kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник сценариев лингвистических утренников как средство развития познавательного интереса учащихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник лингвистических утренников предназначен для учителей начальных классов, педагогов - организаторов и студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник сценариев лингвистических утренников как средство развития познавательного интереса учащихся 4 класса»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»








Сборник сценариев лингвистических утренников как средство развития познавательного интереса учащихся 4 класса

























Камышлов, 2017

Составитель: Ощепкова Яна Игоревна , студентка 4 Б группы, специальности 44.02.02

Руководитель: Касьянова Анна Викторовна, преподаватель филологических дисциплин.

Данный сборник включает в себя сценарии лингвистических утренников, которые выступают средством развития познавательного интереса у учащихся 4 класса.

В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у учащихся особенно актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться». А также именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

Сборник предназначен для педагогов начальных классов, родителям, а также студентам педагогических колледжей и ВУЗов, которые заинтересованы в актуальности использования лингвистических утренников как средства развития познавательного интереса у учащихся 4 класса.







©ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"







Содержание

1. Введение…………………………………………………………………

2.Лингвистический утренник «Путешествие в страну Лингвистика»…………………………………………………………………………............

3.Лингвистический утренник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»…………………………………………………..................................

4. Лингвистический утренник, посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю……………………...........................................................................

5. Лингвистический утренник «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»……………………………………………………………………………..

6. Лингвистический утренник «Путешествие по Стране слов»…………….

7. Список литературы………………………………………………….....





Введение

Актуальность сборника сценариев лингвистических утренников обосновывается необходимостью развития познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально – окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Предлагаемые сценарии внеклассных занятий предназначены для младшего школьного возраста. Данные занятия могут быть интересны как учителю начальных классов, так и студентам – практикантам. Сборник включает в себя пять сценариев лингвистических утренников.

Цель: развить познавательный интерес младших школьников к урокам русского языка.

Задачи:

формирование уважительного отношения к другому мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

развитие мотивов учебной деятельности;

развитие умения выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

развитие стремления у детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

При организации внеклассных занятий предпочтение отдается активным методам и приемам: диалогический, поисковый, сравнение, наблюдение, дискуссия, ситуации несоответствия, предположения выбора, метод мозгового штурма и др.

Данный сборник лингвистических утренников реализуется на базе образовательного учреждения. К работе в этом направлении привлечены не только учителя, но и, родители.

Лингвистические утренники, направленные на развитие познавательного интереса учащихся 4 класса проводятся раз в неделю.





























Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»







Лингвистический утренник

«Путешествие в страну Лингвистика»









Исполнитель:

Ощепкова Яна,

студентка 4 «б» гр.













Камышлов, 2017

Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку через освоение знаний о таких разделах лингвистики, как орфография, синтаксис, лексика, фонетика.

Задачи:

получение представления о понятии «ономастика», о языковых фактах, о биографии известных лингвистов;

развитие умение адекватно оценивать учебные действия;

работать в группе, соблюдая определённые правила совместной работы;

воспитывать любовь к родному языку.

Форма: утренник проводится в виде игры-соревнования по разделам «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Орфография» и «Лингвистика».

Участники: ведущий, 3 команды, жюри

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня, ребята, мы побываем в стране Лингвистика.

Ведущий: Как вы думаете, что это за страна? Почему так называется?

Слово «лингвистика» произошло от лат. lingua, что значит язык, поэтому лингвистикой называют науку, изучающую языки, есть и другие названия этой науки, а именно языкознание и языковедение.

Считается, что «зачатки» лингвистики возникли с появлением письменности - 2-3 тыс. лет до н.э. на Др.Востоке.

Но как наука лингвистика оформилась лишь в 17-18 веках, что объясняется ее огромной сложностью и недостатком знаний о языке.

В XIX-XX вв. произошел подъем в области языкознания.

Ученые, которые занимаются проблемами изучения языка, называются лингвисты или языковеды. Кого из лингвистов вы знаете?

Ученица 1:

М. В. Ломоносов родился 19 ноября в деревне Мишанинской. Семья занималась рыбным промыслом. М. В. Ломоносов начал помогать отцус десяти лет. Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной церкви. Ломоносов интересовался как гуманитарными науками, так и естественными. Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). Ломоносов установил русскую основу литературного языка.

Ученица 2:

С. И. Ожегов родился 22 сентября 1900 года в посёлке Каменное. Он поступил на филологический факультет Петроградского университета, но занятия вскоре были прерваны — Ожегова призвали на фронт. В 1926 году преподаватели университета рекомендовали его в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока. С 1937 года преподавал в московских вузах. С. И. Ожегов — замечательный русский языковед-лексикограф, известен, прежде всего, как автор «Словаря русского языка», который содержит более 50 тысяч слов.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка.

Ученик 3:

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (Игнатий Нецислав) родился 13 марта 1845 года в городке Рыадзымин недалеко от Варшавы. Его деятельность ознаменовалась созданием влиятельных лингвистических школ – казанской и петербургской. Бодуэн де Куртенэ в 29 лет защитил диссертацию, которая была посвящена фонетическому описанию различных говоров словесного языка.

Ученик 4:

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942 гг.). В своей книге «Русское правописание» он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917 – 1918 гг. он стал активным участником составления проекта орфографической реформы. «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX – XX веков, он содержит более 90 000 словарных статей.

Ведущий: Страна Лингвистика очень большая, поэтому мы сможем попасть только в 5 городов: «Фонетика», «Словообразование», «Фразеология», «Орфография» и «Лексика». Мы отправляемся в путешествие на трёх самолётах. А какие именно это будут самолеты, вы можете придумать сами. Тот самолёт, который прилетит первым в страну «Орфография», станет победителем в нашей игре.

А оценивать вас будут наше многоуважаемое жюри. Давайте поприветствуем их_____________________________________________.

Ну, а теперь отправляемся в путешествие!

Конкурс «Чей самолёт первым совершит посадку в городе «Фонетика»

Ведущий: Прежде чем узнать, в какой город мы попадем, послушайте стихотворение и потом скажите в какой же город мы попали?

Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким. Может быстро проскочить, а захочет - будет жить. До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит. Рот ему как дом родной, из него летит волной. Любит с эхом подразниться, в барабане сохраниться. Если где услышишь стук, значит, к нам добрался звук.

Ведущий: в какой город мы попали?

Дети: в город Фонетика.

Ученица: фонетика – наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов лингвистики. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Русская фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене.

Благодаря этим ученым мы узнали, что раньше гласных звуков было не 6, а 11 (кроме а, е, о, у, и, ы существовали: два носовых гласных (носовые еио), два редуцированных (ъ«ер» иь«ерь»), гласный «ять»), что был всего один мягкий согласный – j…а остальные были твердыми.

Ведущий: А теперь я предлагаю каждой команде тоже заняться исследованием звуков, вам дается по две метаграммы (это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путём замены звука, получается новое слово), которые вам нужно разгадать. За каждое правильное решение – очко.

Ведущий: Молодцы!

II.Конкурс «Музыкальные слова»

Ведущий: А теперь вам нужно за 5 минут придумать такие слова, в которых повторялись бы не менее 2 – х раз названия нот. Например, си-ре-на, фа-соль, пе-ре-ми-ри-е. За каждое слово вам дается по баллу.

Ведущий: Молодцы!

III.Конкурс «Имя собственное»

Ведущий: Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. 

Имена собственные исследует наука ономастика.

Ономастика - это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя".

Однако ономастика изучает не только имена собственные. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов.

Во всех европейских языках и в большинстве языков мира, имеющих алфавит и различие между строчными и прописными буквами, имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Ведущий: Следующий город, который мы посетим, называется Словообразование. Вам нужно отгадать, какие же именно слова зашифрованы, которые вы можете увидеть на слайде, чья команда правильно и быстро отгадает, тот и победил:

Амшып, бтьяравыощепко, каре ышмпа, скаящепоковлошка, равлежува.

Ведущий: Молодцы!

IV. Конкурс «Новые слова»

Ведущий: В русском языке очень много слов: в Большой академический словарь русского языка, который начал выходить в 2004 году, будет содержать 150 000 современных литературных слов. А как появляются слова???

Один из способов – это заимствование из других языков. Например: доктор – латинское, акула – скандинавское, алмаз – тюркское, сцена – греческое.

Основным способом на сегодняшний день остается образование новых слов на базе уже имеющихся.

Ведущий: Вот мы с вами и появились еще в одном городе, который называется Словообразование. И теперь вы можете сами попробовать придумать новые слова. К доске приглашаются по одному человеку от каждой команды. Из слова булавка вам нужно составить новые слова (за 3минуты). За каждое слово – 1 балл.

Ведущий: Молодцы!

V.Конкурс «В мире фразеологизмов»

Ведущий: Следующий город, который мы посетим – это Фразеология. Фразеологизм — это устойчивое сочетание двух или более слов. В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Например: Душа в душу – дружно, души не чаять – сильно любить.

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм – это краткое выражение длинной человеческой мысли.

Проще сказать "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" нежели описывать это в нескольких предложениях.

Также можно отметить, что фразеологизм - это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории.

Например, фразеологизм Шапочное знакомство – неблизкое знакомство. В прошлом веке у мужчин среди высших сословий было принято при приветствии приподнимать шляпу, если встречались знакомые или приятели, только друзья пожимали друг другу руки, и только близкие друзья или родственники при встрече обнимались.

Выражение шапочное знакомство показывает, что знакомые только приятели, а не друзья, что люди не знакомы близко.

Следующая игра я говорю вам фразеологизм, а вам нужно заменить его одним словом, побеждает та команда, которая быстрее всех ответит. За каждый фразеологизм – 1 балл.

Держать язык за зубами ( молчать)

Перемывать косточки (сплетничать)

Лететь сломя голову (бежать)

Лить слёзы (плакать)

Брать на карандаш (записывать)

Водить за нос (хитрить)

Вылетело из головы (забыть)

Плакаться в жилетку (жаловаться)

Сбить с толку (запутать)

Чесать язык (болтать)

Не покладая рук (усердно)

Возносить до небес (хвалить)

Как снег на голову (неожиданно)

Сидеть сложа руки (бездельничать)

Взять за горло (заставлять)

Повесить нос (грустить)

Витать в облаках (мечтать)

Сколько душе угодно (вдоволь)

Задавать стрекача (убегать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

Тянуть кота за хвост (медлить)

Падать с ног (устать)

Ведущий: Молодцы!

VI.Игра «Путешествие по фразеологической стране»

Ведущий: В это игре вам нужно установить соответствие и соединить стрелкой (фразеологизмы и их значение).

Кот наплакал очень далеко

От горшка два вершка бездельничать

Бить баклуши маленький

Семь вёрст до небес мало

Пешком под стол ходит далеко

Намылить шею запомнить

На краю света маленький

Зарубить на носу наказать

Ключ к выполнению задания:

Кот наплакал – мало.

От горшка два вершка – маленький.

Бить баклуши – бездельничать.

Семь вёрст до небес – очень далеко.

Пешком под стол ходит – маленький.

Намылить шею – наказать.

На краю света – далеко.

Ведущий: Молодцы! Победила команда _____, счет _____.

VII.Орфографическая викторина

Ведущий: Сейчас последний город Орфография. Орфография – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов. Знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма, в свою очередь, показывает культурный уровень человека и его образованность. Первые правила орфографии появились в 1917 году. Обратите внимание на доску, так, если в предложении написать не «долго лезть», а «долга лесть» или не «поезд отправляется», а «поест атправляица»,то люди попросту не поймут, о чем идет речь в тексте. Тем не менее, некоторые считают, что свод орфографических правил никому уже не нужен.

Для чего же нужна орфография? Она передает информацию от предыдущего поколения следующему и дает возможность людям учитывать ошибки предков, читать высокохудожественные произведения и исключает возможность возврата лишь к устному языку. Это наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать правила его орфографии.

Следующий конкурс «Орфографическая викторина» я вам буду читать вопросы или не законченные предложение, а вы должны будете сказать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.

Исправь ошибки. (Написано на доске) – выиграет та команда, которая быстрее исправит все ошибки.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, памаги.

Твоей плимянницеоле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектантна слава

Учитель поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Ведущий: Молодцы!

Ведущий: Вот наша игра подошла к концу теперь пока жюри подсчитывает баллы, нам _____ расскажет стихотворение о Языке.

Ученица:

Михаил Крюков

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.



Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Ученица: Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Русский язык – это наследие, полученное нами от предыдущих поколений. Знание родного языка – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы должны стараться хранить чистоту нашего языка, как святыню, ведь от этого напрямую зависит будущее русского народа.

Ведущий: А теперь передаем слово нашему жюри. Спасибо вам, ребята! Было приятно с вами сотрудничать.

Вот и все после сегодняшнего нашего мероприятия можно сделать вывод, что лингвистика в нашей жизни очень важна, что без нее мы не будем хорошо знать наш русский язык. Посмотрите на карту и скажите, а во всех ли мы городах побывали? Конечно же, нет. Но я вам обещаю, что и в этих городах мы тоже с вами побываем, но попозже.

Ведущий: Где мы с вами сегодня побывали? Что узнали нового? Что для вас было самое интересное?
























Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Лингвистический утренник на тему

«Словарь - мой добрый друг и верный помощник!»






Исполнитель:

Ощепкова Яна,

студентка 4 «б» гр.









Камышлов, 2017

Цель: развитие познавательного интереса через освоение знаний о роли словарей и их значение.

Задачи:

вызывать интерес к словарям русского языка;

развивать познавательный интерес к русскому языку и логическое мышление учащихся;

уметь пользоваться словарями;

проявлять интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

компьютер;

словари русского языка (толковый словарь, словарь синонимов, фразеологический словарь, словарь иностранных слов);

карточки-задания;

красочные обложки для словарей (заранее изготовленные учащимися);

презентация.

Ход мероприятия:

Учитель. «Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать,

Они дались недаром человеку…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть».

С.Я.Маршак

Дорогие ребята! Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.

Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке».

Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

Появляются четыре ученика, выступающие в роли словарей. Словари рассказывают о начале своего рабочего дня. Задание: определить, какой словарь находится перед нами.

Фразеологический словарь .Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах примчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки.

Словарь иностранных слов. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.

Толковый словарь. А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

Словарь синонимов. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха.

Учитель. А теперь нужно «одеть» наших друзей в красивые обложки, которые вы для них придумали.

Словари сами выбирают себе по одной обложке, определяя победителей этого конкурса.

Учитель. А теперь, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними поближе, узнать, какие тайны они скрывают, ответить на все вопросы, разгадать все загадки, которые приготовили для вас словари.

Ученик.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Ученица.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

Ученик.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим,

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим.

Толковый словарь. Подождите-подождите! Плим – это вовсе не слово, а лишь набор звуков. У слова должно быть лексическое значение. Оно должно относиться к какой-либо части речи и подчиняться законам грамматики. А ваше плим– прыгает и скачет, но ничего не значит! Я – словарь толковый, я объясняю значения слов. Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Но есть и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое первое задание: объясните значение слова идти в каждом предложении.

Слайд с заданиями:

Поезд идет быстро.

Мы идем гулять.

Он шел на древнюю Москву, взметая русские дружины.

(А.С.Пушкин.)

Часы идут точно.

Идет сильный дождь.

В школах идут экзамены.

Дорога идет в гору.

Сегодня в театре идет новая опера.

Это платье ей очень идет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!

(И.А.Крылов)

Толковый словарь. А теперь мое. Отгадайте:

Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?(кисть).

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки?(катать).

В каком магазине ничего не купишь?(в магазине винтовки).

Что можно собрать без помощи рук?(собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка.)

Я у человека, животного, плодов растений, могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить кому либо. Кто я?(кожа)

Словарь синонимов. Я – словарь синонимов. Слова, которые живут во мне, обогащают речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200 слов): говорить, сообщать, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить, и т.д.

Теперь попрошу вас выполнить мои задания: на загадку дай отгадку

Я – синоним осьминога,

А без с – в метле нас много (спрут).

Я – то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я (тайфун).

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам (перемена).

Словарь иностранных слов. Во мне живет больше 20 тысяч слов. Я могу рассказать вам о значении незнакомого заимствованного слова, о его происхождении.

Мне не дает экзотика покоя-

Меня бросают в холод и в жару

Тамтамы, томагавки и каноэ,

Торосы, альбатросы, кенгуру.

Определите, какие слова здесь прячутся, из какого языка они были заимствованы

Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства (музей, греч.).

Флаг на военном судне(вымпел, голланд.).

Мягкая подстилка для лежания, спанья (матрац, арабск.).

Мягкая мебель для сидения или лежания (диван, персидск.).

Водомет (фонтан).

Денежная или другая награда за успехи в чем-нибудь (премия).

Словарь фразеологизмов. Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение. На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые, любопытные люди(уши).

Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах(ветер).

Учитель. Вот и подходит к концу наш праздник знакомства со словарями. Хочется верить, ребята, что знакомство состоялось, и оно перерастет в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Не забывай на праведном пути то,

Что старик Марк Твен сказал когда-то:

Ты должен слово нужное найти,

А не его троюродного брата.

Что узнали нового? Что для вас было самое интересное?



































Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»







Лингвистический утренник, посвященный автору

«Толкового словаря» В. И. Далю.











Исполнитель:

Ощепкова Яна,

студентка 4 «б» гр.









Камышлов, 2017

Цель: развитие познавательного интереса через освоение знаний учащихся о толковом словаре В. И. Даля.

Задачи:

воспитывать эстетический вкус, развивать театральные способности;

способствовать проявлению творческого начала учащихся;

уметь пользоваться словарём;

обучение младших школьников самостоятельной работе со словарями и справочниками.

Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов; компьютер; иллюстративно – демонстрационный материал.

Ход мероприятия

Действующие лица:

В. И. Даль

Ямщик

Повар, солдаты

3 ученика

Сказительница

Воробей, Мышь, Лев, Орел

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он

листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа

с тетрадками в руках.

Ученик 1: Привет! Что это ты так нагрузился?

Ученик 2:Да,учительница задание дала — написать творчес­кую работу о словаре Даля.

Ученик 1:Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхи­щалась: «Кладезь мудрости, кладезь мудрости!»?

Ученик 2:А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Ученик 3:Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Ученик 1:Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ученик 2: (открывает тетрадь):В толковом словаре В. И. Даля (собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Ученик 3: И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам автор в качестве примеров подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланятьсягоразд» (топор), • Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ученик 1:Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим слова­рем, как кошка с котятами.

Ученик 2:Говоришь, как кошка с котятами? А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка».Что, по-вашему, оно означает?

Ученик 1:(смеется):Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

Ученик 3: Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Ученик 2:А все-таки?

Ученик 1:(растягивая слова):Кошка — это домашнее животное.

Ученик 2:И только?

Ученик 3:А что же еще?

Ученик 1:А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка»(открывает книгу).Это и до­машнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. И еще клетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ученик 2: (задумчиво):Да... А что там еще про эту кошку?

Ученик 3: Пословицы. «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

Ученик 2:(тоже заглядывает в книгу):Тут и загадка про кошку есть: «Две кувырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ученик 1:(присоединяется к ним):А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?»(2 ученика молчат)Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Ученики 2 и 3: (вместе):Три!

Ученик 1:Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем — давай лучше работу переписывать.

Ученик 2:Андрюшка, а что ты еще о Дале знаешь?

Ученик 3:Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Ребята отходят в сторону и присаживаются на краю сцены.

Даль: Отец, мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французс­кий, латинский, древнееврейский, древнегреческий языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, был приглашен в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Йен, чтобы изучить меди­цину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

Моя мать, Мария Фрайтах, немка по отцу и француженка по матери, тоже была женщиной образованной.

Несмотря на происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку, и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырех слов.

3 марта 1819 года мы были выпущены в мичманы, и я был отправлен служить в город Николаев.

Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках.

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

Даль: А доберемся в такую-то пургу?

Ямщик: Не сомневайся. Замолаживает...

Даль: Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят? 

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать что-то.

Ямщик уходит.

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

В 1825 году я вышел в отставку и поступил в императорский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

Открывается занавес. Посреди сцены небольшой «костер». На нем котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает. К ним подходит Даль.

1-й солдат: А что, Владимир Иванович, тяжело лекарем-то быть?

Даль: Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь быть не сладко, а, братцы?

2-й солдат: Да чего там. Солдатская доля — веселое горе.

Даль достает блокнот и карандаш, начинает записывать.

3-й солдат: Солдатская голова, как под дождичком трава.

4-й солдат: Солдат шилом бреется, дымом греется.

1-й солдат: Солдату солдат родной брат.

2-й солдат: Солдатам что малым ребятам — и барабан в потеху.

3-й солдат: Где коза прошла, там и солдат пройдет.

4-й солдат: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

Даль: Ну спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близ­ко — кланяйся ему низко.

1-й солдат: А что это вы, Владимир Иванович, все записы­ваете? Если не операции да перевязки делаете, то все с каран­дашиком ходите?

Даль: Есть у меня увлечение — слова собирать. Еще пого­ворки разные, загадки.

2-й солдат: Зачем это вам?

Даль: Понимаете, слово — это великая способность чело­века гласно мысли и чувства свои выражать.

Повар: Обед готов. Налетай, братцы!

Солдаты подходят к «костру». Из-за голенищ сапог достают ложки и начинают есть.

Даль: Вот в руках у вас обыкновенная ложка. Каждый день вы ею суп да кашу едите. А задумывались ли вы над тем, сколько новых слов узнаете, если мастер станет рассказывать о своей работе?

3-й солдат: Мой дед в нашей деревне был лучшим резчи­ком ложек. Он говорил: «Красна ложка едоком, а лошадь ез­доком».

Даль: Знаешь, как ложки делают?

3-й солдат: Знаю. Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится теслою, отстругивается но­жом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок — это простая и широкая. Бутырка или бурлацкая — такая же, но толще и грубее. А еще боская, полубоская, носатая, тонкая.

Даль: Молодец. Твой рассказ займет место в моем собрании слов.

2-й солдат: А велико это ваше собрание?

Даль: Да уж приличное! Пришлось запаковать в тюки и навьючить ими верблюда.

Повар: Это не того ли, что однажды потерялся?

1-й солдат: Не потерялся, а в плен попал.

Даль: Да, тот самый. Однажды во время стычки с неприятелем моего верблюда захватили турки. Я уже думал, что с ним и труд мой пропал. К счастью, казаки отбили пленника и вернули мне. На тетрадки басурманин не позарился — что емувних? А для меня они дороже золота.

Солдаты уходят. Даль направляется к краю сцены, где стоят стол и кресло, садится.

Даль: Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но я все-таки решился напечатать несколько. Только фамилию свою не поставил. Придумал псев­доним — Казак Луганский. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».

На сцене появляется Сказительница.

Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин ис­правный, и работы не боялся, и печаловался: кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шел, а у кого хлеба в не­достаче было, шли к его закрому, как к своему.

У кого хлеб родился сам — четверг, сам — пят, а у него нередко сам — десят! Сожнет мужичок хлеб, свяжет в овин, пе­речтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды это Воробей...

Размахивая крыльями, выбегает Воробей.

Воробей: Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба нава­лил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втас­кивает два мешка).

Появляется Мышь.

Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот! Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, все по зернышку разне­сет, и нам ничего не достанется!

Воробей: Давай-де, мышка-норушка, совьем себе по гнез­дышку — я под стрехой, ты в подполье — и станем жить да быть, да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все вме­сте, пополам(показывает на мешки).

Мышь: Давай.(В сторону)Как же, буду я с тобой делить­ся (хватает мешки и пытается удрать).

Воробей: Ах ты, Мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла да обобрала товарища!

Мышь: Я ничего знать не знаю! (Начинают отнимать мешки друг у друга и драться.)

Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться.

Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног.

Воробей (кланяясь Льву):Лев, государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, Мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома до последнего зерна. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я ее унимать, усовещивать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью рассудишь, так полечу к своему царю с челобитной.

Лев: И давно бы так, иди к своему Орлу!

Лев укладывается спать. Воробей поворачивается и идет в

другой конец сцены, где уже величественно восседает Орел.

Подает Орлу бумагу. Орел молча читает.

Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, лебедям, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили; будет-де вам пир на весь мир. А тому ли звериному царю разлетную грамоту несите: за то-де, что ты царь — потатчик, присяги не памятуешь, своих зверишек в страхе не держишь, на­ших пернатых жалоб не разбираешь, вот за то-де и подыма­ется на тебя тьма-тьмущая, сила великая.

Лев (просыпаясь):Ах, так!(Обращается к Мыши):Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем.

За сценой раздается шум. Воробей и Мышь всматриваются вдаль.

Воробей: Вон, вон, наши побеждают!

Мышь: А теперь наши в наступление пошли.

Воробей: Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем!

Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев. Хочет про­шмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее.

Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мел­кой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья проси­те! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!(Уходят.)

Сказительница: Воробушек разжился и стало у него что ни день, то праздник, гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село были­ну про Мышь подпольную, про Воробья богатого, да про свою удаль молодецкую.

На сцене появляются 3 ученика.

Ученик 1:Во время набора словаря в типографии Владимир Иванович четырнадцать раз с величайшей тщательностью вы­читывал две с половиной тысячи страниц текста. Даль взды­хал: «Для одной пары старых глаз работа тяжела и мешкотна». Вздыхал и работал.

Ученик 2:Толковый словарь состоит из четырех томов и со­держит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля со­ставляет десять томов. Только сказок он один собрал больше, чем все Российское общество. А сколько сочинил их...

Ученик 3:Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Бота­ника» и «Зоология».

Ученик 2:Сдетства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»; он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислу­шивался к речи людей — крестьян, ремесленников, солдат.

Ученик 3:Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появи­лись. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора, Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.







Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Лингвистический утренник

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»





Исполнитель:

Ощепкова Яна,

студентка 4 «б» гр.










Камышлов, 2017

Цель: развитие познавательного интереса через освоение знаний о русском языке.

Задачи:

развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свою точку зрения;

проявлять интерес к изучению родного языка.

Ход мероприятия:

Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень красив и мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Ученик 1:А вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Есть вежливые слова. Назовите их.

(спасибо, здравствуйте, пожалуйста, будьте здоровы и т.д.)

Ученик 2:Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками.

Черные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят.

Кто такие? (буквы).

Ученик 1:А вот ещё загадка:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (алфавит)

Учитель: Почему в загадке говорится о 33 богатырях?

(входят дети, изображающие буквы и восклицательный знак).

1 - Здравствуйте ребята. У вас сегодня праздник.

2 - Мы пришли к вам сегодня, чтобы ещё раз напомнить, что без нас вы не сможете написать и прочитать ни одного слова, а зная нас, вам будет легко разговаривать со своими друзьями, даже если они будут где-то далеко.

3 - Ваши классные журналы рассказали нам по секрету, какие оценки у вас по русскому языку.

4 - Оценки хорошие! Молодцы, ребята! Буквы дружат с теми, кто любит русский язык.

Учитель: Ребята посмотрите, каждая буква держит в руках карточки. На каждой из них буква, здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом слове было не больше двух гласных.

(село, сало, смена, сера, пора, роса, пена, нота, нора, рота, сено, масло, море, лето, рано, темно, тепло, тесно, носы, леса, рыла, мыла и др.)

Ученик 2:Какие волшебные буквы? Их только одиннадцать, а сколько разных слов из них получилось?

Ученик 1:Вы настоящие волшебники! Но волшебниками вы стали потому, что хорошо учитесь и дружите с русским языком.

Ученик 2:Вы все очень хорошо составляли слова из букв. Но вот только что восклицательный знак принёс мне странное письмо. А! Это письмо от Русского языка. Письмо с карточками. На карточках какие-то знаки. (На карточках условными обозначениями нарисованы - приставка, корень, суффикс, окончание). Что это за обозначения? (показывает детям).

Игра «Кто быстрее составит по схемам слова».

приставка, корень, окончание;

приставка, корень, суффикс;

корень, суффикс, окончание;

приставка, корень, суффикс, окончание;

корень, суффикс, окончание;

Ученик 1:Ребята, вы быстро и хорошо выполнили работу. А теперь я прочитаю вам стихотворение В. Лифшица «Труд», а вы найдите в нём имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каравай хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

В каком числе употреблены эти существительные? (ед. число)

Ученик 2: А мне попало одно интересное стихотворение. Помогите разобраться в нём.

Бросил шапку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели шишка! –

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

Почему шишек стало две?

Как называются такие слова?

Приведите примеры.

Учитель: Вот и подошёл к концу наш утренник. Спасибо вам, ребята! С вами было интересно сотрудничать! До новых встреч!

Где мы с вами сегодня побывали? Что узнали нового? Что для вас было самое интересное?







Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Лингвистический утренник

«Путешествие по Стране слов»





Исполнитель:

Ощепкова Яна,

студентка 4 «б» гр.











Камышлов, 2017

Цель: развитие познавательного интереса освоение знаний о их родном языке.

Задачи:

обогатить словарный запас учеников;

воспитывать патриотические чувства;

развивать правильную образную речь;

проявлять интерес к изучению родного языка.

Ход мероприятия:

Ведущий: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям и различным надписям на памятниках, глиняных черепках, служивших вместо бумаги. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. А пословицы и поговорки? – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени.

«Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь не была «хромой», надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Замечательный русский писатель Михаил Шолохов сказал: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Сегодня мы отправляемся в «Путешествие по стране слов». Но прежде чем двинуться в путь, давайте зайдем в гости к древним египтянам (на экране появляются иероглифы, обозначающие солнце, глаз, бить, идти, находить, старость).

Первое задание:

Перед нами иероглифы. Сейчас этим словом мы называем систему письма, которой в глубокой древности пользовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии.

Распределите правильно надписи под иероглифами.

Ведущий:

А теперь в путь. Первая станция на нашем пути «Истоки».

(На экране появляется название станции).

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставить и не заменить словечко-другое, не исказив смысла. Поиском ответов на эти вопросы занимаются науки этимология и фразеология. Ответы на ваши многочисленные вопросы мы найдем в этимологическом и фразеологическом словарях.

(На экране появляется рисунок капусты).

Первый ученик:

Что общего у слов капуста и капитан? Оба этих слова начинаются с одинаковых букв кап.

Слово капуста действительно является родственником (хотя и дальним) капитану. Слово капитан произошло от латинского капут (голова) в значении «глава», «начальник», «предводитель».

Капуста – это очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше «капитана» и было образовано от слова «капут» (голова). Действительно, чем-то капуста напоминает голову, не правда ли?

(На экране появляется рисунок огурца).

Второй ученик:

Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на русских огородах и носил свое чисто русское имя – огурец. На деле же это не так. Слово огурец было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорус (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот потому они и названы огурцами.

(На экране появляется рисунок лыж).

Третий ученик:

Это слово известно на Руси с 12 века. В наших народных говорах и сейчас еще звучат слова лызнуть, улизнуть (убежать). Лыжи с ними в родстве. Так что кататься на лыжах – это непременно означает бегать на них.

(На экране появляется рисунок воробья).

Четвертый ученик:

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах, да заборах сидел.

(На экране появляется рисунок речных раков)

Пятый ученик:

Оказывается, выражение «где раки зимуют» тесно связано с историей нашего народа.

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озер или рек и там зимуют. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто человек после этого болел тяжело. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажутебе, где раки зимуют».

(На экране появляется рисунок песочных часов).

Шестой ученик:

«Время истекло». Почему мы так говорим? А вот послушайте.

Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд, с отверстием на дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда произошли и такие выражения, как «сколько воды утекло с тех пор», «текущий год» и т. д.

(На экране появляется рисунок костей).

Седьмой ученик:

Оборот «перемывать косточки» является синонимом глаголов «сплетничать», «злословить», «судачить».

А при чем здесь косточки? Если не боитесь, то слушайте! Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов его останки (кости) выкапывались и перемывались.

Таким образом, выражение «перемывать кости» первоначально имело прямой смысл и только со временем образно переосмыслено.

(На экране появляется название следующей станции «Народная мудрость в пословицах и поговорках»).

Ведущий:

Путешествие на эту станцию (а она самая большая) начнем с небольшого отрывка мультфильма. Ваша задача назвать мультфильм и пословицу, которая прозвучит в этом отрывке.

(«Князь Владимир», «Не раскрывай роток на чужой медок»).

Пословицы и поговорки и есть народная мудрость.

Ребята, предлагаю вам «Веселый тест».

Куда смотрит волк, сколько его не корми?

  • на волчицу

  • на козлят

  • в лес

  • в миску

Кто должен свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

  • соловей разбойник

  • рак

  • милиционер

  • щука

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

  • коня

  • сапожника

  • бегуна

  • волка

Кто гладок оттого, что поел и на бок?

  • комар

  • медведь

  • свинья

  • кот

На чем приносит новости сорока?

  • на лапах

  • на хвосте

  • на крыльях

  • на блюдечке

Кого можно считать рыбой на безрыбье?

  • лягушку

  • рака

  • улитку

  • медузу

Что летит, когда лес рубят?

  • птицы

  • шишки

  • бревна

  • щепки

Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

  • жар-птица

  • жареный петух

  • гадкий утенок

  • цыпленок табака

Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?

  • свинью

  • змею

  • ежа

  • медведя

Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?

  • купленному

  • дареному

  • выигранному

  • арендованному

Что делает с рублем копейка?

  • стережет

  • бережет

  • питает

  • воспитывает

Кто платит дважды?

  • рассеянный

  • забывчивый

  • скупой

  • крутой

Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

  • покорит

  • обойдет

  • пробурит

  • сдвинет

Что называют зеркалом души?

  • уши

  • глаза

  • улыбку

  • лицо

Ведущий:

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. На этой же станции вы должны выполнить еще одно задание. С трех попыток надо определить название животного.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят.

(Волк).

Лапки ее мягки, да когти остры.

Чует она, чье мясо съела.

Доброе слово и ей приятно.

(Кошка).

И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает.

(Собака).

Он неуклюж, да дюж.

С ним дружись, а за топор держись.

Два их в берлоге не уживаются.

(Медведь).

Близ норы она на промысел не ходит.

Она семерых волков проведет.

Ей хвост не для красы нужен.

(Лиса.).

Не гони его кнутом, гони овсом.

Он копытом дает сдачи.

Дареному ему в зубы не смотрят.

(Конь).

Не мечите бисер перед ними.

Она грязь всегда найдет.

Посади ее за стол, она и ноги на стол.

Свинья).

(На экране появляется название следующей станции «Физкультминутка»).

Ведущий:

На станции «Физкультминутка» мы отдохнем. Послушаем песню. Исполнителя этой песни вы назовете после прослушивания. Вот что о песнях этой певицы говорит Комарова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы: «Исполнительница этой песни – человек энергичный и жизнерадостный. Содержание ее песен проникнуто мотивами жизнелюбия и русской удали. С одной стороны, - это плясовые песни. В них раскрывается широкая русская душа, проявляется удаль молодецкая или разливается нежность девичья. А с другой, - это лирические музыкальные произведения, где звучат народная печаль и грусть».

А вот что сказал об ее песнях Юрий Анатольевич Каверин, учитель музыки: «Ее песни раскрывают широту русской души – ее любовь к своим родным, к своему Отечеству; ее доброту и молодецкую удаль. И поэтому среди ее поклонников люди всех возрастов: и старики, и молодежь».

(Слушаем песню Надежды Кадышевой).

(На экране появляется название следующей станции «Космос»).

Ведущий:

Двенадцатого апреля 1961 года по радио разнеслись незабываемые для всех слова: «Сегодня впервые в истории человечества советский космический корабль «Восток – 1» поднялся в космос с человеком на борту. Корабль пилотирует гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин». Так появилось новое слово – космонавт.

С каждым годом рождается все больше «космических» слов. Среди них есть и такие слова, которых нет пока в словарях: космолет, звездолет и т. д. Большинство новых слов создаются по образцу уже известных. Например, приземлиться – прилуниться, самолетзвездолет.

Ребята, найдите три самых «молодых» слова среди данных: корабль, атомоход, пароход, парусник, летчик, космонавт, пилот, Иван,Василий, Анна, Нинель, Нина.

Ведущий:

Итак, мы завершили свое путешествие по стране слов. И вы, наверное, поняли, что русский человек всегда стремился к красоте, к доброте, будь это родной язык или что-то еще. В. Луговской призывает нас: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».















Список литературы

  1. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности: дис. канд. пед. наук А.А. Горчинская. - Челябинск, 1999. - 187 с.12.

  2. Гусарова Н. В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников.

  3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ощепкова Яна Игоревна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства