Система работы по подготовке учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам
Система работы по подготовке учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам
Начиная с 2016 года, обучающиеся начальных классов принимают участие в проведении Всероссийских проверочных работ по математике, русскому языку, окружающему миру.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС[1].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам»
Система работы по подготовке учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам
Начиная с 2016 года, обучающиеся начальных классов принимают участие в проведении Всероссийских проверочных работ по математике, русскому языку, окружающему миру.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС[1].
Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы[1].
Кроме того, ВПР позволяют осуществить диагностику уровня достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
На протяжении ряда лет участия обучающихся четвертых классов во Всероссийских проверочных работах педагоги начальной школы пришли к выводу, что необходимо организовать систему работы учителей по формированию у учеников УУД, подготовке к ВПР, начиная с 1 класса. 4 класс - это время систематизации и обобщения знаний. Этим и определяется актуальность темы моего выступления.
В своей статье я хочу обратить внимание на несколько вопросов. И первый вопрос: с чего начать подготовку к ВПР?
На заседании ШМО начальных классов мы решили, что, прежде всего, каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы и составить план подготовки учащихся к ВПР.
Составленный нами в начале года план-график позволяет заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, необходимо делать акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. В течении учебного года мы проводим короткие демонстрационные работы. Учим учащихся работать с критериями оценки заданий. При этом учитель фиксирует результаты в индивидуальной диагностической карте для класса после каждой выполненной пробной работы ВПР[4].
Организуя работу над подготовкой к ВПР, учителя начальных классов используют при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы, что позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
Следующий вопрос, на который мне хотелось бы обратить внимание – это выработка алгоритма подготовки к ВПР. Мы решили, чтов алгоритм подготовки к ВПР необходимо включить следующие позиции:
Обратить внимание на планируемые результаты по предметам в соответствии с ФГОС: русский язык, математика, окружающий мир.
Подобрать задания для проверки уровня усвоения учебного материала по каждому из данных предметов.
Включить в Рабочую Программу внеурочной деятельности интеллектуального направления задания по отработке проблемных вопросов в рамках ВПР за предыдущие годы.
Вести учет выявленных пробелов в диагностических картах, как для каждого ученика, так и по классу в целом для адресной помощи в их ликвидации.
Следующий важный вопрос – это работа с родителями.
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех именно на проверочной работе.
Конечно, родителям необходимо контролировать выполнение домашнего задания. Родители детей начальной школы ещё могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Родителям следует посоветовать говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться учащимся в нужный момент.
Мы решили узнать, как относятся к всероссийским проверочным работам родители обучающихся начальной школы. С этой целью учителя начальной школы провели анкетирование родителей, определяющее уровень осведомленности родителей о ВПР.
При анализе анкетирования выявлено следующее: все родители имеют общее понятие о всероссийских проверочных работах. В основном, сведения об этом они получили от учителя в школе. Конечно же, большая часть родителей испытывает волнение и тревогу за детей, переживают как они справятся с ВПР.
Доступ к материалам ВПР открыт, родителям даны ссылки, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР:
- vpr.statgrad.org- демоверсии ВПР по всем предметам 2020 года,
- НИКО (Национальные исследования качества образования) https://eduniko.ru размещен «Банк заданий» - образцы заданий по всем предметам,
- тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru,
- тестовые задания по всем предметам на Современном учительском портале http://easyen.ru,
- Подготовка к ВПР 2020 (ВПР тесты) https://vprtest.ru,
- Учи.ру – российская онлайн - платформа, где учащиеся всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
И последнее, на что мы обращаем внимание при подготовке к ВПР, - это аналитико – диагностическая деятельность. Она включает следующие этапы:
Сравнительный анализ результатов ВПР за три года.
Выявление проблемных тем, обнаруженных в ходе написания ВПР.
Организация индивидуальной работы с обучающимися, показавшими низкий результат на ВПР.
Включение проблемных заданий в Рабочую Программу по конкретному предмету.
В нашей школе создан банк учебно – методических материалов «Всё для ВПР», в котором содержится план работы по подготовке к ВПР, диагностические карты для мониторинговой работы с учащимися и с классом, анкеты для родителей и учащихся, сравнительный анализ работ ВПР за три года.
Мы убеждены, что только системная планомерная работа по подготовке к ВПР, постоянная аналитико-диагностическая деятельность приводит к положительным результатам.