kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий. способствующих развитию навыков выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник может быть использован студентами, обучающимся по специальности преподавание в наальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образвании, а так же учителями школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий. способствующих развитию навыков выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



















Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения


44.02.02 Преподавание в начальных классах








Исполнитель:

Буракова М. Е.,

студентка группы

Руководитель:

Краснопёрова Л.М.,

Преподаватель






Камышлов, 2020

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения/ сост. Буракова М. Е. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель.

Рецензенты:

  1. Перминова С. И., преподаватель;

  2. Ялунина И. Н., учитель начальных классов.

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельность первоклассника с текстами поэтических и прозаическими произведениями, так и для закрепления навыков выразительного чтения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смысловой и технической стороны выразительного чтения при работе с текстами, вошедших в разделы: «Апрель, апрель. Звенит капель…», «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья» (УМК «Школа России»).

















© ГБАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020; с. 29


Оглавление

Пояснительная записка 4

Раздела «Апрель, апрель. Звенит капель …» 10

А. Майков «Ласточка примчалась …» 10

А. Плещеева «Травка зеленеет …» 12

А. Майков «Весна» 14

Т. Березова «Подснежник» 15

С. Маршак «Апрель» 17

И. Токмакова «Ручей» 19

Е. Тургенева «Когда это бывает» 20

И. Токмакова «К нам весна шагает…» 22

Раздела «И в шутку и всерьез» 23

Н. Артюхова «Саша-дразнилка» 23

Список литературы 25

Приложение 26







Пояснительная записка

После внедрения в систему образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения произошли существенные изменения в технологии обучения чтению в начальной школе.

Во-первых, неотъемлемой составляющей уроков литературного чтения становится формирование грамотного, компетентного читателя способного получать необходимую информацию из книг (печатного и экранного текста) и умеющего применить на практике полученные знания («добытую» информацию). При этом формирование читательской компетенции у младших школьников начинается уже в период обучения грамоте (на уроках чтения) в процессе формирования техники чтения, без которой просто невозможно дальнейшее освоение всех учебных предметов, а не только уроков, входящих в филологический блок.

Во-вторых, в соответствии с требованиями реализуемого стандарта появляется «система планируемых результатов», в которую входят личностные, метапредметные и предметные результаты. Данная система устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся начальной школы. Для того чтобы решить данные задачи, младшие школьники должны овладеть системой универсальных учебных действий (УУД). Вот одни из УУД, которые касаются выразительного чтения:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

В-трктьих, ФГОС НОО второго поколения предполагает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе. Как мы понимаем, именно урочная и внеурочная деятельность по литературе в начальной школе позволяет заниматься подобной деятельностью органично, в процессе формирования компетентного читателя. Под компетентным читателем подразумеваем, прежде всего:

- грамотного, культурного читателя, который способен понимать тексты различного рода и жанра литературы;

- умеет приводить их в связь в более широком жизненном контексте;

- в состоянии использовать полученную из текста информацию для различных целей.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках литературного чтения младший школьник должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров [8].

Исходя из вышесказанного был разработан сборник заданий, способствующих развитию навыка выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения.

Основная цель заданий сборника - формирование умений читать вслух бегло, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Сборник заданий, способствующий развитию навыков выразительного чтения первоклассников на уроках литературного чтения построен на основании следующих принципов:

1) научности – использовании в речи обучающихся таких слов как «выразительно чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;

2) систематичности и последовательности – задания будут реализоваться в соответствии с очередностью изучения произведений, к которым они разработаны;

3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные особенности обучающихся;

4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям;

5) естественного процесса контроля и оценки – будет осуществляться по средствам словестной похвалы обучающихся за правильные ответы на вопросы;

При разработке и подборе заданий, вошедших в сборник, были проанализированы и взяты за основу:

1) возрастные особенности учащихся 1-2 классов (неумение самостоятельно, без помощи взрослого, осознать идейное содержание произведения, выявить авторскую позицию; читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы; устойчивость внимания сохраняется от 20—25 минут) [7];

2) условия, необходимые для работы над развитием навыков выразительного чтения, которые выделены М.Р. Львовым в методике развития речи:

- демонстрация образца выразительного чтения произведения (учитель/аудиозапись);

- тщательный анализ текста произведения, в процессе которого происходит наблюдение над изобразительно-выразительными средствами;

- обсуждение вариантов прочтения проанализированного произведения;

- выразительное чтение произведения вслух (или часть его) [6].

Для обозначения различных явлений в устной выразительной речи предлагаются задания, в которых используется прием партитурных пометок (расстановка знаков разметки текста).

Задания, разные по степени сложности, будут способствовать развитию восприятия учащимися звуковой стороны языка, особенно движению голоса по звукам разной высоты, навыков выразительного чтения стихотворения вслух.

Задания в данном сборнике:

1) разработаны на основе тематического планирования уроков литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России», входят в разделы «Апрель, апрель. Звенит капель …», «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья» и распределены по разделам:

- задания к стихотворениям раздела «Апрель, апрель. Звенит капель …»: А. Майков «Ласточка примчалась …», А. Плещеева «Травка зеленеет …», А. Майков «Весна», Т. Березова «Подснежник», С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Е. Тургенева «Когда это бывает», И. Токмакова «К нам весна шагает…» [4];

- задания к стихотворениям раздела «И в шутку и всерьез»: Н. Артюхова «Саша-дразнилка». [5].

2) содержат 2 блока (каждый блок содержит 5 – 6 заданий):

- смысловая сторона чтения включает в себя задания, направленные на развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения; развитие творческого воображения; развитие оперативной памяти и внимания к слову [3];

- техническая сторона чтения включает в себя задания и упражнения, направленные на развитие правильного и четкого произношения слов, скорости чтения, антиципации, интонационной выразительности, умения ориентироваться в тексте, распределять высоту голоса [2].

Для оценки техники чтения проводятся 4 замера, по одному замеру в каждой четверти (См. Таблицу 1).

Таблица 1 – Нормы скорости чтения 1-2 классы

Класс

Конец I полугодия

Конец II полугодия

1 кл.

не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

Низкий уровень - менее 15 (25) слов в минуту

Средний уровень - 15-19 (25-34) слов

Высокий уровень - 20-24 (35-40) слова

2 кл.

на 2 - менее 25 (40) слов в минуту

на 3 - 25-29 (40-48) слов

на 4 - 30-34 (49-54) слова

на 5 - от 35 (55) слов

на 2 - менее 40 (50) слов в минуту

на 3 - 40-44 (50-58) слова

на 4 - 45-49 (59-64) слов

на 5 - от 50 (65) слов

*В скобках даны повышенные нормы.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

- чтение по слогам или слово полностью;

- наличие ошибок при чтении;

- количество слов в минуту;

- выразительность;

- осознанность. [9]

Организация работы с заданиями из сборника при чтении поэтических и прозаических произведений будет способствовать развитию как технической, так и смысловой стороны выразительного чтения.


Раздела «Апрель, апрель. Звенит капель …» А. Майков «Ласточка примчалась …»

Внимательно прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, какое настроение хотел передать автор этого стихотворения.

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Расскажите, о чем данное стихотворение? Поразмышляйте, какое настроение передает это стихотворение? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.)

2. Назовите героев этого стихотворения. Что вы знаете о ласточке? (Как она выглядит? Где она живет? Где она зимует?)

3. Найдите и прочитайте строчки стихотворения, которые рассказывают нам, откуда прилетела ласточка.

4. Найдите в тексте ответ на вопросы: «О каких месяцах поет ласточка?», «Почему она обращается именно к ним?»

5. Вспомните и назовите пословици и поговорки о весне, которые подошли бы к этому стихотворению. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Для того, чтобы подготовиться к выразительному чтению, выполните упражнение «Дирижёр».

Когда я поднимаю руку вверх говорите громко, когда опускаю, говорите тихо. Чтобы упростить это задание, можно пропеть звуки.

Ла –А-А

Ло-О-О

Лу-У-У

ЛА-А-а

ЛО-О-о

ЛУ-У-у

2. Сегодня мы с вами познакомимся со знаками, которыми выполняют разметку текста. Я раздам вам памятки с условными обозначениями и покажу как они обозначаются при письме.

А. Майков «Ласточка примчалась …»

Ласточка примчалась

Из-за бела моря, ↓/

Села и запела: ↓/

«Как, февраль, не злися, ↑/

Как ты, март, не хмурься, ↑/

Будь хоть снег, / хоть дождик –↑/

Все весною пахнет!» ↑//

После этого попробуйте найти ошибку в знаках, которыми выполнена размета стихотворения.

А. Майков «Весна»

Голубенький, чистый //

Подснежник-цветок! //↑

3.Совместно с учителем сделайте пометки в тексте, расставьте смысловые ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

Смысловое ударение – это выделение голосом слова, которое передает основную суть предложения.

4. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп (скорость чтения) и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно - значит прочитать его, соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)


А. Плещеева «Травка зеленеет …»

Внимательно прослушайте стихотворение, обратите внимание на интонацию, найдите слова, которые говорят, что скоро наступит весна.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Найдите в стихотворении слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Давайте обратимся к толковому словарю и поищем там незнакомое слово (заранее сделаны закладки на странице с нужным словом). Прочитайте значение неизвестного слова. Подберите к этому слову синоним/слово схожее по значению, составьте предложение с этим словом.

2. Подумайте, кто является главным героем стихотворения. Объясните, почему вы так решил?

3. Назовите слова, которые говорят о том, что идет весна. Какое настроение у вас вызывают эти слова. (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.)

4. Вставьте пропущенные слова в четверостишье, обратите внимания на слова подсказки в скобках – они подсказывают нам какой части речи должно быть слово.

Травка ____________(прил.),

Солнышко ____________(гл.),

_________(сущ.) с весною

В сени к нам ______(гл.0).

5. Найдите и прочитайте в стихотворении те строчки, которые сообщают нам о преображении природы весной.

6. Сравните стихотворение А. Плещеева со стихотворение А. Майкова, чем они похожи? Найдите в обоих текстах схожие моменты и зачитайте их.

1. Перед началом работы со стихотворением нам всем необходимо проснуться. Разбудите соседа по парте говоря ему «проснись» сначала тихим голосом, потом обычным/спокойным голосом, п потом громким голосом, после чего поменяйтесь ролями.

2. Чтобы передать настроение стихотворения выполните упражнение «Живая картина». Для этого упражнения объединитесь в пары. Один из пары читает стихотворение, а второй – мимикой лица реагирует на прочитанное. После чего вы меняетесь ролями.

3. Вспомните и назовите знаки разметки текста.

- Короткая пауза - /;

- Длинная пауза - //;

- Повышение голоса - ↑;

- Понижение голоса - ↓;

- Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

4. Совместно с учителем сделайте пометки в тексте, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

5. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)




А. Майков «Весна»

Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, предположите, в чем заключается главная мысль этих четырех строк?

«Весна»

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать и о чем оно будет? (работа с иллюстрацией подснежника весной, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения)

2. Предположите, что могут значить слова «подле» и «сквозистый». Обсудите это с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверте ваши догадки о значении незнакомых слов.

3. Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова похожие по значению.

Подбери к словам из левого столбика похожие по смыслу слова из правого столбика

чистый

рядом

подле

идеальный

цветок

подснежник


4. Подумайте, почему автор назвал подснежник «чистым цветком»?

5. С каким событием у автора ассоциируется весна? А какие образы и мысли у вас возникают при слове «весна».

1. Для того, чтобы подготовиться к выразительному выполните упражнение «Лови ритм».

Сейчас все вместе мы с вами будем проговаривать слоги и хлопать в ладоши, соблюдая темп, а ударный слог выделите более сильным хлопком.

тата та́ тата та́ та та то́м

тата́ тата́ та́ та тата́

та́та та́та та та то́м

та́та та́тата́та та'та

2. В предложенных словах найдите и подчеркните только те, которые встречаются данном стихотворении.

Лес, капель, метель, голубь, голубой, голубика, снег, проталина, лить, вода, зерна, зоря, метель, тепло, цветы.

Приступайте к заданию по команде учителя.

Запомните как они произносятся, чтобы не ошибиться в них.

3. Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

- Короткая пауза - /;

- Длинная пауза - //;

- Повышение голоса - ↑;

- Понижение голоса - ↓;

- Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

4. Совместно с учителем сделайте пометки в тексте, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

5. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Т. Березова «Подснежник»

Прослушайте стихотворение, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.

«Подснежники»

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении Снегурочки.

2. Поразмышляйте, почему автор изобразил Снегурочку грустной и чужой. Прочитайте строчки которые описываю Снегурочку. (используй восклицательную, вопросительную или повествовательную интонацию

3. Восстановите четверостишье, заполнив пропуски:

Плакала ________,

____ провожая.

Шла за ней__________,

Всем _____ чужая.

4. Найдите в стихотворении и прочитайте, с чем автор сравнивает подснежники? Порассуждайте и ответьте, почему поэтесса сравнивает подснежники со слезами Снегурочки.

5. Сравните стихотворение Т. Березовой «Подснежник» и А. Майкова «Весна». Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают подснежник?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?»

6. Подумайте, какие еще весенние цветы вы знаете. Опишите, как они выглядят, на что похожи.

1. Чтобы без труда поставить логическое ударение в этом стихотворении, выполните следующее упражнение. Голосом выделите только те слова, которые написаны заглавными буквами и прочитайте, почему выделены именно эти слова.

МАМА мыла Машу. (Мыла именно мама, а не кто-то другой).

Мама МЫЛА Машу. (Мама именно мыла, не купала, не била, не ругала, а мыла).

Мама мыла МАШУ. (А не Колю, не Васю).

2. Найдите в стихотворении слова, которые будут соответствовать следующим схемам (каждая черточка - это слог):

_-_-роч-_;

пе-_-_;

_-_-ни-_.

3. Прочитайте стихотворение следующим образом:

- грустно;

- весело;

- первое четверостишье – грустно, а второе – весело.

4. Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

- Короткая пауза - /;

- Длинная пауза - //;

- Повышение голоса - ↑;

- Понижение голоса - ↓;

- Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

5. Совместно с учителем сделайте пометки в тексте, расставьте смысловые ударения в каждой строчке, выберите необходимый для чтения темп и силу голоса.

6. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передайте голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)



С. Маршак «Апрель»

Прослушайте стихотворение, обратите внимание на интонацию, подумайте, какое настроение может возникнуть при прослушивании данного стихотворения?

«Апрель»

Апрель, апрель!

На дворе звени капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.


Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Какие слова с вашей очки зрения, могут вызвать затруднения? В паре обсудите и поставьте ударения в этих словах.

2.Назовите слова, смысл которых вам не понятен. К кому можем обратиться за помощью, чтобы узнать значение этого слова? Откройте толковые словари и в парах найдите значение этих слов. Составьте предложения с этими словами.

3. Объясните, как вы понимаете выражение «На дворе звенит капель», «По полям бегут ручьи»?

4. Найдите в тексте слова, которые помогают автору описать приход весны. Зачитайте их.

5. Подготовьте ответ на вопрос: «О каких простых вещах сообщает нам автор в своем стихотворении?». Подкрепите свой ответ строчками стихотворения.

6. Выпишите слова из стихотворения, которыми можно описать апрель.

1. Для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение нам нужно разметить его текст. Найдите ошибку в знаках, которыми размечают текст и исправьте их. Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

- Короткая пауза - /;

- Длинная пауза -///;

- Повышение голоса - ↓;

- Понижение голоса - //;

- Смысловое ударение подчёркивается одной чертой ____.

2. Совместно с учителем сделайте пометки в тексте, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

3. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

4. Выучите стихотворение наизусть и приготовитесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)



И. Токмакова «Ручей»

Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение стихотворения.

«Ручей»

Бежал ручей по камушкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул

Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представит ручей? Какой он? Опишите как вы себе его представляете.

2. Назовите слова, которые помогли вам определить, что ручей и правда «живой».

3. Расскажите, какой путь прошел ручей, перед тем как «утонул» в речке.

4. Придумайте, что могло бы случиться с ручьем после того, как он «прыгнул» в реку.

5. Выберите только те пословицы, которые подходят к данному стихотворению.

- Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.

- Бурный ручей до моря не доходит.

- Апрельские ручьи землю будят.


1. Прочитайте первое четверостишье используя медленный темп чтения, а второе четверостишья прочитайте быстрее. Какое четверостишье понравилось вам тебе больше? Почему?

2. Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

3. Самостоятельно сделайте пометки в тексте первых четырех строчек, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

4. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)



Е. Тургенева «Когда это бывает»

Прослушайте стихотворение и подумайте, почему автор назвал свое стихотворение именно так.

«Когда это бывает?»

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

Луг, совсем как ситцевый

Всех цветов платок, —

Не поймешь, где бабочка,

Где какой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Значение каких слов вам не понятны? Найдите в толковом словаре значение этого слова. Прочитайте значение этого слова про себя, а затем перескажите своими словами.

2. Подготовьте ответ на вопрос: «Как можно ответить на заглавие стихотворения «Когда это бывает?»».

3. Посмотрите на стихотворение еще раз. Подумайте, что обозначают подчеркнутые слова. Подумайте и назовите слова, которыми можно заменить подчеркнутые слова.

4. Найдите в тексте ответы на вопросы: «Что впервые появляется после долгой зимы? Как преобразуется природа?». Прочитайте их вслух выразительно.

5. Обсудите в паре и составьте несколько правил обращения с природой.

6. Придумайте 1-2 вопроса к стихотворению. Задайте их своему соседу по парте.

1. Чтобы подготовиться к выразительному чтению стихотворения Е. Тургенева «Когда это бывает» прочитайте отрывок из стихотворения, соблюдая уже расставленные паузы. Сначала прочитайте стихотворение про себя, соблюдая паузы, а потом в пол голоса.

Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

2.Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

3. Самостоятельно сделайте пометки в тексте первых четырех строк стихотворения, расставьте смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

4. Приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передайте голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)



И. Токмакова «К нам весна шагает…»

Прослушайте аудиозапись стихотворение и подумайте, какой тебе представляется весна в этом стихотворении.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны

Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Прочитайте в стихотворении как автор описывает быстрый приход весны, какие картины он описывает?

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: «С чем автор сравнивает проталины в стихотворении?». Нравится ли тебе такое сравнение? Почему?

3. Обратите внимание на предложение со словом проталина. В предыдущем стихотворении оно нам тоже встречалось. Сравните, как Е. Трутнева говорит о проталинах в стихотворении «Когда это бывает?», и как о них говорит И. Токмакова в стихотворении «К нам весна шагает…».

4. Перечитайте про себя текст стихотворения и подготовьте ответы на вопросы: «Какими красками вы бы нарисовали картину весны к этому стихотворению: теплыми или холодными? Почему».

5. Сравните два стихотворения о весне И. Токмаковой и Е. Трутневой. Назовите отличительные особенности весны, которые описаны в этих стихотворениях.

6. Предложите свой вариант описания этого времени года.

1. Чтобы подготовиться к выразительному чтению прочитайте отрывок из стихотворения, соблюдая уже расставленные паузы, чтобы вам легче было расставить их в этом стихотворении. Сначала прочитайте стихотворение про себя, соблюдая паузы, а потом в пол голоса.

Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

2.Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

3. Самостоятельно сделайте пометки в тексте первых четырех строк стихотворения, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)

Раздела «И в шутку и всерьез» Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Внимательно прослушайте рассказ и подумайте, почему автор назвал сове произведение именно так.

Саша очень любил дразнить свою сестренку.

Ляля обижалась и плакала.

О чем ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

Меня Саша дразнит!

Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.     

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.     

Ребята сидели за столом и завтракали.

Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!     

Саша даже поперхнулся от удивления.

У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

У меня апельсин больше, чем у тебя!

Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.     

Тут Саша не выдержал и заплакал.

О чем ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я ее дразню, а она не дразнится!


Смысловая сторона

Техническая сторона

1. Придумайте свое название к этому рассказу и объясните, почему вы выбрали именно это название.

2. Прочитайте рассказ и назовите всех его героев.

3. Ответьте на вопрос: «Почему Сашу называют «дразнилкой»?». Найдите слова в тексте, которые это подтверждают.

4.Вспомните, какой совет папа дал Ляле. Найдите в тексте и выразительно прочитайте в рассказе эти строчки. С какой интонацией вы будете читать слова папы? Перескажите своими словами, как папин совет помог Ляле.

5. Порассуждайте и ответьте на вопрос: «Как бы вы поступили на месте Ляли?».

6. Осудите с соседом по парте пословицы:

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

Смеется тот, кто смеется последним.

Подумайте, какая пословица подходит по смыслу к рассказу. Объясните, почему вы так считаете?

1. Внимательно прочитайте все слова и подчеркните только те, которые встречаются в рассказе.

Помидор, дразнит, свитер, дерево, апельсин, плаксы, дразнить, петь, мороженное, дождь, Саша, насморк, вода, кружка.

Теперь поставьте в этих словах ударения, чтобы не допустить ошибки при чтении рассказа.

2. Найдите в рассказе последнюю фразу Саши и прочитайте ее:

- с возмущением;

- с недовольством;

- с обидой.

2.Вспомните и назовите знаки, которыми размечается текст.

3. Самостоятельно сделайте пометки в тексте первой части рассказа, расставь смысловая ударения в каждой строчке, выбери необходимый для чтения темп и силу голоса.

4. Приготовьтесь выразительно прочитать первую часть рассказа, соблюдая смысловые ударения, необходимый темп и силу голоса, передай голосом настроение автора.

Не забывайте, что про то, что прочитать стихотворение выразительно значит прочитать его соблюдая все компоненты (смысловое ударение, темп и силу голоса)


Список литературы
  1. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.

  2. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа 2001. № 8.

  3. Злобина А.К. Смысловое чтение как метапредметный результат образования // Чтение – вот лучшее учение! 2016. №5.

  4. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательной организации в 2 ч. Ч 1 /Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова – М. : Просвещение, 2017. – 79 с.

  5. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательной организации в 2 ч. Ч 2 /Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова – М. : Просвещение, 2017. – 79 с.

  6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов М.: Просвящение, 2002.

  7. Новикова Н.Н Пути становления механизма чтения на уроке //Нач. шк. 2012. №6.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М. : Просвещение, 2010.

  9. Школа XXI век. / Нормы скорости чтения 1-4 классы. -09.2012. URL: http://irina-se.com/texnika-chteniya-normy-1-4-klass/. (дата обращения 02.04.20.)


Приложение 1

Алгоритм подготовки к выразительному чтению.

1. Внимательно прочитайте текст про себя.

2. Определите основную мысль текста/ о чем этот текст.

3. Определите с какой целью вы будете читать.

4. Расставьте паузы (обратите внимание на знаки препинания:

- в конце высказывания запятая (,) – короткая пауза/;

- в конце высказывания тире (-) – короткая пауза/;

- в конце высказывания точка (.) – длинная пауза//;

- в конце высказывания стоит двоеточие (:) или многоточие (…) – длинная пауза//.

5. Расставьте знаки повышения и понижения голоса:

- в конце высказывания точка (.) -понижение голоса к концу предложения;

- в конце высказывания вопросительный знак (?) – повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу высказывания;

- в конце высказывания восклицательный знак (!) – повышение голоса к концу высказывания.

6. Расставьте логические ударения:

- логическое ударение, как правило, ставятся на именах существительных, в редких случаях на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

7. Прочитайте стихотворение про себя, соблюдая все пометки в тексте.

8. Прочитайте стихотворение вслух.


А. Майков «Ласточка примчалась …»

Ласточка примчалась

Из-за бела моря, ↓/

Села и запела: ↓/

«Как, февраль, не злися, ↑/

Как ты, март, не хмурься, ↑/

Будь хоть снег, / хоть дождик –↑/

Все весною пахнет!» ↑//


А. Плещеева «Травка зеленеет …»

Травка зеленеет, ↑/

Солнышко блестит, ↑/

Ласточка с весною

В сени к нам летит. ↓//

С нею солнце краше

И весна милей…↑//

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей. ↓//


А. Майков «Весна»

Голубенький, /чистый

Подснежник-цветок! ↑//

А подле сквозистый

Последний снежок…↓//


Т. Березова «Подснежник»

Плакала Снегурочка, ↓/

Зиму провожая. ↓//

Шла за ней печальная, ↓/

Всем в лесу чужая. ↓//

Там, /где шла и плакала, ↓/

Трогая березы, ↓/

Выросли подснежники –↓/

Снегурочкины слезы. ↓//


С. Маршак «Апрель»

Апрель, / апрель! ↑//

На дворе звени капель. ↓//

По полям бегут ручьи, ↑/

На дорогах лужи, ↑/

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. ↓//

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. ↓//

Стали птицы песни петь, ↑/

И расцвел подснежник. ↓//


И. Токмакова «Ручей»

Бежал ручей по камушкам, ↑/

Бежал, / бежал, / бежал…↓//

Потом в глубокой лужице

Лежал, / лежал, / лежал…↓//

То снова он помчался вскачь, ↓/

То будто бы уснул

Увидел речку / – прыг туда

И сразу утонул! ↑//


Е. Тургенева «Когда это бывает»

Голубые, / синие

Небо и ручьи. ↓//

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. ↓//

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева. ↓//

Первые проталинки, ↑/

Первая трава. ↓//

Луг, / совсем как ситцевый

Всех цветов платок, — ↑/

Не поймешь, / где бабочка, ↑/

Где какой цветок. ↓//

Лес и поле в зелени, ↑/

Синяя река. ↓//

Белые, / пушистые

В небе облака. ↓//


И. Токмакова «К нам весна шагает…»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами, ↑/

И сугробы тают

Под ее ногами. ↓//

Черные проталины

На полях видны. ↓//

Верно, / очень теплые

Ноги у весны. ↓//


Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Саша очень любил дразнить свою сестренку. ↓//

Ляля обижалась и плакала. ↓//

— О чем ты плачешь, Лялечка? ↑// — спрашивал папа. ↓//

— Меня Саша дразнит! ↑//

— Ну и пусть дразнит. ↓//А ты не дразнись. ↓//


25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Буракова Мария Евгееньевна

Дата: 20.06.2020

Номер свидетельства: 553730


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства