kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по семейному воспитанию в малокомплектной начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители, и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по семейному воспитанию в малокомплектной начальной школе.»

Система работы по семейному воспитанию в малокомплектной начальной школе.


Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, психологии, медицины, генетики, истории, этнографии и др. Семейная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей в семье. Она рассматривает семью в качестве важнейшего института воспитания и социализации растущей личности. Кроме того, семейная педагогика изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) - это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитание есть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.

Родители, а затем и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Современная наука доказала, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, общественным воспитанием. Установлено, что у ребенка, оставленного родителями, снижается общий психический тонус, ухудшается эмоционально-познавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие.

Воспитание именно в семье - это основа основ. Всё остальное: садик, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Личный пример родителей – это основное условие воспитания. Что ребёнок ежедневно видит в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

В современном обществе при большой занятости родителей задача учителя в данном воспитании – направить родителей в правильное русло воспитания, чтобы семейная среда не удручала ребёнка, не действовала на него отрицательно. В нашей малокомплектной школе при малой численности обучающихся и, соответственно, родителей мы создали Клуб родителей начальных классов «Счастливая семья». Девизом нашего Клуба является стихотворение Себастьяна Брандта:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб.

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит…

Формы работы клуба «Счастливая семья» разнообразны: круглые столы, индивидуальные консультации, дискуссии, семейные праздники, совместные походы, семейные проекты и другие.

Цель нашего Клуба: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье, возрождению семейного воспитания.

Задачи:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

 Основные функции Клуба:

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Содержание работы Клуба:

1. Активное участие родителей

2. Оказание помощи родителям

3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МОБУСОШ.

4. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания Клуба проводятся 1 раз в месяц.

6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер. 7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов Клуба.

Общие принципы взаимодействия членов Клуба:

    • Принцип добровольности и открытости.

    • Принцип равенства.

    • Принцип общности.

    • Принцип уважения и понимания друг друга.

    • Принцип активности.

    • Принцип конфиденциальности.

    • Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

    • Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

    • Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Результаты деятельности Клуба:

  • Родители не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч.

  • Родители начинают заново открывать для себя радость общения с ребёнком;

  • Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

  • Такая форма работы с родителями позволила им расширить взгляды на воспитательные проблемы.

План мероприятий Клуба «Счастливая семья»

Сентябрь - Дискуссия «Дети для родителей и родители для детей?»

Наши дети, какими они будут и как строить отношения с ними. От нашего подхода, такта, любви, и терпимости будет зависеть, смогут ли  они стать  радостью и опорой в жизни или приносить печали и горести. Дети, какими бы они ни были - это наши дети! И эти проблемы решать нам, взрослым!

Октябрь - Проект «Покров – наш престольный праздник»

Покров - это престольный праздник нашего села. И каждая семья чтит народные традиции. Поэтому при реализации данного проекта, каждая семья имела возможность раскрыть забытые народные семейные традиции. Каждая семья внесла свой вклад. Кто-то нашёл народные песни этого праздника, одна из бабушек вышила икону Пресвятой Богородицы. Семья Потаповых провела исследовательскую работу «Почему Покров – престольный праздник моего села». Огромную помощь нам оказали работники БДЦ.

Ноябрь- Семейный вечер «Мама – хранительница тепла и семейного очага»

Этот семейный вечер способствовал развитию нравственно-доверительных отношений в семье, формированию позитивной самооценки и воспитанию любви, уважения, заботы к Матери.

Декабрь - Проект «Новогодняя карусель»

Новый год – самый главный семейный праздник. У каждой семьи есть свои традиции празднования Нового года. Каждый взрослый хочет стать ребёнком в этот праздник. Поэтому при подготовке к этому празднику родители приняли активное участие. Каждая семья внесла что-то новое в реализацию проекта.

Январь - Проект «Здоровье наших детей в наших руках»

Нет ничего важнее здоровья наших детей, поскольку многое теряет свою цену, если отсутствует этот главный компонент. В качестве итога этой встречи явилось определение ключевых проблем и выработка направлений совместных действий по сохранению и укреплению семейного здоровья. Мы уверены, что большинство из родителей, владеющих информацией о составляющих компонентах здоровья семьи, факторах «риска» могут правильно подойти к выбору решения проблем сохранения и укрепления всех членов семьи.

Февраль - Проект «Моя семья»

Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. У каждой своя история, свои традиции, свои семейные секреты, свои устои.  У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. А как же можно это сделать? Как рассказать всем о своей семье? Мы попытались это сделать через проект «Моя семья». К проекту готовились в течение месяца Продукт нашего проекта- это совместные работы родителей и детей. Мы подводим итог и отвечаем на главный наш вопрос: почему говорят: «Счастлив тот, кто счастлив дома»?

Март - Познавательно-развлекательная программа «Все работы хороши, выбирай на вкус»

В начальной школе важно расширять представления о различных профессиях. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость самому и приносящее пользу людям. Каждая семья представляет свой буклет, каталог, афишу с теми профессиями, которыми владеют старшие члены семьи. Выявление профессиональных династий. Все должны привести аргументы в защиту своих профессий.

Апрель - Час здоровья «ГТО - возрождение традиций»

В конце часа здоровья мы пришли к выводу, что через семейные спортивные мероприятия, мы, взрослые, должны сами стремиться к здоровому образу жизни и вести за собой детей.

Май - Круглый стол «Для чего человеку нужна семья

Для чего человеку семья? Была предложена  одна простая детская игра «Передай другому». Игрушечное сердечко, символ любви, передавали друг - другу и отвечали на вопрос: «Для чего человеку нужна семья? » Каждый ответил по-своему, но прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Закончили круглый стол такими словами: У каждого из нас были  сердечки – мы написали черту характера, качество, которым мы хотим наделить каждого ребенка, которое, по нашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Это чаша – душа вашего ребёнка. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся (кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребенка, должны быть добрыми, требовательными, ласковыми и терпеливыми.

Ни для кого не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание.

Семейный клуб – это удобная форма работы с родителями, своеобразная школа, где они получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с младшими школьниками, о влиянии совместной деятельности на их психологическое и физическое здоровье.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут здоровыми, добрыми, инициативными и творческими.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Система работы по семейному воспитанию в малокомплектной начальной школе.

Автор: Дмитриева Светлана Алексеевна

Дата: 16.12.2018

Номер свидетельства: 490957


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства