kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий по изучению хохломской росписи как средство приобщения младших школьников к традициям русского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по изучению хохломской росписи как средство приобщения младших школьников к традициям русского народа»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА



Корякина А.А., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Болотова Е. Ю., преподаватель


Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками культуры духовного. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Произведения народного искусства вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие эстетическую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры [1].

Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Актуальность темы заключается в том, что приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, истории своей страны, своего народа, формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной личности, формирование эстетических ценностей личности младшего школьника является одной из важнейших задач современного образования. Достижение этой задачи возможно лишь через обращение внимания и интереса учащихся к наследию и опыту предшествующих поколений, к народному искусству и промыслам [1].

Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.

В разное время к проблеме формирования ценностного отношения к материальной народной культуре и традициям обращались философы, психологи, педагоги, общественные деятели и писатели. Так, психологи Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др. доказали, что народная культура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

 между требованиями нормативных документов к необходимости создания условий для приобщения младших школьников к традициям русского народа и недостаточной степенью разработанности заданий по изучению хохломской росписи для этого;

 между достаточной теоретической изученностью вопросов связанных с приобщением младших школьников к традициям русского народа и недостаточной степенью использования заданий по изучению хохломской росписи для ее развития в начальной школе;

 между необходимостью использования заданий по изучению хохломской росписи и недостаточной разработанностью педагогических условий, при которых данная работа будет результативна для приобщения младших школьников к традициям русского народа.

На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: недостаточное количество методических разработок, направленных на приобщение младших школьников к традициям русского народа.

Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС НОО) в начальной школе по изобразительному искусству, младший школьник: 

1. Имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии. 

2. Знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством. 

3. Владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. 

4. Владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации).

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная.

Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].

Так важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно требованиям ФГОС НОО младший школьник должен быть знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством.

По этим требованиям у младшего школьника должно быть сформировано чувство гражданской идентичности, осознание своей национальности, осознание ценностей российского общества, его культуры и культуры других народов [4].

 В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [4].

Обучаясь технологии хохломской росписи на уроках изобразительного искусства младшие школьники имеют возможность не только углубиться в культуру своей страны, познать её с новой стороны, открыть что-то новое для себя в мире народного искусства, побыть в роли народного художника, мастера того времени, когда зарождался и развивался данный вид старинного художественного промысла России, но и усовершенствовать свои навыки выполнения художественных работ, способствовать развитию творческого воображения, мышления, тонкого эстетического вкуса. Более того, хохломская роспись позволит развивать мелкую моторику рук учащихся, что способствует более успешному освоению и усовершенствованию навыков письма и изобразительной деятельности, в чём заключается огромнейшая значимость проведения уроков изобразительного искусства по технике хохломской росписи непосредственно в начальной школе [2].

Хохломская роспись - старинный русский народный художественный промысел. Её зарождение искусствоведы относят ко второй половине 17 века. Изначально слово «Хохлома» означало название одной из торговых деревень, куда все мастера из окрестных селений приносили на продажу свои изделия. Первые поселенцы заволжских лесов, скрывавшиеся там от царского преследования и церковных властей старообрядцы, противники патриарха Никона, спасавшиеся от гонения за «старую веру», среди которых были мастера рукописной миниатюры и художники - иконописцы принялись расписывать деревянную посуду, изготовленную местными мастерами. Из дерева точили и расписывали ковши, чаши, блюда, вырезали солонки, ложки и много другое. Этот период и положил начало развитию хохломской росписи. Хохломские изделия имели огромный успех при торговле на Нижегородской ярмарке и даже за рубежом, ведь она привлекала своей торжественной красотой, необычностью, яркостью красок и в то же время была практичная, прочная и дешёвая [5].

Хохломская роспись завораживает своей сказочностью и сложностью в композициях. Она радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото». Золотые травы, листочки, ягоды маслины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры.

Для того, чтобы решить проблему данного исследования, был разработан сборник заданий по изобразительному искусству, включающие в себя задания по изучению хохломской росписи, способствующие приобщению младших школьников к традициям русского народа.

Нами выбрана форма проектирования – сборник заданий по изучению хохломской росписи направленных на приобщение младших школьников к традициям русского народа.

Понятие «сборника» из толкового словаря С. И. Ожегова: сборник – книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы [6, c. 156].

Толковый словарь Д. Н. Ушакова: сборник – книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы, литературные или иные произведения.

В результате мы пришли к выводу, что сборник заданий по изучению хохломской росписи должен состоят из следующих частей:

1. Титульный лист

2. Аннотация

3. Содержание

4. Пояснительная записка

5. Основная часть

6. Список литературы

7. Приложение

Для оценки результативности разработаны тест, диагностика уровня освоения младшими школьниками содержания элементов народной культуры, карта наблюдения, а также лист экспертной оценки, по которому будет оцениваться качество разработанного методического продукта

Таким образом, эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как всё творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции.

Список используемых источников

1. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре: книга. – М.: Издательство «Коллекция М», 2003.

2. Гордость русского народа — хохломская роспись URL: https://7kul.ru/promysly/gordost-russkogo-naroda-hohlomskaya-rospis (17.11.2021)

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (17.11.2021)

4. Федеральные государственные образовательные стандарты URL: https://fgos.ru/ (17.112021)

5. Хохлома URL: https://russianarts.online/193973-xoxloma/ (17.11.2021)

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.- 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корякина Анастасия Андреевна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 593983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства