Данный сборник диктантов включает в себя обучающие диктанты, направленные на формирование навыка безошибочного письма у учащихся 3 класса. Предложенные в сборнике диктанты помогут учащимся научиться писать без ошибок, сформируют культуру письменной речи, что станет важным шагом к формированию грамотного гражданина.
Во ФГОС НОО отмечается, что важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, учить находить путь от научного написания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Также одним из предметных результатов по дисциплине « Русский язык» во ФГОС НОО является: осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных предложений и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.
Сборник предназначен для педагогов начальных классов, родителям, а также студентам педагогических колледжей и ВУЗов, которые заинтересованы в актуальности использования обучающих диктантов, направленных на формирование навыка безошибочного письма у учащихся 3класса.
Сборник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, предназначен для работы с учащимися 3 класса и направлен на формирование навыка безошибочного письма.
Цель использования диктантов на уроках русского языка: формирование навыка безошибочного письма
Действенным средством формирования орфографических навыков учащихся является диктант. Диктант – вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие-либо вспомогательные средства. Они руководствуются только ранее приобретенными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и навыками написания, сложившимися раннее. [13]
Традиционно в методике преподавания русского языка диктант рассматривается как вид упражнения по правописанию, с помощью которого формируются орфографические и пунктуационные умения, определяется уровень владения учениками практическими умениями и навыками.
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. [11, с 6]
Рекомендации по работе над сборником
Выполнять данную работу можно как в школе в учебной деятельности, так и учащиеся могут получать на дом для совместного выполнения с родителями.
Основная задача педагогов и родителей – помочь учащимся обобщать результаты (сравнить свой результат с образцом); замечать несоответствия и оказывать помощь в устранении ошибок.
Систематичность написания диктантов – основной путь успешного формирования навыка безошибочного письма.
Словарные диктанты
1. Буквенные диктанты
Во время выполнения данной работы учитель диктует слова учащимся, а они должны лишь выписать букву, которая соответствует тому или иному орфографическому правилу.
Тема: буквы непроверяемых непроизносимых гласных в корне слова
1.
2.
3.
4.
5.
3.Диктанты «Проверяю себя»
Тема: Использование ь знака для обозначения мягкости; правописание буквосочетания чк.
1.1) Хороша любая рыба, коль на удочку пошла. 2) Капля камень точит. 3) Пустая бочка сильнее гремит. 4) Не клади волку пальца в рот. 5) Одна ласточка весны не делает. 6) Хрен редьки не слаще.
Подчеркни ь и буквосочетание чк в словах. Объясни употребление ь.
Тема: правописание разделительного ь.
2.1) Соловья баснями не кормят. 2) Всякому терпенью бывает конец. 3) Без кота мышам раздолье. 4) Ночью все кошки серы. 5) Бочку в напёрсток не выльешь. 6) Не верь чужим речам – верь своим очам.
Подчеркни разделительный ь, объясни его постановку.
Тема: правописание буквосочетания чк; употребление ь для обозначения мягкости; правописание жи – ши; правописание разделительного ь.
3. Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!
Подчеркни все орфограммы, которые знаешь.
Тема: буквы удвоенных согласных в корне слова.
4. В воскресенье группа ребят поехала за город. Они подошли к кассе и купили билеты. К перрону подошёл поезд. Пассажиры быстро вошли в вагон.
Подчеркни буквы удвоенных согласных в корне слова
Тема: буквы непроизносимых согласных в корне слова
5. 1. Восход солнца мы встречали в горах. 2. Я услышала радостную весть. 3. У нас в школе был известный писатель. 4. Грустные ивы склонились к пруду.
Подчеркни буквы непроизносимых согласных в корне слова
Текстовые диктанты
1. Выборочные диктанты
1. Тема: изменение имён прилагательных по числам
Волк – хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая.
Подчеркни орфограмму на правописание ь.
2. Тема: Непроизносимые буквы согласных в корне слова
1. Летом светит яркое солнце. 2. Сегодня прекрасный праздник. 3. В нашем доме становится грустно, когда мама уезжает в командировку. 4. Густой туман окутал окрестность. 5. Честный труд всегда в почёте.
Подчеркни орфограмму «непроизносимые буквы согласных в корне слова»
3. Тема: мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода
1. В комнате пробежала мышь, и я её очень испугалась. 2. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 3. В поле колосилась рожь. 4. Сегодня выдалась нелёгкая ночь. 5. В лесу такая тишь!
Подчеркни орфограмму «мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода»
4. Тема: правописание частицы НЕ с глаголами
«Вредные привычки»
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дергать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и не
Выучу уроков.
Выпиши глаголы с частицей НЕ
5. Тема: удвоенные буквы согласных в корне слова
В нашем классе многие занимаются спортом. Инна любит играть в волейбол. Паша хорошо играет в теннис. Геннадий любит бегать, а Жанна занимается художественной гимнастикой.
Подчеркни орфограмму « буквы удвоенных согласных в корне слова»
2. Творческие диктанты
1.Напиши с данными словами текст на заданную тему.
Подчеркни в тексте слова с буквами непроверяемых безударных гласных в корне слова
2.Напиши с данными словосочетаниями текст на заданную тему
Тема «Хороший день»
Серёжа радостный, спускался по лестнице, прекрасный праздник, огромное счастье.
Подчеркни в тексте слова с буквами непроизносимых согласных в корне слова
3.Написать с данными словосочетаниями текст на заданную тему
Тема «Пропажа»
Зашёл в подъезд, увидел объявление, потерялся той – терьер, обрадовал хорошей вестью.
Подчеркни в тексте слова с разделительным ь и ъ
4.Добавь в текст имена прилагательные. Озаглавь данный текст.
… русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают … листья. В лесу смолкли … песни. Вода в … ручьях чистая. Хорошо дышать … воздухом.
Красивый, сухие, птичьи, лесных, свежим.
Подчеркни в тексте слова с разделительным ь.
5.Озаглавь данный текст.
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов. Эти спортсмены – умелые пешеходы
Выпиши из данного текста сложные слова, выдели в них корень и соединительную букву.
3. Самодиктанты
1.Продолжи запись. Напиши 10 слов с орфограммой «непроверяемые безударные гласные в корне слова»
Щавель, свобода…
2.Продолжи запись. Напиши 10 слов с орфограммой «непроизносимые согласные в корне слова»
Лестница, честный…
3.Продолжи запись. Напиши 10 слов с орфограммой «разделительный ъ и ь »
Вьюга, подъезд…
4.Продолжи запись. Напиши 10 слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода»
Мышь, дочь…
5.Продолжи запись. Напиши 10 слов с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова»
Аллея, касса…
Список литературы
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работы. 3 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
С.Ю.Кремнёва. Словарные диктанты. 3 – 4 классы. М.: Экзамен, 2012.
Н.Н.Максимук, И.Ф.Яценко. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку. 2 – 4 классы. – 2 - е издание. – М.: ВАКО, 2012.
Чередниченко Т.В. Диктанты по русскому языку для 3 класса. URL:https://multiurok.ru/files/diktanty-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa.html ( дата обращения: 18.02.2017)
ФетисоваТ.Н. Сборник диктантов для учащихся 1 – 4 классов. URL:https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik-diktantov-dlia-uchashchikhsia-1-4-klassa (дата обращения 15.12.2016)