Просмотр содержимого документа
«Сборник игр по противоподарной безопасности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 142 города Донецка»
Сборник игр
по противопожарной безопасности
для начальных классов
подготовила
учитель младших классов
Куликова Юлия Анатольевна
Донецк 2018
1. Игра-загадка "Если пожар..."
Цель: отобрать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Ход игры
Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.
Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: - Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар, -
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет...
- Злой пожар. (передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в ...?
- Квартире. (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...?
- Утюг. (передача шара).
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками....?
- Играл. (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над ...?
- Газом. (передача шара)
Ведущий: Столб огня чердак объял.
Кто там спички...?
- Зажигал. (передача шара)
Ведущий: Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг...?
- Костёр. (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг...?
- Траву. (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые... ?
-Предметы. (передача шара)
Ведущий: Помни, каждый гражданин,
Этот номер...
- "01". (передача шара)
Ведущий: Дым увидел - не зевай.
И пожарных ...
- Вызывай. (передача шара)
Ведущий: Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнём ...
- Опасно. (передача шара).
2.Игра «Запрещается - разрешается»
(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия. )
Запрещается:
- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
- Пользоваться повреждёнными розетками.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
- Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
- Защитить дом от пожара
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
- Подавать сигнал тревоги.
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
3.Игра «Внимание! Опасность!»
Зачитывая отрывки из литературных произведений, необходимо грамотно объяснить опасность ситуации.
1)«Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса: — Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно! — Это ты сгоришь! — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку. «Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту: — Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки! Наташа стала его утешать. — Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. — Я огня боюсь!»
2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет. - Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить? - Нет. А ты мне покажи. - Эх, вы молодеешь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо. Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то протолкнул и заслонку поставил. (Русская народная сказка)
3) …А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» (К.И. Чуковский «Путаница»)
4) Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». (Л.Толстой «Пожар»)
4.«Позвони пожарному»
Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?
Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
5. Игра «Разложи по порядку»
ЦЕЛЬ: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
ХОД ИГРЫ:
Используются карточки с изображениями:
• Сообщение по телефону «01» о пожаре;
• Эвакуация людей;
• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
• Встреча пожарных;
• Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
6. Игра «Опасные предметы-источники пожара»
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
7. Игра: «ОТГАДАЙ СЛОВО»
На улице столбом, в избе скатертью.
(Дым)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
(Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает.
(Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает.
(Молния)
В одном амбаре сто пожаров.
(Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
(Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает.
(Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется,
А в руки не дается.
(Дым)
8.Игра «Четвертый лишний»
Вопросы и задания
1. Найдите «четвертый лишний» предмет, который может стать причиной пожара.
Кипятильник, расческа, шкатулка, кастрюля.
Ковёр, телевизор, картина, стол
Стакан, зажигалка, ложка, одеяло
Фен, ваза, карандаш, колечко
Спичка, ведро, ранец, кукла.
2. Какие из этих веществ и предметов можно применить при тушении пожаров?
Вода, песок, огнетушитель, бензин, масло, спирт.
3. Найдите «четвертый лишний» предмет, который не может стать причиной пожара.
Ведущий: Ребята, в первую очередь мы проверим ваши знания правил пожарной безопасности.
На доске прикреплены два нарисованных костра по пять язычков пламени в каждом. Каждый участник отрывает один язычок с вопросом. За правильный ответ присуждается 2 балл. Если игрок сам не может ответить, ему помогает команда. За помощь команды оценка снижается на 1 балл.
Вопросы 1-ой команде:
1.Сколько бы не ел, никогда сыт не бывает. (Огонь)
2.Ваши действия, если горит сухая прошлогодняя трава. (Забросать огонь землёй, сбить пламя ветками)
3. По какому номеру телефона можно вызвать пожарную службу? (01)
4. Объясните, какие правила нарушены, если малыш тянется к коробку со спичками, который лежит на столе. (Нельзя оставлять спички без присмотра в доступном для детей месте.)
5. Что делать, если на тебе загорелась одежда? (Упасть на землю, попробовать покататься по земле)
Вопросы 2-ой команде:
1. Из трубы вьётся, а в руки не даётся (Дым)
2. По какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь? (03)
3. Объясните, какие правила нарушены, если у топящейся печи открыта дверца. (Нельзя оставлять дверцу печи открытой, т.к. может выпасть горящий уголёк.)
4. Что нужно сделать с костром по окончанию похода (Окопать кострище и залить его водой)
5. Что нужно сделать, если вдруг задымился телевизор? (Сначала отключить, затем потушить)
10.Игра«Умники»
Проверим вашу сообразительность. Перед вами чистые листы и ручки. По сигналу вы должны за пять минут составить как можно больше слов из слова «огнетушитель» (существительные).
11. Игра «Загадочная»
По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь.)
Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния.)
Без рук, без ног – по небу ползёт. (Дым.)
Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены. (Огню.)
Что на свете дороже всего? (Здоровье.)
Чего во рту не удержишь? (Кипяток.)
12. Игра «Исправьте ошибки»
1. Если вы почувствовали запах газа в комнате, надо включить везде свет и внимательно рассмотреть, из какой конфорки идёт утечка газа.
2. Уходя из дома, быстро закройте за собой дверь и бегите, куда вам надо. Всё будет в порядке.
3. Если на человеке горит одежда, ему надо бежать как можно быстрее.
4. Если в помещении дым, то надо спрятаться куда-нибудь в шкаф или под кровать, чтобы там легче было дышать.
13. Игра «Будь внимателен»
На столе лежат карточки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара. Ведущий предлагает капитану выбрать лишние предметы. Они убираются. Игрок должен запомнить оставшиеся карточки. Удалив играющего, ведущий убирает некоторые карточки. Участник, вернувшись, должен вспомнить, какие предметы убраны.
Ведущий:
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но, когда мы небрежны с огнём,
Он становится страшным врагом.
Подведение итогов игры. Награждение участников.
Инвентарь:
-два нарисованных костра по пять съёмных языков пламени с вопросами на каждом;
-четыре стула, четыре ведра (два с водой, два пустых), два стакана;
-карточки со словами из пословиц;
-две карточки со словом «огнетушитель», чистые листы, ручки;
-тексты заданий для исправления ошибок;
-карточки с изображением предметов для тушения пожара (огнетушитель, ведро, лопата, топор, песок, покрывало, книга, цветок);
14. Игра «На пожар»
От каждой команды выбирается один игрок.
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три.Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.
Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие – «готовящие пожарную машину».
После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной машины.
15. Словесная игра «Да» и «Нет»
Игра называется «Да» и «Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно
16. Игра «Топаем, хлопаем»
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают,
Если неправильно – топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «101» звонит. (хлопают)
17. Игра «Что нужно при пожаре»
Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.