kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум по теме «Конструирование и использование метода кейса в педагогической практике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: актуализировать знания педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе;

- формировать навыки практической работы над кейсом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум по теме «Конструирование и использование метода кейса в педагогической практике»»

Семинар-практикум по теме

«Конструирование и использование метода кейса в педагогической практике»



Цель: актуализировать знания педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.



Задачи:

- расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе;

- формировать навыки практической работы над кейсом.



План проведения

  1. Введение.

- Вступительное слово.

  1. Основная часть.

- Теоретические основы кейс-метода.

- Закрепление материала.

  1. Практическая часть

- Работа с кейсом.

- Защита кейса.

  1. Подведение итогов работы.



Ход мероприятия

- Добрый день, уважаемые коллеги. Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы, педагоги, вынуждены действовать, чтобы не останавливаться в развитии. Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, чтобы быть в курсе происходящих событий и иметь возможность оперативно принимать нужное решение. И наше сегодняшнее общение я хотела бы начать с такой притчи: «Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О, вы, подданные мои. У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить её». Он подвёл присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто не видывал. «Это самый большой и самый тяжёлый замок, который когда-либо был в моём царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача не выполнима для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец одним рывком дёрнуть его. О, чудо – замок открылся! Он просто был не полностью защёлкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку». Нам, педагогам, тоже необходимо иной раз набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а и использовать в своей практической деятельности).

Один из инновационных современных методов, о котором я хотела бы поговорить сегодня– метод кейсов, зародившийся в бизнес-школе США, и который позднее стал использоваться в образовании. Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Ключевым понятием метода является слово кейс…. Запутанный необычный случай или портфель, чемоданчик. И на мой взгляд исчерпывающим является определение следующее. Кейс – это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некую проблему, требующую разрешения. Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путём подбора решений найти выход. Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, получая опыт решения проблем, не боясь негативных последствий, возможных в реальной жизни.

Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной проблемной ситуации, которая и является техническим заданием и источником информации.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях:

  1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом, задача педагога-активизировать детей на поиск различных истин и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

  2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемых и педагога.

  3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения.

Основные цели метода кейсов:

- Развитие навыков анализа и критического мышления

- соединение теории и практики

-демонстрация различных позиций и точек зрения

-представление примеров принимаемых решений и их последствий

- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Кроме того, при решении проблемных задач (кейсов) формируются различные компетентности:

- отрабатываются коммуникативные навыки – точно выражать свои мысли, уметь слушать других, аргументировано высказываться, подбирать контраргументацию;

- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;

- вырабатывается уверенность в себе и своих силах;

- формируются устойчивые навыки рационального поведения при решении комплексных проблем;

- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности;

- а также осуществляется самооценка и самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения.

Главное, что должен содержать в себе кейс:

-проблему, предполагающую несколько вариантов её решения;

-вспомогательную информацию;

- задание.

Как интеллектуальный продукт, кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого-то вызовет сомнение. Наряду с этим, другими источниками являются:

-литература;

-произведения искусства - музыка, изо, кино;

-статистические данные;

-научные статьи;

-интернет.

Виды кейсов различны.

  1. Практический, который содержит какую-либо жизненную ситуацию. Цель создания данного кейса – познание жизни. По сути дела этот кейс создает практическую. «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений, навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

  2. Хотя каждый кейс несёт обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции различна. Именно обучающий кейс – это кейс, который содержит учебную ситуацию, задача которой – анализ, осмысление учебного материала.

  3. И самый трудоёмкий вид кейсов – научно-исследовательский, с задачей исследования и проектирования моделей ситуации.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить алгоритм и методику работы над кейсом. И я предлагаю рассмотреть это практически.

Итак, алгоритм работы. В каждой группе есть раздаточный материал с одним из этапов решения любого кейса и общим перечнем действий по работе над кейсом на всех 5 этапах в целом. Вам необходимо подобрать и вклеить к вашему этапу соответствующее содержание.

Давайте проверим правильность выполнения задания.

1 ступень - знакомство с содержанием кейса. Отдел…. Какая работа с кейсом на этом этапе?

2 ступень - рассмотрение альтернатив. Отдел…. Работа на этом этапе….

3 ступень – принятия решения… какие действия предпринимаются на этом этапе работы по вашему мнению….

4 ступень – презентация решения ….. ваши действия…

5 ступень – сравнительный анализ ……что имеется в виду……

Сравним с информацией на слайде. Перед вами этапы работы по кейс-методу.

Следующий важный шаг, методически правильно выстроить работу педагога и детей на занятии. Методика работы представлена и на слайде презентации, и у вас в раздаточном материале в папке. Давайте достанем этот лист. В первом столбике указаны фазы работы: до и во время занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определённое действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребёнок может получить кейс до занятия либо в начале занятия – это зависит от задачи. Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, чтобы им было удобно общаться, решая кейс. Оптимальное количество человек в подгруппе от 3 до 6 человек. В группах выбирается «модератор», координирующий работу, «секретарь», фиксирующий результаты работы и «шкипер», представляющий результаты на общее обсуждение.

Остаётся только уточнить содержание четвёртой ступени и последней фазы работы над кейсом. Это публичная презентация принятого решения. Она осуществляется шкипером. Он кратко представляет альтернативный вариант решения данной проблемы.

В ваших папках также имеются кейсы (т.е. задания). Это педагогические кейсы. Относятся они к 1 виду кейсов – практическим. Достаньте их и приступайте к работе. У вас 10 минут.

Время истекло. Типичные ситуации, которые возможны в каждом ДО.

Прошу шкипера 1 группы представить итоги работы (защита кейсов).

2 группа….3….4….5…..

Хорошо.

Итак, как мы видим, ситуационные проблемные задания ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. Л.С.Илюшиным был разработан конструктор задач, позволяющий создавать задания- кейсы разного уровня сложности. Это набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, предлагаемых детям. На ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез и оценку проблемы. Данный материал также есть в папке. Данные клише помогут вам методически правильно выстроить работу на занятии с использованием кейс-стади.

И сейчас, резюмируя всё выше сказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе и на тех особенностях, о которых необходимо помнить:

- педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию;

- кейсы могут быть использованы как в процессе обучения, так и в процессе контроля.

Конечно же сегодня я представила только первоначальную информацию по кейс-методу, ваша задача изучить этот вопрос детальнее и не бояться применять этот метод как инновацию в своей работе. И в заключении я хотела бы сказать: пробуй сам - предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников - объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха. Но самое главное – любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: не навреди! Успехов вам в вашей профессиональной деятельности!!!!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пасика Ирина Александровна

Дата: 28.04.2020

Номер свидетельства: 548291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства