухомлинский
Приложение 1
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой
Цель:выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Возрастная группа: начальная школа
Форма оценивания: фронтальный письменный опрос
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывают по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- да
- не очень
- нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса
Оценка за 1 ответ
Оценка за 2 ответ
Оценка за 3 ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.