Школьная научно-практическая конференция «Я исследую мир» Исследовательская работа по теме: «Ведущий телевизионных программ»
Школьная научно-практическая конференция «Я исследую мир» Исследовательская работа по теме: «Ведущий телевизионных программ»
Профессия телевизионного ведущего актуальна и популярна на сегодняшний день. Данный проект раскрывает о том, каким должен быть человек, выбравший эту специальность, какой путь нужно пройти, чтобы стать настоящим профессионалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная научно-практическая конференция «Я исследую мир» Исследовательская работа по теме: «Ведущий телевизионных программ»»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №45 города Тюмени
2. Качества, необходимые для работы телевизионным ведущим: 6
3. Образование 8
4. Мои любимые ведущие 10
Заключение 11
Список литературы 12
Информационная карта работы
Название работы (проекта)
Ведущий телевизионных программ
1. Разработчики работы (проекта)
Козакова Милана Валентиновна
Новикова Оксана Викторовна
2. Аннотация работы (проекта)
Профессия телевизионного ведущего актуальна и популярна на сегодняшний день. Данный проект раскрывает о том, каким должен быть человек, выбравший эту специальность, какой путь нужно пройти, чтобы стать настоящим профессионалом.
4. Проблема
Отсутствие у молодых людей знаний и конкретных инструкций освоения профессии ведущего телевизионных программ.
Изучить, кто такой ведущий, и в чем заключается его работа.
Определить качества и навыки, которые необходимы в данной профессии.
Узнать, какое необходимо образование, где его можно получить.
9. Целевая аудитория работы (проекта)
Школьники младшего, среднего и старшего звена
Введение
Телевидение плотно вошло в нашу жизнь. В настоящее время это средство массовой информации широко распространено и доступно практически повсеместно. Причем вместе с появлением мобильных устройств и телевидение стало мобильным. Чтобы посмотреть любимый канал или какую-то конкретную телепередачу современному человеку не нужно находиться у телевизора в строго определенное время, можно сделать это через интернет на телефоне или планшете. Телевидение не только рассказывает об окружающем мире, но и учит, и развлекает, и помогает. Для этих целей создано огромное количество телеканалов разной направленности.
В связи с этим телевизионные ведущие имеют огромное влияние на общество, на отдельных его членов и их взгляды. Ведущий является проводником между зрителем и окружающим миром. Отсюда следует актуальность данного проекта.
Работа телеведущего крайне привлекательна и престижна для молодых людей, однако мало кто знаком со спецификой этой профессии. Во многом она идеализируется. Поэтому необходимо подойти комплексно к изучению работы телеведущего. В этом состоит цель данного проекта.
Детям с ранних лет задают вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Среди огромного числа вариантов некоторые ребята выбирают профессию ведущего, очаровавшись магией телевидения. Молодые люди, еще школьники задумываются: «А с чего начать? Что поможет мне освоить данную профессию? Какими качествами должен обладать хороший телеведущий? Какое необходимо образование?». Ответить на эти вопросы – главная задача данного проекта.
Основная часть
Журналист - очень интересная и сложная профессия. Среди всех специализаций меня больше всего привлекает телевидение, так как моя мама и мой дед работали в этой сфере. Можно сказать, что я буду представителем третьего поколения нашей семьи, занимающимся теле-журналистикой.
В этом исследовании нам предстоит разобраться в тонкостях и сложностях ремесла ведущего телевизионных программ.
Кто такой ведущий?
Для начала обратимся к термину, кто же такой ведущий. Интернет-энциклопедия «Википедия» дает следующее определение: «веду́щий, веду́щая – человек, сотрудник СМИ (необязательно штатный), который работает в кадре (телевидение) или эфире (радио), персонифицируя подаваемую информацию. Одно из шести амплуа тележурналиста: репортёр, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен.
Учебник «Телевизионная журналистика» под редакцией Г. В. Кузнецова и др. дает нам следующую информацию: «В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.
1. Телерепортер (корреспондент).
2. Комментатор.
3. Обозреватель.
4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).
5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
6. Ведущий ток-шоу.
7. Ведущий информационной программы…»
Стоит отметить, что четко разграничивать эти амплуа в современной журналистике уже не получится, поскольку они часто сливаются. Ведущие программ о путешествиях не просто ведут свои передачи, а становятся и репортёрами, и интервьюерами. (Дмитрий Комаров, автор и ведущий программы «Мир наизнанку», телеканал «Пятница»).
Интересный факт:
До работы над проектом «Мир наизнанку» Дмитрий Комаров не имел опыта работы на телевидении. Он много лет занимался журналистикой и был фотографом, но для печатных сми. Однако он очень много путешествовал. Для пилотного выпуска своей передачи Дмитрий не нашел финансовой поддержки у продюсеров. Ему пришлось отправиться в путешествие с небольшой командой на собственные средства. В итоге отснятый материал так понравился продюсерам, что программа попала на самый рейтинговый канал Украины.
Для развлекательных программ характерен переход ведущего в амплуа шоумена. (Тимур Родригез «Огни ночного голода», телеканал «Пятница»).
2. Качества, необходимые для работы телевизионным ведущим:
- Образованность.
Первое и самое важное – ведущий телевизионных программ должен иметь высшее профильное образование. Он должен уметь грамотно писать, говорить, выражать свои мысли. Поскольку ведущий – это не просто «говорящая голова», а журналист, который должен уметь работать с информацией: искать, обрабатывать, преподносить.
- Приятная внешность, опрятность.
Внешний вид ведущего – результат командной работы. Образ, который видит телезритель собирают гример, стилист, парикмахер. Однако базу составляют приятная внешность и доброжелательность, исходящая от человека. Ведущий должен располагать к себе зрителя и вызывать доверие. У телеведущих-женщин федеральных каналов мы не увидим ярких цветов волос, кричащего макияжа и уж тем более пирсинга. Образ должен быть сдержанным, но выразительным.
- Владение голосом, хорошая дикция.
Постоянная практика помогает поддерживать этот навык на высоком уровне. Однако изначально необходимо научиться грамотно, быстро говорить, правильно произнося все звуки, не проглатывая их; управлять дыханием во время говорения, поскольку ведущий использует в работе микрофон, и погрешности дыхания будут слышны в эфире. Стоит обратить внимание и на такую деталь, как пирсинг. Он не допустим на лице, с этим все понятно. Также пирсинг в языке может давать лишние звуки при ударении о зубы. Так что от проколов в ротовой полости придется отказаться.
«Правильная речь является важнейшей компетенцией телевизионного ведущего. Техника речи включает в себя четыре основных раздела:
- дыхание;
- голос;
- дикция;
- орфоэпия.
Орфоэпия (греч. orthos -- прямой, правильный и epos – речь) – раздел науки о языке, который изучает нормы произношения, а также совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
Орфоэпия изучает:
- ударение;
- нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний;
- интонационно-мелодический строй речи.
Отклонения от общепринятых норм являются коммуникативными барьерами: они отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают его пониманию»1.
- Стрессоустойчивость.
Работа ведущего телевизионных программ часто бывает связана с непредвиденными ситуациями: подводит техника или люди. В эти моменты профессионал не поддается панике, быстро адаптируется и выглядит в кадре совершенно спокойно.
- Умение работать в команде.
Производство телевизионных программ, будь то новости или развлекательные продукты, - результат командной работы. Текстовые материалы пишут журналисты. Режиссер выпускает программу в эфир. Стилист и гример отвечают за внешний вид ведущего. Операторы и монтажеры отвечают за видеоряд, который в итоге видят телезрители. Ведущий пишет подводки к сюжетам и связывает все материалы в единую цепочку. Весь этот механизм работает слаженно, когда все его участники выполняют свою часть работы, не мешая друг другу.
- Коммуникабельность.
Без этого качества трудно представить себе работу журналиста. Если человеку трудно общаться с большим количеством разных людей, если нахождение в большом активном коллективе вызывает негативные эмоции, то работа в сфере журналистики – не лучший вариант.
3. Образование
Освоение любой профессии начинается с образования. Сейчас существует огромное количество курсов телевизионных ведущих. Однако, они не являются фундаментом, а скорее дают дополнительные навыки журналистам, имеющим профессиональную образовательную базу. И база эта – высшее очное образование «Журналист», специализация «Телевидение». На мой взгляд, без этого не стоит выходить в эфир в качестве профессионала.
В нашем городе только один вуз осуществляет подготовку таких специалистов. Это Тюменский Государственный Университет. Школьники, окончившие 11 классов и получившие аттестат о среднем общем образовании могут поступить в Институт социально-гуманитарных наук на кафедру журналистики, профиль: «Журналистика в цифровом обществе: авторская и редакторская деятельность». Срок обучения составляет 4 года.
Для поступления необходимо пройти обязательные вступительные испытания:
Русский язык
Литература
Творческий конкурс
Абитуриенты, имеющие при поступлении опыт работы в средствах массовой информации, получают дополнительные баллы. А это значит, что уже начиная со старших классов можно и нужно практиковаться в работе журналиста. Это могут быть школьные газеты, радиостанции, телеканалы. Подготовка и написание материалов для интернет-порталов, социальных сетей тоже зачтется в копилку. Все это поможет сформировать хорошее портфолио для успешного прохождения творческого конкурса.
Конечно, очень престижным считается получить образование в Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова. С 1952 года факультет журналистики ведет подготовку специалистов по разным направлениям. Факультет следует традициям университетского фундаментального образования и одновременно отвечает на современные запросы медиаотрасли, являясь одним из лидеров журналистского образования в России.
Помимо тех же вступительных испытаний, что и в Тюменском ВУЗе, абитуриенты столичного сдают еще Иностранный язык или Историю в форме ЕГЭ (по выбору поступающего).
4. Мои любимые ведущие
Региональные каналы
Федеральные каналы
Анастасия Семянива - канал «Тюменское время»
Ольга Солоницына – канал «Тюменское время»
Ольга Скабеева, Евгений Попов – программа «60 минут» канал «Россия-1»
Тимур Родригез (Керимов) – канал «Пятница»
Эльмира Эфендиева – канал НТВ
Заключение
Должность ведущего негласно считается высшей в иерархии телевизионной журналистики. Эта работа дает узнаваемость, известность, чем и привлекает молодых людей. Особенно, если человек обладает такими чертами характера, как амбициозность, желание быть значимым в обществе, находиться в центре внимания. В тоже время должность ведущего накладывает очень большую ответственность. То, что транслирует ведущий с экрана телевизора может иметь большое влияние на умы людей, особенно молодежи.
Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо:
Еще со школьной скамьи прививать себе любовь к чтению. Знание большого количества литературы, отечественной и зарубежной, классической и современной, очень поможет во время обучения в вузе. Так как литература является одним из вступительных испытаний и глубоко изучается студентами-журналистами. Также чтение помогает расширять словарный запас. А чтение вслух – это отличный способ тренировать дыхание и голос.
Уделить особое внимание еще одной профильной дисциплине – русскому языку.
Смотреть телевизор. Как бы это банально не звучало. Однако, смотреть нужно анализируя, выявляя приемы и «фишки», которыми пользуются известные телеведущие, перенимать их опыт (как они работают мимикой, голосом, жестами в кадре).
Принимать активное участие в работе школьных сми (если таковые имеются).
Получить высшее профильное образование.
Быть готовым пройти по карьерной лестнице от простого корреспондента до ведущего.
Список литературы
Телевизионная журналистика / Г.В Кузнецов и др.. – М.: Высшая школа, 2002.
Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
Интернет-энциклопедия «Википедия»
Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004.
Дедов, А. Н. Технологии телевизионной журналистики. Практикум : учебное пособие / А. Н. Дедов. — Курган : КГУ, 2020.
Официальный сайт отделения журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, http://www.journ.msu.ru/education/bachelor/tv/.
Официальный сайт ТюмГУ, Институт социально-гуманитарных наук, https://abiturient.utmn.ru/filialy-i-instituty/institut-sotsialno-gumanitarnykh-nauk/.
1Дедов, А. Н. Технологии телевизионной журналистики. Практикум : учебное пособие / А. Н. Дедов. — Курган : КГУ, 2020.