Просмотр содержимого документа
«Сборник диагностик готовности к школьному обучению»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
Сборник диагностик готовности к школьному обучению
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Прокопенко А.А.
Ейск, 2019 г.
Содержание
Пояснительная записка
Диагностики социальной готовности
Диагностики волевой готовности
Диагностики личностной готовности
Диагностики интеллектуальной готовности
Диагностики физической готовности
Список использованной литературы и Интернет ресурсов
Пояснительная записка
В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению. Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:
Социальная готовность
Физическая готовность
Интеллектуальная готовность
Волевая готовность
Личностная готовность
Диагностики коммуникативной готовности ребенка
«Зеркало настроений»
Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.
Содержание. Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями. Оценка результатов
• 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;
• 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;
• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.
«Необитаемый остров»
Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:
С чего бы вы начали свое существование на острове?
Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
Кого бы вы выбрали командиром?
На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;
• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
• 1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (психолог).
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
Мне интересно, какие у меня будут уроки.
Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Диагностики волевой готовности ребенка
МЕТОДИКА «ДА ИЛИ НЕТ» (Н.И.ГУТКИНА)
Цель: диагностика умения действовать по правилу
Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.
Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? (Испытуемый повторяет слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно? После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы:
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Ты хочешь учиться?
Ты любишь болеть?
Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считаются ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)
Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого
Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!
Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.
Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.
4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)
3 балла – имеются одна-две ошибки
2 балла – больше двух ошибок
1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков
0 баллов – правильных участков нет.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.
Методика Н.И. Гуткиной «Домик»
Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху. Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.
Диагностики личностной готовности ребенка
Методика «Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости»(С.Л. Банков)
Цель: выявление уровня психосоциальной зрелости.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: вопросник.
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
Сейчас утро или вечер? День или утро?
Когда ты завтракаешь –вечером или утром? Обедаешь –утром или днем? Что бывает раньше –обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
Какое сейчас время года –зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках –зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач или учитель?
Зачем нужны в школе звонок или парта?
Ты сам (а) хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких ты знаешь птиц?
Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
Что больше –8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Обработка данных: все баллы суммируются.
1 балл –за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла –за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.Они оцениваются следующим образом:Пункт 5 если ребенок может вычислить, сколько ему лет –1 балл, если он называет года с учетом месяцев –3 балла;
Пункт 8 за полный домашний адрес с названием города –2 балла, неполный –1 балл;
Пункт 15 за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики –1 балл;
Пункт 22 за правильный ответ –2 балла.
Замечание: пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Оценка результатов:24–29 баллов –высокий уровень психосоциальной зрелости;20–24 балла –средний уровень психосоциальной зрелости;15–20 баллов –низкий уровень психосоциальной зрелости
МЕТОДИКА «СТУПЕНЬКИ» (В.Г.ЩУР)
Цель: диагностика самооценки
Материал: лесенка из шести ступенек
Ход работы: ребенку предлагается «лесенка» и читается инструкция.
Инструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.
Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).
1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.
2 группа (средний уровень) – дети долго обдумывают, куда себя поставить, и даже, если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с комментариями: «Я, правда, лучше всех решаю задачи» или «Я самый быстрый, так как на соревновании обогнал всех». Дети меняют свое местоположение в зависимости от параметров.
3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать.
Тест «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Хороший
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый (способный)
Трудолюбивый
Честный
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Цель: оценка общей ориентировки в окружающем мире и выяснение запаса бытовых знаний детей, поступающих в школу и первоклассников.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: секундомер, вопросы для детей, поступающих в школу:
Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей? (Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется улица, на которой ты проживаешь?
Какой у тебя номер дома и квартиры?
Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.
Обработка данных: правильным считается ответ, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Отсутствие ответа в течение 30 секунд квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Методика «Сравни картинки»
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: наблюдение за процессом выполнения задания и анализ результата.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 10 различий.
Описание задания: ребенку предлагается сравнить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей (например, комната с обстановкой), одинаковые во всем, кроме заранее предусмотренных десяти различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из этих картин по сравнению с другой.
Инструкция: «Посмотри внимательно и найди различия в картинках».
Обработка данных: подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются ошибки (несущественные различия). Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий. Оценка результатов: чем ближе полученное частное к 1, тем выше уровень развития наблюдательности у ребенка.
Срисование фразы "Он ел суп".
Инструкция:
"Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также".
Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза "Он ел суп". Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных - 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.
Оценка:
5 баллов - Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.
4 балла - Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.
3 балла - Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
2 балла - С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.
1 балл - Каракули.
Диагностика физической готовности ребенка
Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга.
( тест В. А. Калябина )
Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.
Оборудование : карточки - образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.
Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.
Оценка результатов:
1 балл – точное воспроизведение образца;
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;
3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;
4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;
5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.
Методика «Змейка» ( тест Н. Л. Локаловой )
На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Методика «Пальчики»
Цель: выявление динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики, координации движений.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: наблюдение за процессом выполнения задания и анализ результата.
Описание задания: ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым, поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4, 5 пальцам (5 серий движений), которое производится обеими руками одновременно, сначала в медленном темпе, а потом в максимально быстром. При затруднениях вводится игровой момент и речевые команды. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.
Инструкция: «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза» или «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальчиком –раз, два, три, четыре».
Обработка данных и оценка результата: параметры для оценки, баллы и выводы об уровне развития приведены в таблице .
Качество выполнения задания
Количество баллов
Уровень
Выполняет задание точно, без ошибок, но в несколько замедленном темпе.
3
Высокий
Выполняет с 1 ошибкой, дезавтоматизация движений на истощение.
2
Средний
Выполняет с 2–3 ошибками, явления персевераторности на истощение.
1
Низкий
Не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец, выраженная персевераторность движений.
0
Очень низкий
Список использованной литературы и Интернет ресурсов
Журова Л. Е , Кочурова Е. Э.,Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. : Вентана – Граф, 2014.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007