Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию навыка чтения на основе информационно-ценностного подхода .»
Система работы по формированию навыка чтения на основе информационно-ценностного подхода
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обучения чтению младших школьников
Читают все, но далеко не все умеют читать.
Ф. Варан
Современный этап развития школы связан с проблемой повышения интеллектуального уровня и реализации познавательного потенциала учащихся. Внедрение в практику новых технологий повлекло за собой возрастание потребности общества в грамотных специалистах в многообразных сферах деятельности, умеющих самостоятельно добывать знания из различных источников, людях, обладающих творческим мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать перспективные задачи.
Чтение – основное средство обучения, воспитания, образования и развития личности. Чтение – инструмент познания окружающего мира, элемент культуры человека. Даже с появлением новых средств массовой информации – радио, телевидения, Интернет, – роль чтения в жизни людей по-прежнему огромна. Именно чтение определяет общее развитие человека и успешность его обучения не только в школьные годы. Научиться читать – это, прежде всего, освоить эффективные программы умственных действий [3].
Научно-методическое обоснование. В настоящее время наблюдается повышенный интерес исследователей к процессу обучения чтению (работы Б.Г. Ананьева, Г.Н. Архангельской, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, О.А. Ульяновой, Т.В. Ахутиной, Е.А. Бугрименко, М.И. Омороковой). Трудности в овладении навыком чтения становятся причиной неуспеваемости 10-20% младших школьников, серьезно препятствуют усвоению знаний и не могут быть самостоятельно преодолены ребенком без посторонней помощи. Далеко не все дети легко овладевают чтением. Это объясняется множеством причин, классификация которых предложена С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой [11].
Харьковский ученый и методист И.Т. Федоренко всесторонне исследовал процессы, которые сопровождают чтение, и установил, что их скорость зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка [24]. Существует система рекомендаций по использованию технологичных приемов обучения чтению, апробированная лабораторией педагогической диагностики Донецкого государственного университета и описанная в книге В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению», позволяющая увеличить объем слуховых и зрительных восприятий и добиться высоких результатов обучения даже в классах с высокой наполняемостью [7].
С точки зрения совершенствования осознанности чтения актуальны рекомендации Н.Н.Максимук, заведующей кафедрой современных технологий образования МГИРО, по использованию различных видов работы с текстом на уроках литературного чтения.
Кандидатом психологических наук А.М. Кушниром разработана оптимизированная модель обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода. В ней чтение понимается как мотивированная познавательно-коммуникативная деятельность, формирующая личность, в ходе которой собственно техника чтения выполняет служебные функции [12, 13, 14].
Автором ряда научно-исследовательских работ по данной теме является также З.И. Нелипович, учитель начальных классов Брестского района. Ею разработана технология обучения младших школьников чтению и письму на основе информационно-ценностного подхода А.М. Кушнира (применительно к условиям сельской школы) и ряд соответствующих учебно-методических пособий [18, 19].
Согласно “Концепции учебного предмета «Литературное чтение»” приоритетными направлениями литературного образования в начальных классах должны быть развитие и обогащение чувственного, нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка, обучение мастерству чтения, способам работы с текстом и детской книгой, формирование потребности в чтении, развитие духовно-нравственной, гражданской, коммуникативной культуры учащихся. Важнейшей задачей уроков литературного чтения становится не сообщение и накопление литературоведческих сведений, не знакомство с творческими биографиями писателей, а развитие тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия, а именно логического и образного мышления, воссоздающего воображения, творческой фантазии, произвольного и осмысленного запоминания, эмоциональной и духовно-нравственной сферы читателя [22].
Противоречие заключается в том, что в традиционной методике период овладения собственно чтением (умением понимать прочитанное) слишком затянут, многие дети за это время теряют интерес к чтению. При обучении чтению необходимо задействовать эмоциональную сферу ребёнка, а традиционная методика опирается в первую очередь на абстрактно-логическое мышление. В школьных учебниках предлагаются упрощенные тексты для чтения в 1-ом классе, в связи с чем дети на начальном этапе формирования навыка не получают удовольствия от чтения.
При использовании технологии обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода, предложенной кандидатом психологических наук А.М. Кушниром, дети практически сразу имеют возможность читать произведения классиков детской литературы, понимать содержание прочитанного, постепенно вырабатывая навык чтения. Отсюда возникает интерес к чтению, желание читать книги.
Таким образом, цельюмоей работы является создание условий для повышения эффективности обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода.
Исходя из выше поставленной цели, я определила ряд задач:
изучить технологию обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода и определить возможность её использования;
освоить типологию уроков в рамках данной технологии;
составить экспресс-опросы1 по произведениям из национальных учебников по литературному чтению для второго и третьего класса;
составить экспресс-опросы к некоторым популярным детским книгам, используемым на уроках внеклассного чтения в 1-4 классах;
разработать материалы для осуществления контрольно-оценочной деятельности, позволяющие эффективно отслеживать динамику развития учащихся в становлении их как читателей.
Актуальность и перспективность данного опыта не вызывает сомнения, поскольку использование технологии обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода помогает успешно реализовать все приоритетные направления литературного образования в начальных классах, определенные в “Концепции учебного предмета «Литературное чтение»”.
Для меня освоение технологии началось с посещения Республиканского семинара, организованного ГУО АПО в феврале 2009 года по теме «Проектирование и реализация уроков в рамках технологии обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода». В рамках целевой курсовой подготовки на базе ГУО АПО в ноябре 2009 года по теме «Технология обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода» я ознакомилась с психолого-педагогическими основами данной технологии, приняла участие в разработке и проведении уроков литературного чтения с применением технологии обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода (Приложение 1, Приложение 1а – видеоурок).
На своих уроках я начала использовать технологию обучения чтению младших школьников на основе информационно-ценностного подхода с февраля 2009 года, когда мои ученики учились во втором классе. Сейчас я работаю в четвертом классе и планирую продолжать работу по формированию навыка чтения с использованием метода звукового ориентира. Новый подход дает простор общению, выбору деятельности, общему развитию ребенка. Развивается наблюдательность, восприятие, воображение, концентрация внимания, пытливость детей. Дети учатся ориентироваться в потоке информации и обрабатывать ее, у них формируется навык осознанного чтения.
Практика показала, что данная технология способствует формированию устойчивой мотивации школьников к чтению, умения работать с книгой (объем чтения увеличился в несколько раз), навыков осознанного, правильного чтения. Считаю, что использование технологии позволило мне увеличить плотность уроков математики, русского языка, белорусского языка, «Человек и мир» за счет того, что содержание текстовых задач, правил, статей становится понятным после первого прочтения. Технология позволяет создать комфортные условия обучения детей разного уровня развития.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
Описание технологии обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода
Метод звукового ориентира
Технология обучения чтению, предлагаемая А.М. Кушниром, строится на основе метода звукового ориентира. Это позволяет использовать способность 6-летнего ребенка семантизировать большую часть лексики и воспринимать сложные грамматические конструкции при аудировании в обучении чтению. Для этого модель чтения: графический образ → воспроизведение звукового образа → понимание преобразуется в следующую конструкцию: графический образ и звуковой ряд → понимание.
В данном случае воспроизведение звукового образа слова как отдельное действие становится излишним. Вместо него появляется новое действие – отождествление звукового и графического образов слова, которое легче осуществляется и быстрее автоматизируется, а также готовит основу для автоматизации воспроизведения звукового образа слова в целом. В этом и заключаетсяпринципиальное отличие методики использования звукового ориентира.
Взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В итоге на самых ранних этапах обучения при несовершенной технике чтения, благодаря развитой способности понимать устную речь, происходит полноценное восприятие и переработка информации, поскольку идентификация звукового образа и значения осуществляется непроизвольно, за исключением случаев, когда встречаются незнакомые слова.
При таком способе обучения весь длительный период становления сложного навыка чтения ребенок полноценно воспринимает и перерабатывает информацию. С использованием развитого речеслухового канала восприятия информации из обучения чтению как бы устраняются все трудности, связанные с озвучиванием текста, а также с извлечением и переработкой информации, поскольку мы опираемся на уже сложившиеся непроизвольные процессы понимания устного сообщения. Проблема овладения воссозданием звукового образа слова по графической модели как отдельным и обязательным компонентом чтения решается незаметно в процессе познания, а не предваряет его, как это происходит в традиционной методике. При этом обеспечивается целостность и личностная значимость деятельности – она управляется жизнесообразными мотивами.
Все этапы обучения подготавливают органичный переход к быстрому чтению: во-первых, при чтении со звуковым ориентиром обеспечивалось полное понимание текста, и глаза ритмично следовали только вперед – не было условий для возникновения регрессии глаз; во-вторых, опора при чтении прежде всего на речеслуховой анализатор опосредованно сформировала устойчивую связь между графической и артикуляционной моделями слова и его значением, ведь репродуктивная артикуляция при аудировании к 6-7 годам уже достаточно развита, т.е. свернута и автоматизирована; в-третьих, за относительно короткое время формирования громкого чтения тенденция артикуляции не успевает «окаменеть», навык еще пластичен, поэтому не препятствует дальнейшему свертыванию внутренней речи.
Преимущества использования метода звукового ориентира:
Чтение высокохудожественных оригинальных произведений или научно-познавательных текстов
Участие в восприятии текста образных функций
Репродуктивная и непроизвольная артикуляция, возникающая в процессе аудирования в режиме «артикуляционного эха»
Отсутствие регрессии глаз (глаза двигаются постоянно в заданном направлении и темпе)
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры технологии обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода:
Воспитание читателя и, шире, – воспитание автономной самообразующейся личности
Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции и др.
Развитие эйдетического чтения – способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением
Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя
Отрыв от артикуляции
Отказ от промежуточных (учебных и подготовительных) моделей чтения, изначальное формирование развитого чтения (процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов)
Исходные требования
Исходными требованиями к данной модели обучения являются следующие:
Чтение понимается:
как активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, т.е. личностными образованиями, по отношению к которым техника чтения (определенным образом организованные психомоторные процессы) выполняет служебные функции
как процесс извлечения информации из текста (во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний)
как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, выходящая за рамки речевых функций
Обучение чтению понимается:
как формирование ценностного отношения к чтению
как обучение извлечению информации и расширение познавательных возможностей личности
как развитие соответствующих психомоторных навыков
При обучении чтению исключается неправильный психомоторныйопыт и, тем самым, возможность торможения дальнейшего развития чтения (внешняя и внутренняя артикуляция, регрессия глаз)
Сравнительный анализ обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода и обучения чтению по традиционной методике
На основе сравнительного анализа технологии обучения чтению с использованием информационно-ценностного подхода и традиционной методики обучения чтению можно выделить следующие отличия, представленные в таблице:
Технологии обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода
Традиционная методика
обучения чтению
1. Обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизни эмоционально-образную сферу личности
1. Обучение опирается на абстрактно-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше
2. Чтениеявляется одной из форм познания и общения; чтение – активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентирами; чтение – одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте
2. Чтение – вид речевой деятельности, процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели
3. Обучение чтению – формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни; практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей; развитие соответствующих психомоторных навыков
3. Обучение чтению – этап подготовки читателя
4.Лозунги:
«Читаем здесь и сейчас!»,
«Книга за книгой!»
4. Лозунг:
«Учимся читать, чтобы потом читать».
5. Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения.
5. Задача: совершенствование артикуляции и развитие чтения как формы речи.
6. Путь развития чтения:
Смысл – слово – смысл
6. Путь развития чтения:
Буква – звук – слог – предложение – смысл
5. Развитие чтения – это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной
5. Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи – вопросы – ответы – пересказы
Этапы работы по технологии
Технология обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода включает следующие этапы:
изучение букв и слогов блочным методом (1 класс)
следование детьми с помощью пальчика за медленным чтением взрослого (1 класс);
следование пальчиком за убыстряющимся чтением взрослого (2 класс)
следование глазами за убыстряющимся чтением взрослого (2-3 класс)
следование глазами и чтение с синхронным проговариванием шепотом того же текста (2-3 класс)
чтение вслух и про себя одновременно с подчеркнуто выразительным чтением взрослого в оптимальном темпе (3-4 класс)
чтение про себя в темпе, соответствующем цели чтения и вида текста (4-5 класс)
Типы уроков
Технология предполагает использование различных типов уроков, структура которых представлена в Приложении 2:
вводный урок
Цель: создание условий для чтения произведений с использованием звукового ориентира
технологичный урок
Цель: создание условий для чтения произведений с использованием звукового ориентира
урок поэзии
Цель: создание условий для развития навыка чтения и восприятия поэтических произведений
Задачи:
- познакомить со значением литературоведческих терминов
- показать отличие прозаического произведения от поэтического
произведения
- способствовать формированию и развитию эмоционального
восприятия поэтического произведения
урок тихого чтения
Цель: создание условий для развития навыка осознанного чтения про себя
итоговый урок (урок-реклама)
Цель: создание условий для расширения кругозора учащихся и приобщения их к книге через освещение краткого содержания в нестандартной форме
итоговый урок (урок-эссе)
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний путём фиксации продукта рефлексивной мыследеятельности после прочтения произведения
Рекомендации из опыта работы
Наиболее сложным является обеспечение книгами для чтения: у каждого ребенка должна быть книга. Таковы гигиенические и методические требования технологии. Моими помощниками являются родители, коллеги, библиотекари. Я использую государственные учебники, дополняя их популярными детскими книгами.
У детей и взрослых не бывает информационных перегрузок. Бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха, скуки, обиды, страха, поэтому не бойтесь объемов прочитанной литературы.
Подряд дважды слушать или читать одно и то же неинтересно, скучно, бессмысленно. Книжка за книжкой! Повторное чтение логично и допустимо, если обнаружена ошибка в восприятии текста или ученику необходимо доказать свою точку зрения, используя отрывок из текста.
Каждый движется своим ходом, но каждый стремится к успеху. Поощряйте малейший успех, создавайте видимость успеха там, где его нет. Радостный ребенок бежит, грустный – плетется, сердитый – думает о другом.
Не тратьте время на «обсуждения» с помощью наводящих вопросов. Дождитесь мгновения, когда малыш, распираемый изнутри сведениями, эмоциями, сам начнет рассуждать. Проверить качество усвоения информации можно за пару минут у всех с помощью десятка вопросов или утверждений из текста с искажениями и без, предполагающих односложную реакцию да – нет. На уроке как минимум ¾ времени должно быть использовано на чтение со звуковым ориентиром.
Развивать речь на уроке литературного чтения необходимо с учетом мотива и готовности ребенка к высказываниям. Раз в две недели практикуйте двухминутный пересказ интересного отрывка из читаемой книги.
Не объясняйте ребенку, как надо понимать художественное произведение прежде, чем он его прочтет. Как точно замечает А.М. Кушнир, «не обременяйте его собственным опытом изучения Пушкина по Белинскому».
Итак, данная оптимизированная модель обучения чтению исключает возможность закрепления таких вредных привычек при чтении, как скрытая или явная артикуляция, регрессии глаз, малое поле зрения, нерациональная траектория движения глаз, слабая концентрация внимания, неумение пользоваться алгоритмом обработки информации. Технологический цикл обеспечивает опережающее формирование мотивации деятельности, затем полное снятие проблемы инструментального состава деятельности, на основе этого – достижение высокого уровня автономности учащегося. Мотивация порождает неутомимость и энтузиазм. Опережающее развитие навыка чтения обеспечивает значительный прирост эффективности учебного времени.
Экспресс-опрос как формирующий и контролирующий прием при реализации информационно-ценностного подхода в обучении чтению
Виды экспресс-опросов, особенности их составления и проведения
Во многих странах мира для определения успешности образовательного процесса используются тесты. Тестирование применяется для разных целей, исходя из которых учебный процесс сопровождается разными видами тестирования.
Наряду с прогностическим и диагностическим тестированием, особо важную роль играет тестирование, ориентированное на обратную связь. Оно информирует ученика о том, насколько успешно он работает по достижению собственных целей. Установлено, что получение информации о своих возможностях изменяет возможности человека и создает новую траекторию его развития, отличную от той, какой она была бы, если бы он эти знания не получил. В этом состоит отличие от диагностического тестирования, информирующего учителя.
Использование теста (экспресс-опроса) при реализации информационно-ценностного подхода в обучении чтению является необходимостью. Цель данной системы обучения – формирование личности, для которой чтение книги стало бы такой же естественной жизненной потребностью, как сон, еда, воздух, чтобы живость языка и информативность, полезность и личная значимость книги были бы ее первейшими признаками. Для осуществления таких целей нужна постоянная встреча с новой книгой и такие приемы, которые выполняли бы формирующие и контролирующие функции, обучали бы восприятию информации, развивали ценностное отношение к ней. Одним из таких приемов является экспресс-опрос. На его проведение затрачивается минимум времени и предполагается участие сразу всех учащихся.
Экспресс-опрос обеспечивает объективный контроль учителя и самоконтроль учащихся первичного понимания текста. Экспресс-опрос направлен на формирование привычки полностью сосредотачиваться на содержании текста, учит впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаешь.
Мною разработаны экспресс-опросы разных видов к произведениям из национальных учебников по литературному чтению для 2 и 3 класса, а также экспресс-опросы к некоторым популярным детским книгам (Приложение 3).
Использование экспресс-опросов показало, что они способствуют концентрации внимания учащихся на главных аспектах содержания и на его деталях, вырабатывают активность мысли, формируют способность отстаивать свою точку зрения, успешно развивают словарный запас, логическое мышление и воображение.
Исходя из содержания читаемого материала, я использую опросные процедуры, отвечающие различным дидактическим целям. В таблице (Приложение 5) представлены возможные виды проверяемой информации, названия экспресс-опросов, цели их проведения и средства составления.
Перед контрольной процедурой я сообщаю учащимся вид экспресс-опроса, цель проверки, указываю на форму ответов.
Приведу описание способов организации экспресс-опроса, направленного на усвоение фактической информации.
Экспресс-опрос по содержанию. Проверка проводится, начиная с первого класса. Она самая употребляемая, т.к. может быть составлена на основе произведения любого жанра, какой-либо его части, и проводится после классного или домашнего чтения. Цель ее проведения – создание установки на восприятие и осмысление содержания и проверка усвоения текста.
На первом этапе проведения процедуры применяется 10 вопросительных предложений, а также после овладения приемом – 10 повествовательных предложений, выдержек из текста, точных или измененных. Они должны быть:
Однозначными, т.е. предполагать единственный ответ;
Не предугадываемыми, т.е. возможность ответа должна появляться только после прочтения текста;
Лаконичными.
Перед началом проведения Экспресс-опроса учащиеся записывают в тетради числа от 1 до 10 в строку. Вопросы (или утверждения) зачитывает учитель. Соглашаясь с вопросом (или утверждением), учащиеся ставят знак «+», не соглашаясь – ставят знак «-», при затруднении – ставят знак «0» под соответствующим номером вопроса (или утверждения). Работа должна проводиться четко и быстро, подсказки пресекаться (Примеры экспресс-опросов в Приложении 3).
В результате опроса в тетрадях учащихся появляется запись, подобная следующей:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- - + + + - + - - +
При чтении вопросов на начальном этапе учитель голосом выделяет наиболее значимые слова, влияющие на результат ответа. На следующих этапах процедуры вся фраза читается равномерно. В первое время все 10 фраз по структуре просты. Постепенно добавляются фразы более сложные. В них часть целого высказывания не соответствует содержанию текста (Приложение 3).
Таким образом, предложенный опрос концентрирует внимание на содержании текста и на формулировку вопроса (или утверждения). Неудовлетворительная оценка восприятия, понимания, осмысления и запоминания содержания прочитанного текста соответствует приблизительно 50 % неправильных ответов, удовлетворительная – 33 %, хорошая – 25 %, отличная – 15 % и менее. Очень важно всякий раз поощрять безошибочное выполнение работы.
Проверка усвоения описания проводится в случае, когда в тексте есть описание литературного героя, предмета, явления. Она формирует активное внимание, образное восприятие, воображение, развивает ценностную ориентацию при чтении. Средства для ее составления могут быть различными.
1. По описанию, данному в тексте, учитель готовит задание в виде повествовательных или вопросительных предложений, а учащиеся отвечают на них знаками «+» или «-».
2. Учитель сам составляет 10 кратких определений, пользуясь содержанием данного текста. В них отгадкой является имя, написанное на доске под номером. Этот номер не соответствует порядку чтения определений. Ученик должен узнать героя и поставить номер в колонках по порядку. Учитель может зачитывать не сразу характеристику, а постепенно добавляя факты по мере необходимости (Приложение 3).
В результате опроса в тетрадях учащихся появляется запись, подобная следующей:
1 2 3 4 5 6 7 8
7 3 2 1 4 5 6 8
3. В случае необходимости оценить нескольких или одного литературного героя, раскрыть его характер, используется следующая процедура. В процессе чтения учащиеся карандашом ставят на полях галочку в местах, где дается характеристика героя в тексте. После чтения проводится письменный опрос. На доске записываются названия предполагаемых положительных или отрицательных черт характера героя под номером. Учащиеся проставляют номера, которые характеризуют героя в соответствии с текстом (Приложение 3).
4. Задания по описанию могут быть предложены в виде загадок.
5. Проверка усвоения описания может быть составлена с помощью пословиц или поговорок, которые соответствуют или не соответствуют характеристике героя. Данный вид контрольной процедуры осложнен тем, что прежде, чем дать ответ, надо уяснить смысл пословицы или поговорки и после этого сопоставлять его с содержанием текста.
Благодаря данному виду опроса учащиеся обучаются составлению описаний, учатся отличать внешний вид героев от черт характера, оценивать поведение героев с точки зрения норм человеческой морали.
Проверка понимания логических связей. Этот вид предполагает 10 утверждений учителя вместе с указанием причин события или ситуации, о которой в тексте либо говорится вскользь, либо вообще не упоминается. Ученик сам обдумывает, почему произошло именно так, а не иначе. От учителя требуется подбор материала, содержащего множество «логических загадок», а так же четкое составление заданий, предполагающих единственный ответ (Приложение 3).
После проведения такой проверки необходимо фронтальное обсуждение с доказательством ответов, т.к. встречаются случаи двоякого понимания предложенного учителем утверждения.
Проверка понимания логических соотношений развивает логическое мышление детей, учит анализировать прочитанное, сопоставлять факты.
Проверка усвоения лексических значений расширяет словарный запас учеников. Цель ученика при таком виде проверки – запомнить и уметь объяснить лексическое значение слов и выражений. Виды заданий:
1. Учащимся предлагается пронумеровать список слов. Учитель зачитывает словарную статью о слове, ученики в колонках проставляют номер нужного слова, соответствующего толкованию. В проверке усвоения лексического значения слов учитель использует редко употребляемые слова, встречающиеся в тексте, значения которых учащиеся понимают из контекста, и слова, значения которых поясняют сноски на странице. В результате такой процедуры ученики усваивают лексическое значение слов и включают их в активный лексикон.
2. Учитель зачитывает несколько фразеологических оборотов, встретившихся в тексте, а ученики выбирают нужные синонимы из пронумерованного списка слов, данных на доске, и проставляют соответствующий номер. Например:
Фразеологизмы Синонимы
1. Повесить нос 1. Дремать, засыпать
2. Хоть кровь из носу 2. Сделать во что бы то ни стало
3. Водить за нос 3.Сделать что-нибудь хорошо неожиданно
4. Задирать нос 4. Запомнить крепко-накрепко
5. Клевать носом 5. Огорчиться
6. Зарубить себе на носу 6. Зазнаться
7. Не казать носа 7. Очень близко друг к другу
8. Утереть нос 8. Не выходить на улицу
9. С гулькин нос 9. Очень мало
10. Нос к носу 10. Хитрить, обманывать
Проверка усвоения многозначных слов, антонимов и синонимов проводится по аналогии с вышеописанными проверками. Они расширяют словарный запас учеников, развивают логическое мышление, управляют вниманием при чтении.
Кроме описанных экспресс-опросов, могут быть использованы и другие виды заданий. На обобщающем уроке в качестве проверки знаний учащихся по прочитанной литературе я использую проверку соотнесения содержания с названием произведения. Ученикам предлагается список прочитанных произведений, который может включать 10 и более наименований. Учитель зачитывает 10 коротких выдержек с названием имен литературных героев или событий, с указанием каких-либо фактов. Ученики ставят номер произведения (Приложение 3).
В результате опроса в тетрадях учащихся появляется запись, подобная следующей:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 1 2 6 4 2 5 7 1 4
Названия произведений могут быть заменены именами авторов или героев из прочитанных отрывков. Ребята устанавливают соответствие, проставляя номера ответов. Эта контрольная процедура является хорошим приемом для упорядочения знаний по прочитанной литературе.
Проверка и оценка экспресс-опросов
Проверку и оценкуэкспресс-опросов я провожу следующим образом:
на начальном этапе сигнализируя цветом, например, «да» – зеленым, «нет» – красным, и обосновывая ответы
в виде устного фронтального опроса без последующей индивидуальной оценки
путем взаимопроверки и самопроверки по тексту
используя иллюстративный прием, когда ученики из нескольких предложенных вариантов деталей, различных по цвету, размеру и т.п. выбирают ту, которая соответствует описанию в тексте
привлечением к рисованию или дорисовыванию описанного в тексте героя или явления природы
Обсуждение должно носить дискуссионный характер. К аргументам учащихся стоит прислушиваться, т.к. спорные ответы могут быть следствием недостаточной четкости и однозначности заданий.
В процессе работы я привлекаю детей к самостоятельному составлению заданий для контроля. Опыт работы показывает заинтересованность ребят в выполнении такого рода заданий и формирование высокой концентрации внимания при первичном чтении.
Список литературы
Ананьев, Б.Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б.Г.Ананьев, А.Н.Попова. Известия АПН РСФСР. – 1950. – Вып.26.
Андреев, О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. – Минск, 2001. – 204 с.
Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. – М.: МОДЭК, 2001.
Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С.Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 1977.
Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. - М., 1990.
Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 года.
Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь. – Мінск, 2008
Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь. – Мінск, 2010.
Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение / С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с.: ил.
Кушнир, А.М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению / А.М. Кушнир. – Благовещенск, 1991.
Нелипович, З.И. Новый подход к обучению детей чтению и письму / З.И. Нелипович, Е.В. Овчинникова // Пачатковая школа. – 1999. - № 4
Нелипович, З.И. Методика использования звукового ориентира в обучении чтению / З.И. Нелипович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. - № 4.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам. – Минск, 2009
Стремок, И.М. Концепция учебного предмета «Литературное чтение» / И.М. Стремок // Пачатковая школа. – 2002. - № 10.
Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IV классы. – Минск, 2009.
Федоренко, И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
Приложение 1
Литературное чтение 3 класс
Тема. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Цель: создать условия для чтения произведения с использованием звукового ориентира.
Задачи: познакомить учащихся с творчеством А. Линдгрен;
создать условия для усвоения содержания отрывка из повести-
сказки;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
прививать интерес к книге.
Оборудование: портрет А. Линдгрен, выставка книг, раздаточный материал, карточки со словарными словами, тренажёр для глаз на каждого ученика, красный предмет, контрольно-оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прежде, чем начать урок,
Я хочу вам пожелать:
Внимательными быть при чтении
И читать всё с увлечением.
Мы друг к другу повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
И удачи вам во всём.
А теперь урок начнём.
II. Проверка домашнего задания
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто его автор?
- Назовите главного героя и его любимые занятия.
- Давайте послушаем песенки Винни-Пуха в исполнении учеников нашего класса.
- Кто сочинил свою песенку и желает подарить её Винни-Пуху?
III. Введение в тему
- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательной шведской писательницы Астрид Линдгрен (портрет) и одним из ее литературных героев. Чтобы узнать его имя, прочитайте загадку, записанную на доске, про себя и отгадайте.
Это добрый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома.
Любит плюшки и варенье,
Сам летает с увлеченьем. (Карлсон)
IV. Речевая разминка
- Прочитаем 2-ое предложение в загадке с разной интонацией. 1 вариант – читает с вопросительной интонацией, 2 вариант – читает с утвердительной интонацией. (Логическое ударение ставят на указанном магнитом слове).
V. Знакомство с автором
А. Линдгрен – это шведская писательница. Она родилась более 100 лет назад, 14 ноября 1907 года в сельской местности в многодетной семье. Семья была дружная. Родители и дети очень любили друг друга. В доме часто звучали шутки, сказки, истории, которые потом легли в основу собственных произведений Астрид. Сочинять свои увлекательные истории девочка начала примерно в вашем возрасте. Первая книга А. Линдгрен появилась благодаря её дочери Карин. Однажды дочь серьёзно заболела воспалением лёгких, и мама рассказывала ей истории про девочку Пеппи Длинныйчулок. Так появилась книга «Пеппи Длинныйчулок». Книги А. Линдгрен переведены более чем на 70 языков, изданы более чем в 100 странах мира. Она награждена медалью Х.К. Андерсена. Некоторые из книг вы видите на нашей выставке. (Учитель показывает книги и называет их).
- А вот книга «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Сегодня мы прочитаем 2 главы из этой книги.
VI Словарная работа
- Перед чтением познакомимся со словами, которые могут быть непонятны. Прочитайте их за мной.
Стокгольм
Свантесон
Боссе
Бетан
- Как вы думаете, почему слова написаны с большой буквы?
- Объясните значение следующих выражений:
косматая голова
облокотился
дух захватило
по спине пробежали мурашки
VII Работа с тренажёрами для глаз «Пирамидка»
VIII Собственно чтение
- Приступаем к чтению, будьте внимательными. После чтения будет проведён тест-опрос по содержанию.
1 часть: - чтение учителя
- жужжащее чтение
- синхронное чтение
ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА, КРАСНАЯ ТОЧКА
2 часть: - чтение учителя
- жужжащее чтение
- синхронное чтение
- самостоятельное чтение
IX. Контроль знаний. Экспресс-опрос
+ 1. В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице живёт самая
обыкновенная
семья Свантесон?
- 2. В семье четверо детей? (3)
- 3. Малышу восемь лет? (7)
+ 4. Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек?
+ 5. Хитроумный моторчик начинает работать, стоит только нажать
кнопку на животе?
- 6. По вечерам Карлсон сидит на крыше и смотрит на прохожих?
(на звезды)
+ 7. Домик Карлсона спрятан за большой дымовойтрубой?
- 8. Малыш и Карлсон встретились ясным зимним вечером? (весенним)
- 9. Малыш думал о прекрасном котёнке? (о щенке)
+ 10. Карлсон пронёсся мимо Малыша три раза?
X. Взаимопроверка теста «Сверь с образцом»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
-
-
+
+
-
+
-
-
+
XI. Анализ результатов. Исправление допущенных ошибок
XII. Отношение к прочитанному. Работа по целостному восприятию текста
- Понравился ли вам прочитанный отрывок из книги?
- Назовите главных героев?
- Давайте вспомним все, что мы узнали о них сегодня.
- Прочитайте слова и словосочетания, которые лежат на партах. Соотнесите их с одним из героев.
(На партах лежат карточки со словами и словосочетаниями о Малыше и Карлсоне:обыкновенный, немытые уши, разорванные на коленках штанишки, голубые глаза, летает на самолёте, мечтает о щенке, живёт в доме, не совсем обыкновенный, толстенький, маленький, самоуверенный, летает сам по себе, живёт на крыше).
В результате работы на доске получается запись:
МалышКарлсон
обыкновенный не совсем обыкновенный
немытые уши толстенький
разорванные на коленках штанишки маленький
голубые глаза самоуверенный
живёт в доме летает сам по себе
мечтает о щенке живёт на крыше
- Прочитайте, что мы узнали о Малыше?
- А что мы узнали о Карлсоне?
- Почему Малыш обыкновенный?
- А Карлсон - не совсем обыкновенный?
XIII. Домашнее задание
- Представьте, что вы – Малыш. Расскажите о своей встрече с Карлсоном.
Стр. 65, задание 7
XIV. Итог. Рефлексия
- Итак, с творчеством какой писательницы мы познакомились сегодня на уроке?
- Отрывок из какой книги прочитали?
- Поднимите руку, кому было интересно на уроке?
- Обратите внимание на таблички на стенах нашего кабинета. Прочитайте их. - Подойдите к той надписи, которая соответствует вашему желанию.
Надписи: - Я хочу прочитать всю книгу о Малыше и Карлсоне.
- Я уже прочитал книгу о Малыше и Карлсоне.
- Я не хочу продолжить чтение книги о Малыше и Карлсоне.
- ?
Краткое обсуждение выбора детей
Приложение 2
Структура вводного урока
Цель: создание условий для чтения произведений с использованием звукового ориентира
1. Проверка домашнего задания
Тест-опрос (по содержанию, описание, установление причинно-логических связей, цитатный, характеристика героя и др.)
Двухминутный пересказ
2. Введение в тему
сообщение темы и цели урока (знакомство с новой книгой, произведением по алгоритму:
автор книги, произведения
название
издательство (при знакомстве с книгой)
художник (при знакомстве с книгой)
жанр
новое
знакомое
особенности языка
актуализация знаний
литературная викторина
драматизация и др.
знакомство с жизнью и творчеством автора
3. Словарная работа (лексическая, орфоэпическая)
4. Работа с тренажерами для глаз
«Пирамиды»
«Таблицы Шульте»
«Зеленая точка»
Алгоритм работы (учитель дает установку):
Внимание (2 с)
Концентрация (10-12 с) – ощущение «смотришь, и не видишь»
Называние заданных цифр, букв и т.д.
5. Собственно чтение с предварительным проговариванием вида контроля
(12-15 мин)
Возможные виды чтения:
1 класс:
Медленное чтение учителя и слежения детьми с помощью пальчика (орфографическое чтение до тех пор, пока не будет введена безударная гласная)
2 класс:
Медленное чтение учителем и слежение детьми глазами
Убыстряющееся чтение учителя и синхронное проговаривание шепотом того же текста детьми
3-4 класс:
Чтение вслух и про себя учащимися одновременно с подчеркнуто выразительным чтением учителя в оптимальном темпе
4 класс:
Чтение про себя учащимися в темпе соответствующем цели чтения и виду текста
6. Рекомендуется физкультминутка для глаз «Красная точка» (с красным предметом) либо после словарной работы, либо во время чтения Физкультминутка динамическая
7. Продолжение чтения. Вопросы на понимание
8. Контроль знаний. Экспресс-опрос
9. Взаимопроверка «Сверь с образцом»
Анализ результатов (ребенок – своих, учитель - класса).
10. Отношение к прочитанному. Работа по целостному восприятию текста
11. Построение сюжетной линии
12. Домашнее задание
13. Итог урока
14. Рефлексия
Структура технологичного урока
Цель: создание условий для чтения произведений с использованием звукового ориентира
1. Проверка домашнего задания
Экспресс-опрос (по содержанию, описание, установление причинно-логических связей, цитатный, характеристика героя и др.)
Двухминутный пересказ
2. Целеполагание
3. Словарная работа
4. Работа с тренажерами для глаз
«Пирамиды»
«Таблицы Шульте»
«Зеленая точка»
5. Собственно чтение с предварительным проговариванием вида контроля. (12-15 мин)
6. Физкультминутка динамическая
7. Продолжение чтения. Вопросы на понимание
8.Контроль знаний. Экспресс-опрос
9. Взаимопроверка «Сверь с образцом»
Анализ результатов (ребенок – своих, учитель - класса).
10. Отношение к прочитанному
11. Домашнее задание
12. Итог урока
13. Рефлексия
Структура урока поэзии
Цель: создание условий для развития навыка чтения и восприятия поэтических произведений.
Задачи:
- познакомить со значением литературоведческих терминов;
- показать отличие прозаического произведения от поэтического
произведения;
- способствовать формированию и развитию эмоционального
Цель: создание условий для развития навыка осознанного чтения
про себя
Задачи:
обеспечить условия для прочтения ( глав повести, рассказа и т.д.)
объяснить лексическое значение новых слов и словосочетаний
проверить степень усвоения самостоятельно прочитанных глав повести (рассказа)
Оборудование: таблицы Шульте , комплекты книг (или учебники), красный
предмет, вопросники (экспресс-опрос)
Ход урока
1. Организационный момент
(На перемене учитель выбирает у детей высокого уровня обученности вопросы для экспресс-опроса. Дома данные ученики составляли по 5 вопросов)
2. Проверка домашнего задания
Экспресс-опрос (по содержанию, описание, установление причинно-логических связей, цитатный, характеристика героя и др.)
взаимопроверка
самопроверка
3. Работа над ошибками
IV. Словарная работа
лексическая
орфоэпическая
4. Работа с тренажёрами для глаз
«Пирамиды»
«Таблицы Шульте»
«Зеленая точка»
5. Собственно чтение с предварительным проговариванием
вида контроля (15 +15 мин)
самостоятельное
синхронное (учитель + ученик)
(Учитель дифференцирует объём чтения по группам с учётом
способностей и возможностей учащихся).
Например:
I группа – самостоятельное чтение двух глав + составление 3-5
вопросов по прочитанной первой главе
II группа – самостоятельное чтение одной главы
III группа – чтение одной главы (синхронно учитель + ученик с
каждым слабым учеником по 3 минуты)
Цель: синхронизировать процесс обучения
6. Через 15 минут собственно чтения – физкультминутка «Красный предмет»
7. Вопросы на понимание
8. Экспресс-опрос по одной общей главе
9. Индивидуальная проверка вопросов, составленных учащимися I группы
10. Домашнее задание. Например:
II и III группа – прочитать вторую главу
I группа – составить 5 вопросов ко второй главе
Методические рекомендации по проведению урока-рекламы
Цель: создание условий для расширения кругозора учащихся и приобщения их к книге через освещение краткого содержания в нестандартной форме
Данный тип урока рекомендуется проводить после летних или зимних каникул. Книга, которая особенно впечатлила ребёнка, достойна рекламы.
Данный тип урока хорош как урок внеклассного чтения по теме «Книги, прочитанные летом»
Реклама – это представление, освещение в самом выгодном свете чего-либо (товара, услуг, магазина, театра, образа жизни, книги и т.д.) для создания широкой известности, привлечения потребителей, покупателей, зрителей, читателей.
Рекламировать – то же самое, что и расхваливать.
Так могла бы звучать реклама книги «Курочка Ряба»
Читайте в суперсказке «Курочка Ряба»!
Страсти вокруг золотого яйца. Грызуны наступают: мышка - разрушитель и курочка - утешитель. Смогут ли старики обрести утраченное счастье?!
Структура урока-эссе
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний путём
фиксации продукта рефлексивной мыследеятельности после
прочтения произведения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Книжкины секреты
Анализ книги учащимися по алгоритму «Книжкины секреты»:
3. Мини-высказывание или мини-сочинение по прочитанному произведению
4. Итог урока
- Каким вы видите автора через призму данного произведения?
Приложение 3
Литературное чтение 2 класс
Экспресс-опросы
Аист и соловей (сказка)
Экспресс-опрос по содержанию
- 1. Было время, когда птицы не умели летать? (Петь)
+ 2. Птицы узнали о человеке, который учит музыке?
- 3. Птицы послали к нему Воробья и Цаплю?
+ 4. Аисту не терпелось стать первым в мире музыкантом?
- 5. Аист медленно вошел в дверь, поздоровался с мудрецом?
- 6. Мудрец сразу стал обучать Аиста музыке?
+ 7. Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже?
+ 8. Соловей вел себя вежливо?
+ 9. Мудрецу понравилась приветливая птица?
- 10. Скромный Соловей и чудак Аист стали лучшими в мире певцами?
А. Толстой «Сорока»
Экспресс-опрос по содержанию
- 1. Калачи медовые да пряники с начинкой росли на березе?
+ 2. Сорока прилетала за пряниками каждое утро?
+ 3. Сорока кормила своих детей пряниками?
- 4. Ворона спросила, где сорока берет пряники?
+ 5. Сорока обманула синичку?
+ 6. У черта на куличках одни сосновые шишки валяются?
- 7. Сорока полетела к малиновому кусту и принесла пряники синичке?
- 8. У сороки заболела голова?
+ 9. Стала сорока голобока?
10. Расскажите, отчего сорока стала голобокой.
Лев Толстой «Лев и собачка»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. В Лондоне показывали диких зверей?
+ 2. За показ диких зверей брали деньгами или собаками и кошками?
- 3. Собачку бросили в клетку к тигру на съедение?
+ 4. Собачке было страшно?
- 5. Лев обидел собачку?
- 6. Лев съел все мясо?
+ 7. Собачка спала возле льва?
- 8. Лев и собачка прожили в одной клетке полгода?
+ 9. Через год собачка заболела и издохла?
+ 10. Лев тоже умер?
Сергей Воронин «Голая лягушка»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. Давно-давно у лягушки, как у рыбы, была красивая чешуя?
+ 2. От света луны и солнца лягушка становилась то золотой, то
серебряной?
- 3. Все птицы были в восторге от красоты лягушки? (Все рыбы)
+ 4. Акула говорила, что лягушка немая?
+ 5. Лягушка решила показать себя на берегу?
- 6. По берегу ходили звери? (Птицы)
- 7. Птицы хотели подружиться с лягушкой? (Хотели съесть0
+ 8. От страха лягушка бросилась к воде?
- 9. В воде ей стало жарко?
+ 10. Рыбы рассердились, что лягушка потеряла свой красивый наряд?
К.Ушинский «Гадюка»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. Вокруг нашего хутора водилось немало змей?
+ 2. Ужей было много в кучах соломы, что лежала около гумна?
+ 3. Водилась у нас ядовитая змея, черная большая, без желтых полосок
около головы?
- 4. Гадюка никогда не кусала скот?
+ 5. Герой рассказа любил косовицу?
+ 6. Герой рассказа неожиданно наткнулся на гадюку?
- 7. Он сразу побежал? (Окаменел)
- 8. Завязалась борьба между гадюкой и кошкой?
- 9. Через минуту гадюка уползла?
+ 10. Бровко вернулся через две недели: худой, тощий, но здоровый?
Литературное чтение 3 класс
Экспресс-опрос
В.Берестов «Честное гусеничное»
Экспресс-опрос причинно-следственный
+ 1. Гусеница смотрелась в каждую каплю росы, чтобы полюбоваться
своей красотой.
- 2. Гусеница выгибала мохнатую спинку, чтобы сделать зарядку.
(Чтобы увидеть две золотые полоски)
- 3. Гусеница взобралась на самый красивый цветок, чтобы погреться на
солнышке. (Чтобы дождаться девочку)
+ 4. Гусеница рассердилась, потому что ее красота не понравилась
девочке.
+ 5. Гусеница поползла на дерево, чтобы спрятаться.
- 6. Гусеница вынула из брюшка шелковую ниточку, чтобы привязать
себя к веточке. (Чтобы обматывать себя)
- 7. Гусеница уснула в коконе, потому что наступил вечер. (Делать
больше было нечего)
- 8. Проснулась она оттого, что у нее ужасно болела голова. (Чесалась
спина)
+ 9. Когда гусеница вывалилась из кокона, ей показалось странным, что
она падала не вниз, а вверх.
+ 10. Гусеница поняла, что стала Бабочкой, когда увидела на спинке
большие разноцветные крылья.
В. Драгунский «Англичанин Павля»
Экспресс-опрос причинно-следственный
- 1. В семье Дениски было решено «зарезать арбуз» по случаю 1-го
октября. (1 сентября)
+ 2. У Дениски спина похолодела от предчувствия, как он будет есть
арбуз.
- 3. Все страшно обрадовались приходу Павли, потому что он принес
вкусный торт. (Давно не приходил, все соскучились)
+ 4. Мы начали есть и долго молчали, потому что неохота было
разговаривать.
- 5. Бабушка не давала Павле вволю поесть арбуз, чтобы он не объелся.
(Получается не сон, а сплошная беготня)
+ 6. В семье Дениса арбуз ели утром, чтобы его действие к вечеру
закончилось, и можно было спокойно спать.
- 7. Павля давно не был у Дениски, так как ездил на море. (Учил
английский)
- 8. Дениска опешил, потому что думал, что Павлик был в лагере.
(Понял, что все лето прочепушил, а Павля занимался)
+ 9. Павлик засиял, потому что папа Дениски похвалил его.
- 10. Павлик не пользовался своими знаниями английского языка,
потому что стеснялся. (Т.к. ничего не знал)
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице живёт самая
обыкновенная семья Свантесон?
- 2. В семье четверо детей? (3)
- 3. Малышу восемь лет? (7)
+ 4. Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек?
+ 5. Хитроумный моторчик начинает работать, стоит только нажать
кнопку на животе?
- 6. По вечерам Карлсон сидит на крыше и смотрит на прохожих? (На
звезды)
+ 7. Домик Карлсона спрятан за большой дымовойтрубой?
- 8. Малыш и Карлсон встретились ясным зимним вечером? (весенним)
- 9. Малыш думал о прекрасном котёнке? (О щенке)
+ 10. Карлсон пронёсся мимо Малыша три раза?
С. Воронин «Моя береза»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. Летом у моей березы отличная зелень.
- 2. Птиц в листве не видно, потому что их нет. (Листва густая)
+ 3. Под березой всегда тень, в которой можно спрятаться от жары.
- 4. В июне пожелтели травы, поникли цветы, стала сохнуть на ольхе
листва, пострадала и береза. (Нисколько)
- 5. Ее листва стала вялой, перестала расти, края листьев засохли.
- 6. Гроза разразилась днем.(К вечеру)
+ 7. Береза притихла. А когда ветер налетел, откинула всю листву по
ветру.
- 8. Ливень смял листву, избил ее тяжелыми каплями дождя.
+ 9. После дождя листва засверкала, заблестела, будто заулыбалась.
- 10. Автор глядел на солнце и радовался хорошей погоде. (Радовался
силе березы, ее умению бороться за себя)
Н. Носов «Федина задача»
Экспресс-опрос по содержанию
+ 1. Описанные события происходили зимой.
- 2. Федя был дома с сестрой и мамой. (Один, сестра и мама ушли)
- 3. Федя стал искать в задачнике заданные примеры. (Задачу)
+ 4. По радио передавали концерт.
- 5. В задаче рассказывалось про мельницу и мешки с пшеницей.
(С рожью)
+ 6. По радио чей-то голос запел густым рокочущим басом.
- 7. Песня была про короля, его брата и комара. (И про блоху)
+ 8. Затем репродуктор запел про титулярного советника.
+ 9. Феде очень понравилась песня про веселую песню.
- 10. Федя 30 раз прочитал задачу и наконец понял.
(20 раз и ничего не понял)
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»
Экспресс-опрос по содержанию
- 1. Эта история произошла летом в деревне? (На даче)
+ 2. Лека взбежал на бугор и стал прыгать то на одной ноге, то на
Проверка соотнесения содержания с названием произведения
Выдержки из произведений
Названия произведений
1. Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.
1. «Изобретатель»
2. Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный крик, мы – в кухню. На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.
2. Пиковая Дама
3. А Трубач, умеющий бороться с волками! Никогда он не выйдет из конуры, не проверив острым глазом своим, свободен ли путь, нет ли вблизи где-нибудь страшной черной курицы.
3. Ребята и утята
4. Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но все еще ходят за ней.
4. Еж
5. Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа.
5. Муравьи
6. Курицы возле не было, но я себе ее вообразил и, в ужасе, что она выклюнет прекраснейший глаз у Травки, бросился бежать, и как потом радовался – подумать только, я радовался! – что спасся от курицы!
6. Курица на столбах
7. Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушел и вернулся случайно к нему, когда стало совсем тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх.
7. Лисичкин хлеб
8. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу.
9. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
10. Тут я понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда.
В результате опроса в тетрадях учащихся появляется запись:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 1 2 6 4 2 5 7 1 4
Приложение 4
Таблица достижений в чтении _____ класса
№
Фамилия, имя
Дата
Дата
Дата
Текст
Текст
Текст
Количество
слов
Количество
ошибок (хар-р)
Способ чтения
Осознанность
Количество
слов
Количество
ошибок (хар-р)
Способ чтения
Осознанность
Количество
слов
Количество
ошибок (хар-р)
Способ чтения
Осознанность
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Таблица достижений в чтении ученика (цы) _______ класса
Ф.И._______________________________________
Дата
Показатели
Способ чтения
По буквам
Отрывисто по слогам
Плавно по слогам
По слогам и целыми словами
Целыми словами с послоговым прочтением трудных слов
Словами и словосочетаниями
Темп
Чрезмерно замедленный
Замедленный
Соответствует темпу речи
Беглый
Скорость
Правильность чтения
Характер ошибок
Замена букв
Пропуск букв
Перестановка букв
Добавление букв
Искажение слова
Искажение окончания
Повторы слов
Ударение
Осознанность
На уровне слова
На уровне предложений
На уровне отдельных частей текста и связи между ними
Понимание основного смысла всего текста
Вид информации
Название экспресс-опроса и цель проведения
Средства составления
Фактическая информация (сюжет, факты, событийная последовательность, персонажи и т.д.)
1. Проверка усвоения
содержания:
усвоение содержания,
формирование устойчивого внимания к сюжетной линии произведения, контекстуального восприятия
2. Проверка усвоения описаний:
усвоение описаний,
формирование активного внимания, образного
восприятия, личностного отношения,
развитие ценностно-ориентационной деятельности при чтении
3. Проверка понимания логических соотношений:
понимание логических соотношений,
формирование мыслительной активности при чтении
Вопросы по тексту,
утверждения,
выдержки из текста
Вопросы, утверждения,
определения, пословицы и поговорки, загадки
Вопросы по тексту,
утверждения
Языковая информация (значение и многозначность слов, синонимы и т.д.)
4. Проверка усвоения лексических значений:
контекстуальное понимание и усвоение значений слов и выражений,
формирование активного внимания к контексту,
развитие языкового чувства
Значение слов и выражений
Приложение 5
Аннотация
Представленный опыт раскрывает вопросы организации обучения чтению на основе принципов информационно-ценностного подхода, разработанных кандидатом психологических наук А.М. Кушниром. В работе представлены разработанные учителем материалы для осуществления контрольно-оценочной деятельности, позволяющие эффективно отслеживать динамику развития учащихся в их становлении как читателей.
1 Экспресс-опрос выполняет формирующую и контролирующую функцию, обучает восприятию информации, развивает к ней ценностное отношение, обеспечивает объективный контроль учителя и самоконтроль учащихся первичного понимания текста.