kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник методических рекомендаций «Формирование положительной мотивации к чтению в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник поможет учителям работать на уроках литературного чтения по проблеме формирования положительной мотивации к чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник методических рекомендаций «Формирование положительной мотивации к чтению в начальной школе»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»











Методические рекомендации

«Формирование положительной мотивации к чтению в начальной школе»













Зерноград, 2024


Составитель: Порохня Т. С., студентка «П-41» группы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».


















Введение

В учебном предмете «Литературное чтение» имеется такое средство воздействия на личность, как книга. Но в современном обществе возникает проблема, связанная со снижением уровня мотивации к чтению. Поэтому все больше педагогов и исследователей склоняются к мысли о том, что младших школьников необходимо не столько подготавливать к формированию навыков чтения, сколько сосредоточиться на формировании мотивации к самому процессу.

Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих мотивированное чтение. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся.

Большое внимание в сборнике рекомендаций уделено работе, которая проводится до чтения на основном этапе урока. Данное пособие позволит расширить знания педагогов о способах формирования положительной мотивации у младших школьников.








Урок по теме «Мы играли в хохотушки» И.Токмакова» (1 класс)

Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию умения читать целыми словами, отображая характер произведения И.Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

На уроке формируется одно из универсальных учебных регулятивных действий - проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения. Также личностный результат: потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Ниже представлен фрагмент урока:

– Прочтите слоги на одном выдохе:

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?

– Любите ли вы смеяться?

Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи»; учащиеся читают слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».

– Ура! Как раз

Потехи час! –

Расхохотался Дикобраз, –

Ха-ха!

– Хи-хи! – сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил,

Ха-ха! Хи-хи! –Хе-хе! – откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. –

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна –

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас –

Везде настал потехи час!

– Что вызвало у вас смех? Оказывается, стихотворения могут быть забавными!

- Что означает слово «потеха»?(забава, веселье)

– Объясните пословицу «Делу время, а потехе час».

После чтения учителем организуется работа по инсценированию.

– Вы любите играть в весёлые игры?

– В чём суть игры «Хохотушки»?

– Предлагаю вам побыть актерами и зрителями.

- Выберем с помощью волшебного мешочка тех, кто будет показывать действия на импровизированной сцене, тех, кто будет читать и тех, кто будет оценивать. Зрители, у вас самая ответственная роль: вы будете производить оценку по критериям. Это будут: мимика и жесты, соответствие действия тому, что в стихотворении, выразительность, дикция, присутствие актера на сцене по правилам.

Итог работы обговаривается, предлагаются варианты исправления ошибок.

На этапе повторения учитель организует «Конкурс чтецов»

- Сейчас мы с вами устроим конкурс чтецов. Как вы думаете, что это такое? Верно, это состязание на лучшее прочтение. Каждое чтение мы будем обсуждать по такому варианту (на экране клише): «Однокласснику удалось/ не удалось передать настроение произведения. Чтение было грустным/ веселым. Читались все слова верно/ были ошибки при чтении. Ученик верно/неверно выделял интонацию в конце предложения».

Урок по теме «Телефон» К.И.Чуковский»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию умения читать целыми словами, с правильной интонацией произведение К.И.Чуковского «Телефон».

На уроке формируется одно из универсальных учебных регулятивных действий - проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения. Также личностный результат: потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Ниже представлен фрагмент урока:

ПРОСЛУШИВАНИЕ стихотворения

-Какое настроение после прослушивания?

-Что произошло с автором?
-Кого из звонивших вы запомнили? Что они просили? Кому они звонили?

После чтения

- Как называется такой вид текста?

-Кто участвует в диалоге?

 -С какой интонацией читает автор?

-Что должны передать, читая слова слона?

- Предлагаю вам разыграть эту ситуацию. У нас есть главный атрибут – телефон. Прочитаем по ролям диалог героев, демонстрируя телефонный разговор.






Заключение

Представленные фрагменты уроков демонстрируют работу по формированию положительной мотивации к чтению, когда процесс не бесцельный, а опосредован заданием, ориентирующим на перечитывание. Они развивают не только правильность и беглость чтения, но и способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления младших школьников. Упражнения для стимулируют интерес к чтению у детей.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в предметные результаты второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» «чтение вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм» - всё это и опосредованно такими качествами чтения, как беглость и правильность и выразительность.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научится читать или будет это делать медленно и плохо, не сможет успешно приобретать знания и использовать их на практике, потому что процесс школьного обучения предполагает самостоятельную работу детей.

Составленный сборник направлен на обучение детей самостоятельному чтению и решает те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.







Источники

              1. Земляк, В.А. Педагогические приемы и методы формирования мотивации к чтению у младших школьников / В.А. Земляк. - Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/pedagogicheskie-priemy-i-metody-formirovaniya-motivatsii-mladshih-shkolnikov-k-chteniyu - (Дата обращения: 22.05.2024) - Текст: электронный

              2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2022. - 53 с. Текст: непосредственный.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Порохня Татьяна Сергеевна

Дата: 09.06.2024

Номер свидетельства: 652467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства