Просмотр содержимого документа
«Система обучения по плану Трампа»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Сообщение на тему:
«Система обучения по плану Трампа»
Выполнила:
cтудентка Ш-22 группы
Соловьева Виктория
Ейск, 2021г.
Свое широкое распространение план Трампа получил в 50-60-е годы ХХ века. Данная система обучения направлена на то, чтобы стать альтернативной заменой укоренившейся классно-урочной системе. Профессор Л. Трамп предложил свою адаптацию лекционно-семинарской системы обучения, практикующейся в вузах, для введения ее в школах. Основная ее цель заключается в достижении высокого научно-теоретического уровня индивидуального обучения учеников.
Что же такое план Трампа? Это не что иное как система обучения, в которой занятия в больших аудиториях сочетаются с занятиями в малых, и происходит индивидуальная проверка знаний и предполагающая трехуровневый процесс усвоения новых знаний: лекционные занятия, проведения семинаров и индивидуальные задания.
На данный момент такой подход к обучению широко практикуется в большинстве высших учебных заведений. В больших аудиториях начитывается лекционный материал для нескольких учебных групп, а после, в малых, закрепляются полученные знания. Индивидуальная составляющая включает в себя задания, которые даются конкретному студенту. Чаще всего учителя предоставляют индивидуальные задания на выбор. В школьной системе обучения, как правило, используются лишь некоторые элементы плана Трампа, в связи с затруднениями вызванными применением данной системы в целом на практике.
В этой системе обучения время, отведенное на определенный вид занятий, строго ограничено. Так для чтения лекций отводится 40% всего учебного времени, 20% на занятия в группе. Из этого следует, что 40% учебного процесса занимает самостоятельное обучение студента. Такое разнообразие методов предоставления учащемуся знаний по предмету предполагает более глубокое изучение учебного материала, разнообразие форм ознакомления с ним, преследует цель большей заинтересованности ученика к изучаемым предметам.
Состав малых групп постоянно меняется, так как основной уклон в данной системе обучения сделан на свободу выбора студентом научных дисциплин в соответствии с его интересами. В связи с этим нюансом, преподавание того или иного предмета подразумевает участие коллектива педагогов, одни из которых начитывают лекционный материал, а другие проводят занятия по его закреплению в малых группах. Преподавательский состав должен включать в себя высококвалифицированных специалистов, чья работа в команде проходит на достаточно высоком уровне. Кроме того, к занятиям в небольшой аудитории привлекаются и сотрудники, не имеющие специального образования.
Исходя из вышесказанного, следует, что план Трампа требует высокой слаженности работы учительского состава, хорошей организации учебного процесса и обеспечения студентов учебным материалом. Однако план Трампа имеет свои недостатки, из-за которых его реализация вызвала некоторые затруднения. На практике учащиеся, которым предоставлялась свобода выбора дисциплин и форм занятий, терялись и не могли определиться в своих интересах. Подобный факт негативно сказывался на процессе обучения и качестве полученных знаний. Кроме того, подобная форма обучения требует высокой квалификации преподавателей и их слаженной совместной работы, что не всегда достижимо. Потому план Трампа, как система обучения, в целом не прижился, однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий.
Кроме того, так как достаточно большая доля процесса обучения возложена на самостоятельную работу обучаемого, то применение подобной системы обучения в школе достаточно проблематично. Несмотря на то, что обучение самостоятельному изучению материала, несомненно, полезно для ребенка, однако стоит учитывать и отношение школьника к процессу приобретения новых знаний. Потому в школьной системе обучения применимы лишь отдельные элементы плана Трампа. Однако в некоторых школах США практикуется обучение детей в соответствии с данной системой. В целом, обучение в соответствии с планом Трампа позволяет развить в ребенке самостоятельность, свободу выбора интересующих его знаний и способов их получения. Преподавание коллективом преподавателей позволяет рассмотреть полученный материал с нескольких точек зрения, особенностей изложения, что, несомненно, позволяет получать более глубокие знания. Однако не стоит забывать о том, что ребенок, пришедший в первый класс, еще не готов к такому объему самостоятельной работы и возможно, получив подобную свободу действий, может поступить расточительно с предложенными ему знаниями. Потому применение плана Трампа в начальной школе весьма затруднительно.
Трудности вызывает и средняя школа, когда чаще всего у детей, помимо учебы, возникают другие интересы, меняются приоритеты. Наиболее удачно применение плана Трампа в старшей школе с целью подготовки учеников к обучению в высших учебных заведениях. Подобный подход на данный момент частично практикуется в специализированных классах с уклоном в сторону глубокого изучения того или иного предмета.