Рубежная контрольная работа
по литературному чтению
2 класс
В а р и а н т 1
Задание 1. Сравнение научного и художественного текстов.
Грач величиной примерно с ворону, но стройнее и имеет более прямой и тонкий клюв. Оперение у него черное, с металлическим блеском. Уздечка, подбородок, основание клюва и часть щек голые, беловатого цвета. Гнездится колониями в садах, парках и на группах деревьев в поселениях человека или вблизи них, а также в рощах, на опушках лесов. Кормится на полях, лугах, пустошах и на других открытых пространствах. Весной грач прилетает рано, с появлением первых проталин, что в разных частях ареала падает на период с февраля по апрель.
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ
Первыми к нам прилетели грачи. Ещё кругом снег лежит, а они уже тут. Разгуливают по проталинам – чёрные, белоносые. Отдохнут после дороги и начнут гнезда устраивать.
Выберут себе грачи парк или рощу. С утра до вечера шумят, галдят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Весь день грачи трудятся, а наступит вечер – усядутся возле своих гнёзд и спят до утра. А утром проснутся рано-рано и опять за работу примутся. Торопятся – пора грачихам птенцов выводить. Грачата – самые ранние птенцы. Не успеют на деревьях листочки распуститься, а они уже кричат – есть просят.
Г. Скребицкий, В.Чаплина
1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
2. В каком из текстов чувствуется присутствие автора, его настроение? Обведи карандашом правильный ответ:
а) в первом;
б) во втором.
3. Определи, какой текст художественный, какой научный. Правильное утверждение обведи карандашом:
а) первый – художественный, второй – научный;
б) первый – научный, второй – художественный.
4. В научном тексте найди слова и выражения, свойственные научному стилю. Подчеркни их волнистой линией.
Задание 2. Анализ стихотворения.
ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ
Стоит берёзка зелена,
Как вешний день, шумит она.
А вот сосна. Её кора
Красна, как летняя пора.
А это ива, ива, ива,
Как ночь осенняя, плаксива
А вот ядрёный, свежий пень,
Короткий, словно
Зимний день.
Т. Белозёров
* * *
1. С чем сравнивает автор берёзку, сосну, иву, пень? Подчеркни красным карандашом.
2. Найди рифмы в первых двух четверостишиях. Соедини стрелками рифмующиеся строки.
3. Раздели стихотворение на части. Отметь их.
4. Почему автор взял четыре сравнения? Чему они соответствуют?
__________________________________________________________
5. Запиши времена года так, как они даются в стихотворении:
__________________________________________________________
Задание 3. Анализ рассказа.
Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег; земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, холодно, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачный, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег…
А. Чехов
* * *
1. Прочитай произведение тихо, вполголоса.
2. К какому жанру относится этот текст? Обведи нужную букву:
а) рассказ;
б) сказка;
в) авторская сказка.
3. Подчеркни, чем поразил автора первый снегопад.
Задание 4. Устное народное творчество.
1) Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. ___________________
2) Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон –
Разбежались мыши вон. _____________________
3) Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня. _____________________
1. Прочитай все три текста вполголоса и про себя.
2. Определи, какой из текстов – загадка, какой – скороговорка, какой – считалка.
3. Подчеркни в считалке все слова и выражения, которые подтверждают, что это считалка.
4. Отгадай загадку. Запиши ответ-отгадку. _______________________
5. Подчеркни волнистой линией те слова в загадке, из которых видно, с чем сравнивается загаданный предмет.
В а р и а н т 2
Задание 1. Сравнение научного и художественного текстов.
КАМУШКИ
Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой. Начинается драка за камушек, и достаётся он самому сильному. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить. Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растёт. Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков. Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом – караулит. Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат и дерутся – отнимают друг у друга камушки.
Г. Снегирёв
Пингвин императорский самый крупный из пингвинов. Когда императорский пингвин стоит на суше ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется – 110–120 см. Вес императорского пингвина – 20–45 кг. Спинная сторона императорского пингвина темная, серовато-синяя, на голове этот цвет переходит в черный. Около ушей имеются округлые желтовато-оранжевые пятна, переходящие на нижнюю сторону шеи и постепенно сходящие на нет на груди. Птенцы императорского пингвина покрыты длинным пухом белого или серовато-белого цвета; верх головы и вертикальная полоса, отделяющая щеки от затылка, буровато-черные. Гнездятся императорские пингвины по берегам Антарктиды на льду.
* * *
1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
2. В каком из текстов чувствуется присутствие автора, его настроение? Обведи карандашом правильный ответ:
а) в первом;
б) во втором.
3. Определи, какой текст художественный, какой научный. Правильное утверждение обведи карандашом:
а) первый – художественный, второй – научный;
б) первый – научный, второй – художественный.
4. В научном тексте найди слова и выражения, свойственные научному стилю. Подчеркни их волнистой линией.
Задание 2. Анализ стихотворения.
ПОДСНЕЖНИК
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега;
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик –
И весна придёт!
Е. Серова
1. С кем сравнивает автор первый подснежник? Как ты думаешь, почему?
2. Найди рифмы в первых двух четверостишиях. Соедини стрелками рифмующиеся строки.
3. Раздели стихотворение на части. Отметь их.
4. О чём возвестил окружающих «маленький разведчик»?
__________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение «властвуют снега»? Объясни.
__________________________________________________________
Задание 3. Анализ рассказа.
Однажды в тёмную летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, лишь иногда с реки доносились лёгкие отдалённые звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались очень тихие незнакомые и приятные голоса. Голоса эти были похожи то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. Но какие же птенцы могли быть в подполье?.. И на мышиный писк, на злобный визг крыс не были похожи эти ласковые подпольные голоса. Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Через некоторое время я вновь услышал в подполье уже знакомый ласковый разговор. Там как бы беседовали между собою два загадочных, мне не знакомых существа.
– Каково спят наши детки? – говорил один ласковый голос.
– Спасибо, детки наши спят спокойно, – отвечал другой ласковый голос.
И загадочные голоса замолкали.
Я долго думал, кто так ласково разговаривает под моим письменным столом в подполье? «Наверное, там живут ежи, – подумал я. – Старый ёж приходит к своей ежихе и спрашивает у неё о маленьких ежатах». Каждую ночь я слышал в подполье ежиные голоса и улыбался: так дружно разговаривали ёж и ежиха!
И. Соколов-Микитов
1. Прочитай произведение тихо, вполголоса.
2. К какому жанру относится этот текст? Обведи нужную букву:
а) рассказ;
б) сказка;
в) авторская сказка.
3. Что в произведении правдивое, подчеркни одной чертой, а сказочное подчеркни двумя чертами.
Задание 4. Устное народное творчество.
1) На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. ______________________
2) Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду его искать. ___________________
3) Перепелка перепелят прятала от ребят. ______________
* * *
1. Прочитай все три текста вполголоса и про себя.
2. Определи, какой из текстов – загадка, какой – скороговорка, какой – считалка.
3. Подчеркни в считалке все слова и выражения, которые подтверждают, что это считалка.
4. Отгадай загадку. Запиши ответ-отгадку. _______________________
__________________________________________________________
5. Подчеркни волнистой линией те слова в загадке, из которых видно, с чем сравнивается загаданный предмет.
Рубежная контрольная работа
по литературному чтению
учени ___ 2 «А» класса
МБОУ «Прогимназия №51» г.
Белгорода
______________________________