Просмотр содержимого документа
«Шахматы как помощники в метапредметном обучении младших школьников»
Шахматы как помощники в метапредметном обучении младших школьников
Корепанова Дина Анатольевна, МБОУ «СШ №43»,
Инструктор по физической культуре, с.т. 89080333897
В прошлом веке в Англии, Германии, Канаде, СССР, США, Франции, Японии и других странах проводились исследования по изучению мышления. Их итоги обратили внимание ученых на такой инструмент развития мышления как шахматы. Постепенно идеи интеграции шахмат в систему образования стали все больше овладевать миром. В результате за последние 30 лет в Аргентине, Армении, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Германии, Израиле, Индии, Испании, Канаде, Мексике, России, Турции, США, Франции реализованы пилотные проекты использования шахмат как элемента системы образования, которые подтвердили тезис о пользе шахмат для умственного развития детей 4-12 лет.
В России вопросы шахматного образования были подняты намного раньше, и это привело к постановке Министерством образования РФ в 1993 г. проекта «Шахматы детям», который в дальнейшем был развернут в Федеральный учебный курс «Шахматы – школе». Поэтому именно России принадлежит ряд приоритетов в области шахматного образования, что задокументировано в резолюции Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» (г. Ханты-Мансийск, 2013 г.).В конце марта 2015 года Глава Правительства РФ Д.А. Медведев дал поручение Министерству образования и науки РФ изучить и поддержать образовательную инициативу Президента ФИДЕ К.Н. Илюмжинова о введении шахматного всеобуча в общеобразовательных школах РФ.Именно Россия является сегодня законодателем мод и в теоретических аспектах шахматного всеобуча (с опорой на исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарева и др.), и в практическом воплощении теоретических идей в жизнь.
Наиболее разработанным остается аспект шахмат в начальной школе. В РФ опубликованы два концептуальных взгляда на этот вопрос: работа А.А. Тимофеева «Концепция обучения шахматам в начальной школе (Проект)» и содержательное исследование Т.К. Фесенко «Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе: Научно-практическое обоснование проекта-концепции».
Цель курса «Шахматы – школе» – развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме». Это одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.Курс «Шахматы – школе» изначально разработан как надпредметный: шахматы не ради шахмат, а для развития у детей высших психических функций. Шахматы являются уникальным надпредметным средством развития детей и, помимо всего прочего, пропедевтикой математики и логики.
В.А. Сухомлинский более полвека назад писал: «Ребенку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить ее понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления… В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются средства и способы обучения детей. Принцип один: современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. У них низкая концентрация внимания, «долго не могут сосредоточиться», «очень подвижные», «мыслят по-другому». Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения. Задача каждого учителя - заинтересовать ребёнка в учебной деятельности.
Новые образовательные стандарты диктуют нам новый методологический подход в учебно-воспитательном процессе. В стандартах заложено требование к метапредметными межпредметным результатам обучения.
Все составляющие курса «Шахматы – школе» разработаны таким образом, что в них присутствует большое количество шахматно-литературных, шахматно-арифметических, шахматно-геометрических, шахматно-логических и шахматно-языковых задач и головоломок различных жанров. Кроме этого, в курсе разработано большое количество обучающих шахматных сказок, загадок, презентаций, кроссвордов, чайнвордов, викторин, тестов, судоку, буквенных затей.
Являясь педагогом дополнительного образования, я веду в школе занятия по шахматам. В младшем звене это занятия в рамках образовательной программы «Всеобуч», для старших школьников - шахматный кружок «Белая ладья».
Шахматы прочно вошли в нашу школьную жизнь и как вид спорта, и как вид искусства.
После того как в школе ввели образовательную программу «Всеобуч», передо мной и педагогами начальной школы встал вопрос: а в каких аспектах школьной жизни занятия шахматами могут еще пригодиться? В каких дидактических играх можно использовать знания, полученные на занятиях по шахматам, как закрепить эти знания и как с помощью шахмат разнообразить уроки математики, русского языка, литературы, ИЗО?
В основе курса «Шахматы – школе» лежит системно - деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан на специально организованную деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы – школе» выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на постулат Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития; ученикам постоянно приходится самостоятельно с интересом добывать знания, учиться запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, предвидеть результаты своей деятельности.
Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску стандартных и нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой. В нашей школе на уроках математики используются «шахматные карточки». Это задания, основанные на знаниях о ценности шахматных фигур.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
На первом этапе при знакомстве с шашками и шахматами происходит ознакомление учащихся с шахматными терминами: диагональ, поле, противник, названиями шахматных фигур. Для того чтобы данная терминология легче воспринималась и усваивалась детьми, мы сочиняем сказки, где главные герои -шахматные фигуры. Это игры «Придумай сказку», «Чудесный мешочек», «Черный ящик», сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репка», речевые игры, такие как дидактические игры на память, например, «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами. Игра «Шахматные прятки» учит детей придумывать и отгадывать загадки, составлять короткие описательные рассказы (Приложение1).
На предметном уровне шахматы помогают овладеть собственно шахматной компетенцией; подружиться с русским языком (с помощью шахматноязыковых головоломок); осознать значимость чтения для личного развития и сформировать потребность в систематическом чтении (с помощью шахматных сказок, литературно-шахматных викторин); овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (с помощью шахматно-математических головоломок); развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; сформировать эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности (за счет решения изящных шахматных головоломок).
На метапредметном уровне шахматы позволяют освоить познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; сформировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; сформировать умение понимать причины успеха или неуспеха; освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно ,следственных связей, построения рассуждений.
На личностном уровне занятия шахматами содействуют решению задачи готовности и способности учащихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию; овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире; принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения; развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формированию эстетических потребностей; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Если для ребенка от года до трех лет ведущей деятельностью является предметная деятельность, то с 3-летнего возраста и в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится игра. Пусть это будет игра в шахматы!
Приложение:
Образцы заданий, игр, головоломок
Задание 1. Посчитайте, сколько пешек
Задание 2. Прочтите слово по первым буквам картинок:
ОТВЕТ: Шахматист
Задание 3. Повторим скороговорку (все вместе и по очереди):
Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, перевышахматит.
Список литературы:
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ», Институт стратегии развития образования Российской академии образования -[электронный ресурс] – режим доступа: https://kpk.kss45.ru/attachments/article/
Лаборатория психологических тестов [электронный ресурс] – режим доступа к статье: http://vch.narod.ru/file.htm
Янковская О.В. Шахматы как средство развития логического мышления детей младшего школьного возраста [электронный ресурс] – режим доступа к статье:https://interactive-plus.ru/ru/article/12655/discussion_platform
Камнева Е.В. Что даёт игра в шахматы ребенку? [электронный ресурс] – режим доступа к статье:https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/01/05/chto-daet-igra-v-shahmaty-rebyonku
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с