Русский язык.Лексико-орфографические упражнения пр изучении слов из словаря
Русский язык.Лексико-орфографические упражнения пр изучении слов из словаря
Приведены некоторые из упражнений, которые позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Лексико-орфографические упражнения пр изучении слов из словаря»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области (с профессиональным обучением)»
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря»
Выполнила: Сулимова Н.М.
Категория: высшая
Аша
2016 год
Содержание
1. Виды словарных диктантов.
2. Упражнения лексического характера.
3. Словарно-орфографическая работа с трудными словами.
4. Изучение слов с непроверяемыми написаниями
5. Активизация и обогащение словарного запаса учащихся.
1. Виды словарных диктантов
Л. Н. Толстой указывал на необходимость развития творческого потенциала личности ребенка: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем значительнее результат. Во время выполнения творческих заданий на уроках создается особая среда для общения детей с учителем и друг с другом, более высокий уровень мотивации даже у слабых детей. Каждый ребенок может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем, ведь творчество не является привилегией одаренных, оно доступно всем. Л. С. Выгодский, исследуя проявления различных видов творчества у детей, писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Поэтому творческие упражнения должны прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они развивают речь детей, помогают создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей.
К творческим видам работы на уроках грамматики и правописания относятся изложения, устные письменные сочинения, творческие диктанты, работа с деформированным текстом, Творческие задания можно использовать на разных этапах урока, в том числе и при работе со словарными словами.
Первоначальные сведения о словах с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями дети получают уже в 1 классе. В каждом из последующих классов количество таких слов увеличивается. Усвоения написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Работа над каждым из «Словаря» должна быть связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-рассуждения из художественных произведений.
В своей практике часто использую словарные диктанты.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
Картинный диктант, здесь могут быть разные виды.
1) Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
2) Показываю карточку- картинку, дети показывают изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения.
3) Показываю карточку- картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную и ставят ударение.
Предлагаю учащимся карточки- картинки или карточки- слова с пропущенной безударной гласной, или на слух и даю задания:
1) записать в первый столбик слова- названия животных, во второй – слова - названия растений,
2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй слова с гласной О, в третий – с гласной А.
3) даю небольшой текст, выписать из него только слова из «Словаря:
Урожай! Урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом.
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют по каким признакам они догадались об отгадке и записывают это слово с выделением орфограммы.
Диктант по памяти:
1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов,
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную Е или О.
Диктант с комментированием: называю слово из «Словаря», один ученик комментирует написание, остальные записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом:
1) четвертый день недели - четверг,
2) прием пищи в середине дня – обед,
3) плод яблони – яблоко и т. д.
Проверять можно с помощью объяснения или с помощью сигнальных карточек. Но не нужно увлекаться только словарными диктантами.
2. Упражнения лексического характера
Значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характер. Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.
Наиболее совершенным приемом объяснения значения изучаемого слова является изображение предмета. Например. дети рассматривают на картинке изображения инструментов (лопата), называют его, определяют его назначение, объясняют его назначение и т. д.
Не менее интересным приемом объяснения значения слова является работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают ее и доказывают, что разгадка правильна. Этот прием лучше всего использовать при знакомстве с новым словом.
Иногда беру упражнения, способствующие осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике:
1) прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как о цветке этого растения.
а) Сирень посадили у нас под окном.
Весною красивым становится дом.
б) Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень. Плещеев.
2) записать только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик.), который соответствует следующим значениям:
а ) молодая осина, б ) осиновый лес, в )гриб с коричнево- красной шляпкой.
3) прочитать и объяснить различие в значении каждой пары слов. Составить предложение с любым словом: желтый-желтоватый, ветер- ветрище, сверкать - сверкнуть и т. д.
4) объяснить, кого так называют: библиотекарь, тракторист, шофер,
5) вписать в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»: заяц, …, -это звери, а …, … -это птицы, морковь, … - это овощи.
3. Словарно-орфографическая работа с трудными словами.
Организация словарно – орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Какие здесь можно взять упражнения?
1.Объясните значение выделенных слов:
1) Весело сияет месяц за окном.
Белый снег сверкает синим огоньком.
2) Третий месяц у ворот –
Это солнца поворот.
2. Найти в предложениях слова, близкие по значению к какому – либо слову.
3. Найти в предложениях слова, противоположные по значению:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
4. Подобрать к каждому из слов близкое по значению слово:
друг – товарищ, труд – работа.
5. Подобрать к каждому из слов противоположное по значению слово:
Справа – слева, сверху – снизу, завтра – сегодня, здравствуй - прощай.
6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова:
Снег … под лучами зимнего солнца (блестит).слову
Знакомя с лексическим значением слова, нужно рассказать о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные. Знания этих групп слов программа начальных классов не предусматривает, но если учитель хотя бы один раз при введении слова скажет, как появилось в языке то или иное слово, пусть не у всех, но непременно возникает интерес к слову и они спросят, откуда оно пришло в наш язык (автомобиль, метро, шоссе и т. д.). Конечно, учителю нужно поработать со словарем. Здесь уместны задания типа: «Знаете ли вы?» Например, знаете ли вы, что слово «завтра» образовалось путем слияния предлога «за» и существительного «утро» в форме Р. П. ед. ч?
Лет двести назад так и говорили: заутра т. е. на следующий день. М.. Лермонтов «Бородино»: «Были все готовы заутра бой затеять новый.» Постепенно слово «заутра» претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог, а гласный звук [у] заменили согласным звуком [в]. Теперь в нашей речи употребляется только слово «завтра». Это слово не изменяется.
Подумайте, какое из слов в каждой группе слов появилось в нашей речи раньше а какое – совсем недавно. Обоснуйте свой ответ: электровоз, паровоз, тепловоз, космонавт, авиатор, летчик.
Задания типа: «Это интересно». Как появилось в нашем слове «агроном»? Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По-гречески «агрос» - поле, пашня, земля, а «космос» - закон. Значит, агроном - это знающий законы земледелия. Пришло к нам это слово из французского языка.
4. Изучение слов с непроверяемыми написаниями
Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, бежать во все лопатки, одна нога здесь, другая там и другие. Вот примеры упражнений, которые можно предложить для наблюдения над фразеологизмами:
1. Прочитайте и объясните значения выделенных выражений:
Не ссорьтесь! Помните о том, может быть беда:
В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.
2. Прочитайте. Объясните, когда так говорят: исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте. (Этот человек совсем исчез с моего горизонта, и я не знаю, где он)
3. Составить предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, воробью по колено.
4. Подготовьтесь объяснить смысл пословицы:
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
В каких случаях жизни так говорят?
5. Заменить данные сочетания слов выражениями из «Слов из слов для справок».
-Обмануть – обвести вокруг пальца, очень много – яблоку негде упасть, неизвестно когда – после дождичка в четверг, очень давно – при царе горохе и другие.
При знакомстве детей с написаниями трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах: знакомство с «волшебными» словами и др. Вот несколько примеров упражнений, способствующих развитию у школьников культуры речи:
1. Подготовьтесь правильно прочитать слова вслух: километр – километры - километров – километровый, килограмм – килограммы – килограммов – килограммовый.
2. Сегодня, сегодняшний – (севодня, севодняшний).
3. По ритму стиха определите, как произносится слово «комбайнер»?
Комбайнер жатвою пропах.
Он раньше птиц на старте.
Могучий полевой размах
Вошел в его характер.
Друзья о космосе мечтают,
Я комбайнером быть хочу.
Ну что ж! Ребята пусть летают,
А я им хлеб намолочу.
Заметьте - слово «комбайнер» допускает двоякое произношение: комбайнер и комбайнер. Правильнее произносить – комбайнер к
4.Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?
1) Недалеко от шоссе стояла одинокая сосна.
2) По шоссе идут колонны грузовиков.
3) С проселочной дороги автомобиль свернул на шоссе.
Используется и воспитательный момент. Прочитайте. Подготовьтесь объяснить, как вы ответили на вопросы, заключенные в трех последних предложениях стихотворения.
-Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто – «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин.)
6. Списать предложения, вставляя по смыслу слова благодарности из «Слов для справок»: спасибо, благодарю вас, пожалуйста и другие.
5. Активизация и обогащение словарного запаса учащихся
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащимся при изучении слов из «Словаря» можно предложить игры типа: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее и быстрее?».
1. Например, «Кто больше?», к данным словам подберите однокоренные: желтый, песок, осина, герой .Или к любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы): сирень, помидор. морковь, огурец.
2. «Кто быстрее?». К данным словам подобрать противоположные по значению (или близкие по значению) слово из «Словаря»: белый – черный, юг – север, грустно – весело, прощай – здравствуй.
Или вспомнить: о ком так говорят? «Проехал зайцем», «Как огурчик», «Ворон считает», «Трещит, как сорока».
3. «Кто быстрее и правильнее?»
К данным словам подобрать подходящее по смыслу слово из «Словаря»: переходить (что?) - … , ехать (на чем?) …, сварить (из чего ?) …, выращивать (что?) … , гордиться (чем?).
4. «Кто лучше и интереснее»: составить текст – описание на любую тему «Ну и огурчик», «Молодая осинка», «Ох уж эта лисица!» и т. д.
Ребята моего класса любили такие задания: даю группу слов на любую тему. Они пишут сочинение – миниатюру, а потом читают. Обычно это весело и интересно.
Нравится учащимся и следующее задание: пишу выражение на доске выражение: ждать у моря погоды, яблоку негде упасть, одна нога здесь – другая – там и т. д. Задание: какую бы картину вы нарисовали к этому выражению?
Интересен для ребят и кроссворд: «Спрятанные слова». Например: запишите в клетки слова из «Словаря», обозначающие:
1) указание местожительства (адрес),
2) упакованные вещи, которые пассажир берет в дорогу (багаж),
3) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями и кустарниками (аллея),
4) вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям (вагон).
Вот некоторые из упражнений, которые позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Способствует активизации словаря младших школьников, а также развитию культуры речи.