«Формирование положительной мотивации к чтению в начальной школе»
Зерноград, 2024
Составитель: Порохня Т. С., студентка «П-41» группы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».
Введение
В учебном предмете «Литературное чтение» имеется такое средство воздействия на личность, как книга. Но в современном обществе возникает проблема, связанная со снижением уровня мотивации к чтению. Поэтому все больше педагогов и исследователей склоняются к мысли о том, что младших школьников необходимо не столько подготавливать к формированию навыков чтения, сколько сосредоточиться на формировании мотивации к самому процессу.
Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих мотивированное чтение. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся.
Большое внимание в сборнике рекомендаций уделено работе, которая проводится до чтения на основном этапе урока. Данное пособие позволит расширить знания педагогов о способах формирования положительной мотивации у младших школьников.
Урок по теме «Мы играли в хохотушки» И.Токмакова» (1 класс)
Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию умения читать целыми словами, отображая характер произведения И.Токмаковой «Мы играли в хохотушки».
На уроке формируется одно из универсальных учебных регулятивных действий - проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения. Также личностный результат: потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Ниже представлен фрагмент урока:
– Прочтите слоги на одном выдохе:
– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?
– Любите ли вы смеяться?
Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи»; учащиеся читают слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».
– Ура! Как раз
Потехи час! –
Расхохотался Дикобраз, –
Ха-ха!
– Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый Нильский Крокодил,
Ха-ха! Хи-хи! –Хе-хе! – откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав. –
Хи-хи! Хе-хе …
На небо поднялась Луна –
Заулыбалась и она.
По всей земле: у вас, у нас –
Везде настал потехи час!
– Что вызвало у вас смех? Оказывается, стихотворения могут быть забавными!
- Что означает слово «потеха»?(забава, веселье)
– Объясните пословицу «Делу время, а потехе час».
После чтения учителем организуется работа по инсценированию.
– Вы любите играть в весёлые игры?
– В чём суть игры «Хохотушки»?
– Предлагаю вам побыть актерами и зрителями.
- Выберем с помощью волшебного мешочка тех, кто будет показывать действия на импровизированной сцене, тех, кто будет читать и тех, кто будет оценивать. Зрители, у вас самая ответственная роль: вы будете производить оценку по критериям. Это будут: мимика и жесты, соответствие действия тому, что в стихотворении, выразительность, дикция, присутствие актера на сцене по правилам.
Итог работы обговаривается, предлагаются варианты исправления ошибок.
На этапе повторения учитель организует «Конкурс чтецов»
- Сейчас мы с вами устроим конкурс чтецов. Как вы думаете, что это такое? Верно, это состязание на лучшее прочтение. Каждое чтение мы будем обсуждать по такому варианту (на экране клише): «Однокласснику удалось/ не удалось передать настроение произведения. Чтение было грустным/ веселым. Читались все слова верно/ были ошибки при чтении. Ученик верно/неверно выделял интонацию в конце предложения».
Урок по теме «Телефон» К.И.Чуковский»
Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию умения читать целыми словами, с правильной интонацией произведение К.И.Чуковского «Телефон».
На уроке формируется одно из универсальных учебных регулятивных действий - проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения. Также личностный результат: потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Ниже представлен фрагмент урока:
ПРОСЛУШИВАНИЕ стихотворения
-Какое настроение после прослушивания?
-Что произошло с автором? -Кого из звонивших вы запомнили? Что они просили? Кому они звонили?
После чтения
- Как называется такой вид текста?
-Кто участвует в диалоге?
-С какой интонацией читает автор?
-Что должны передать, читая слова слона?
- Предлагаю вам разыграть эту ситуацию. У нас есть главный атрибут – телефон. Прочитаем по ролям диалог героев, демонстрируя телефонный разговор.
Заключение
Представленные фрагменты уроков демонстрируют работу по формированию положительной мотивации к чтению, когда процесс не бесцельный, а опосредован заданием, ориентирующим на перечитывание. Они развивают не только правильность и беглость чтения, но и способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления младших школьников. Упражнения для стимулируют интерес к чтению у детей.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в предметные результаты второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» «чтение вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм» - всё это и опосредованно такими качествами чтения, как беглость и правильность и выразительность.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научится читать или будет это делать медленно и плохо, не сможет успешно приобретать знания и использовать их на практике, потому что процесс школьного обучения предполагает самостоятельную работу детей.
Составленный сборник направлен на обучение детей самостоятельному чтению и решает те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Источники
Земляк, В.А. Педагогические приемы и методы формирования мотивации к чтению у младших школьников / В.А. Земляк. - Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/pedagogicheskie-priemy-i-metody-formirovaniya-motivatsii-mladshih-shkolnikov-k-chteniyu - (Дата обращения: 22.05.2024) - Текст: электронный
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2022. - 53 с. Текст: непосредственный.