Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая ) | Дидактические средства | Планируемый результат |
Организационный момент с элементами психотерапии | -Здравствуйте ребята! Сегодня мы поприветствуем друг друга в необычной форме. Предлагаю по кругу передать игрушку «Цапля» и сказать друг другу привет. А теперь давайте отгадаем загадки. Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель … Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? -Правильно это Снеговик и Зайка. | - Приветствуют учителя и друг друга - Слушают музыку с закрытыми глазами. | «Приветствие с игрушкой» | Ф.И. | Колонки, компьютер | С мотивированы к работе |
Артикуляционная гимнастика для автоматизации звука | - Ребята, сейчас мы с вами выполним артикуляционную гимнастику, для того чтобы подготовить наш с вами артикуляционный аппарат к работе. - трубочка, - заборчик, - накажем непослушный язычок, - качели, - горка. | - Выполняют артикуляционную гимнастику. | Артикуляционная гимнастика., Наглядный (показывает учитель) | Ф | Компьютер, проектор, Экран. | Выполнили артикуляционную гимнастику |
Объявление темы занятия (3 минуты) | И так чтобы приступить к занятию и изучению что-то нового на нём нам с вами нужно разгадать ребус и узнать тему урока. Посмотрите на экран перед вами цифровой ребус мысленно зачеркните цифры и постарайтесь прочитать тему. Звуки ( с, з,ц) В начале урока мы отгадывали загадки. Какие слова у нас получились? Верно Снеговик, зайка и еще у нас была игрушка цапля. А какие в этих словах первые звуки? Верно. А в каких сказках вам встречались эти герои? - Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях и помогать зверятам в произношении этих звуков. И должны все слова проговаривать практически! - Как мы с вами говорить должны? - ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! Но сначала давайте проговорим чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет. Чистоговорки. Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Заяц белый санки сделал и катался у реки. Заяц рыжий сделал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки. Вперегонки - бежать, стремясь обогнать друг друга). | - Узнают тему урока - Отвечают на вопросы. - Проговаривают чистоговорки. | Словесный (ребус) Чистоговорки | Ф | Компьютер, проектор, Экран. | Определили тему занятия |
Произношение изолированного звука (2 минуты) | Покажите нашим гостям, как нужно правильно сидеть на занятии. И давайте посмотрим на звуки «С, З,Ц», как они у нас с вами произносится? Давайте вспомним. Повторяем за мной. Правильная артикуляция звука «С» Кончик языка упирается в нижние передние зубы; Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов; Зубы сближены или сомкнуты; Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя; Голосовые складки разомкнуты, поскольку звук «С» глухой. Правильная артикуляция звука «З» Губы в улыбке, зубы видны; Зубы сближены, но не сомкнуты; Широкий кончик языка находится за нижними резцами; Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка, по которому идет воздушная струя. Она ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос, поэтому звук «З» звонкий. Артикуляция звука [Ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]: в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов; мягкое нёбо поднято; голосовые связки разомкнуты; вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С]. | - садятся правильно за парты. - Произносят звуки. | Произношение Словесный (объяснение) | Ф | - | Произнесли звук [л] Выполнили правильно расположение артикуляционного аппарата |
Анализ артикуляции по плану | Сейчас предлагаю закрепить звук и выполнить упражнение Звук заблудился. Постарайся вывести звук из лабиринта. Веди пальчиком (карандашом) по дорожке, не останавливайся и произноси звук непрерывно. Звуковой человечек выходит из лабиринта, если до конца дорожки произносится чистый звук. | - Выполняют упражнение | Практический (Заблудившийся звук) | И | Карточка | Выполнили упражнение |
Характеристика звука | Давайте с вами подберём характеристику к звуку и запишем в тетрадь. Задание: звук «ц» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком. «С» - преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком, свистящий «з» - преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком, свистящий. - Давайте теперь поработаем в парах подумаем какие слова есть с этими звуками и запишем эти слова. | - Выполняют задание | Практический (схема) | Ф | Компьютер, проектор, Экран. | Подобрали характеристику к звуку |
Связь звука с буквой (2 мин) | - Давайте сейчас отдохнём и сделаем гимнастику для наших глазок. -Я выкладываю картинки в ряд: солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул. Речевая инструкция: -Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску рядом с картинкой, на которой изображен солдат. Оставшиеся картинки: носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол. А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец! Речевая инструкция: -Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение. Повторяй за мной: за-за-за – вот забавная коза, зы-зы-зы – есть козленок у козы, зу-зу-зу – заведу в загон козу, за-за-за- это Зоина коза, за-за-за – коза – Егоза. -Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец. - Молодцы. | - физминутка Ребенок выкладывает картинки парами и объясняет свой выбор | Физминутка Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах) Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках). | Ф | Карточка | Выполняли задания на карточках |
Развитие фонематического слуха (2 минуты) | И так сейчас я прочитаю вам ряд слогов вы их должны будите запомнить и дать ответ подпонятий руке. | - Выполняют задание. - Отвечают на вопрос. | Практический (повтори) | Ф, И | Карточка | Запоминали ряд слогов и повторяли |
Закрепления звука в слогах; звуковой анализ и синтез слогов; графическая запись | Упражнение «Закончи слово нужным слогом» (В конце слова добавить –СЫ или –ЗЫ): Ва -…; но -…; та -…; бу - …; ко - …; ве- …; гро -…; бере - …; анана … ;. моро - … ; плак - …; зано - …; мимо - … . | - Проводят анализ и синтез. - Выполняют задание. | Практический (схема) | Ф | Карточки Компьютер, проектор, Экран. | Провели слоговой анализ и синтез |
Закрепление звуков в словах, звуко-слоговой анализ с графической записью | Упражнение «Путаница» Составить предложение (на слух), назвать в них слова со звуками [С]-[З]: За, собака, гналась, зайцем ; На, гуляет, поляне, Зоя; Кустом, сидит, под, зайка. А теперь давайте запишем ( один на доске) | - Выполняют задание. | Практический (схема) | Ф, П, Ф | Карточка | Сделали звуко буквенный разбор слова |
Закрепление звуков в предложении, графическая запись и анализ предложения. | И так прочитайте текст на карточках и выпишите слова, в которых мы слышим звуки с з ц. Выпишите эти слова и составьте схему из цветных квадратиков. | - Играем в путаницу. | Практическая (путаница) | Ф | Карточка. | Составили предложения |
Домашнее задание | На этом наше занятие подошло к концу, наши гости уже ушли, но передали вам большое спасибо, теперь они смогут четко проговаривать звуки «с ц з» Посмотрим на домашнее задание. Нарисовать буквы « С, З, Ц» и подобрать слова с этими звуками. | - Прощаются с волком. - Записывают домашнее задание. | | Ф | Дневник | Получили домашнее задание |
Итог/рефлексия | Чему мы учились сегодня на занятии? Для чего нам необходимо уметь различать звуки? Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? Кто без ошибок справился со всеми заданиями? Прикрепите на Дерево успехов свой листик – красный всё получилось, желтый не всё. (Дети украшают листиками Дерево успехов) | - Оценивают свою работу на уроке. | Беседа Рефлексия «Дерево успехов». | Ф | - | Подвели итоги. Оценили собственную деятельность |