kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование сюжетной картинки, помогает детям представить действующее лицо, объект о котором идет речь, установить взаимосвязь между героями, определить последовательность событий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями


На уроках чтения в коррекционной школе среди произведений различных жан­ров изучаются и рассказы, имеющие, как правило, несложный сюжет. Читая их, ученики должны осмыс­ленно воспринимать содержание текста, но в силу интеллектуальной недос­таточности учащихся понимание смысла литературных текстов представляет для них значительные труд­ности.

В книгах по чтению ряд рассказов иллюстрирован сю­жетными картинками, которые должны по­мочь детям ориентироваться в описываемых событиях.

Пытаясь установить роль сюжет­ной картинки в понимании содержания, рассказов учащимися младших классов. Специальное обу­чение проводилось с тридцатью учениками четвертых классов, имеющими диагноз: олигофрения в степени дебильности.

В IV классе, в соответствии с програм­мными требованиями, учащиеся приобретают такие качества чтения, как правильность, беглость, выразительность, которые являются необходимым условием для понимания смысла прочитан­ного. Обучение осуществлялось на материа­ле двух сюжетных рассказов аналогичного характера, взятых из книг по чтению. В пер­вом из них - «Мамина работа» С. Баруз­дина - повествуется о знакомстве девочки Светланы с ткацкой фабрикой, на которой работала ее мама. Посетив фабрику, девоч­ка получила сведения о ее оборудовании, о людях, работающих на ней, об их успехах в труде, изделиях фабрики и их назначе­нии.

Во втором художественном тексте - «Ре­зеда» Ю. Кононенко - рассказывается о посещении мальчиком оранжереи, куда при­вел его дедушка после того, как Коля не смог найти в магазинах любимый мамин цветок - резеду. Мальчик ознакомился с теплицей, ее устройством, узнал о ее назна­чении, выполнил определенную работу, за которую получил резеду, и поздравил маму с праздником. К этому рассказу в книге помещена сюжетная картинка. На ней изоб­ражены дедушка и Коля, стоящие посреди оранжереи. Дедушка показывает рукой на кучу цветочных горшков, находящихся в углу оранжереи. Коля смотрит на дедушку и, очевидно, думает о работе, которую он должен выполнить.

На сюжетной картинке изображены оба персонажа и представлена ситуация, пони­мание которой необходимо для осмысления рассказа.

Оба литературных текста, были равноценны по объему, сложности словаря и синтаксиса, количеству действующих лиц, смысловых связей. Но работа над первым рассказом ограничивалась разбором текста, чтение же второго - «Резеда» - сопровож­далось рассматриванием картинки.

1 рассказ

Вначале была проведена вступительная беседа, нацеливавшая детей на восприятие нового материала, объяснены новые слова. Затем учитель читал рассказ цели­ком, выяснял, как поняли дети в контексте значение некоторых слов и общее содер­жание прослушанного текста, после чего ученики читали его по законченным смысло­вым единицам. Затем текст прочитывался школьниками самостоятельно.

Далее выявлялось понимание детьми со­держания прочитанного по вопросам. В кон­це урока учащиеся самостоятельно пе­ресказывали художественный текст.

Методика работы над вторым рассказом осуществлялась аналогичным образом, но включала использование наглядного посо­бия.

2 рассказ

После подготовительной и словарной работы рассказ полностью читался учите­лем. Выяснялось понимание учениками от­дельных слов и общего содержания текста. Затем текст читался сильными учениками по абзацам. После прочтения каждого аб­заца дети обращались к сюжетной картинке. Рассматривая ее, они находили действую­щих лиц, определяли их местонахождение, называли изображенные предметы, раскры­вали общую ситуацию.

Затем ученики получали задание самос­тоятельно прочитать весь текст, после чего проводилась беседа по содержанию рас­сказа, при этом, отвечая на вопросы, дети пользовались иллюстрацией. Заверша­лась работа, как и в первом случае, самостоятельным пересказом учащихся.

В обоих случаях выслушивались все уча­щиеся (эта работа проходила после уроков), что давало возможность судить о том, в какой мере усвоено прочитанное.

Обратимся к данным анализа переска­зов художественного текста, при работе над которым сюжетная картинка не использо­валась.

Полученные результаты позволили разде­лить детей на три группы.

Пересказ «Мамина работа»

В l-ю вошла примерно четвертая часть испытуемых. Сюда были отнесены ученики, которые поняли содержание сюжетного рас­сказа и последовательно, правильно, полно воспроизвели его. Их пересказы были ло­гичны, причинно-следственные зависи­мости правильно определены. Дети делали верные выводы на основе прочитанного. В их пересказах не было искажений текста, ошибочных суждений. Для них характерно подробное, близкое к тексту вос­произведение начала рассказа; затем они, правильно излагая основную сюжетную ли­нию, пропускали ряд несущественных эпизо­дов, что, в общем, не искажало смысла произведения.

Объем пересказов в среднем равнялся ста двадцати словам, что составило менее половины использованной в рассказе лек­сики.

Во 2-ю группу вошли половина всех испытуемых учащиеся, которые поняли основной смысл прочитанного, но пересказывали текст неполно, с некоторым нарушением последовательности. В изло­жениях детей количество действующих лиц, их имена были сохранены; Однако ученики не смогли воспроизвести все смысло­вые связи и в ряде случаев опускали главные события. В их пересказах обычно отсутствовало опи­сание внешнего и внутреннего вида фабрики, процесса изготовления ткани.

Дети, 2 группы, рассказы­вая, не всегда устанавливали причинно-следственные зависимости явлений. Они, напри­мер, не объяснили, почему на станкax у работниц были красные флажки, а лишь констатировали -- и то не всегда – этот факт.

При передаче содержания рассказа дети иногда нарушали логику собы­тий. Например, в тексте говорилось, что посещение ткацкого цеха у девочки вызвало желание в будущем стать ткачихой, иметь свой станок и за работу получить красный флажок. Многие дети, сообщая об этом желании, говорили, что оно возникло у девочки сразу, как только она вошла в цех.

В изложениях были отмечены и привне­сения, сделанные детьми. Так, некоторые из них сообщали, что Света с мамой наблюдали, как ткань грузили на машины и уво­зили в другие города, чего в рассказе не было. Также многие школьники не смогли логично закончить пересказ. Концовка у них получилась нечет­кой или вообще отсутствовала. Объем словаря составил третью часть словаря, имеющегося в тексте.

З-ю группу составили одиннадцать чело­век, объединявших приблизительно третью часть всех испытуемых. Эти дети не поняли содержа­ния текста и воспроизводили его неполно, нарушая, последовательность событий и искажая их.

Школьники излагали лишь тот или иной, наиболее запом­нившийся им фрагмент литературного текс­та.

Дети называли героев рассказа, предме­ты, которые были в цехе, но вскрыть взаи­моотношения персонажей, причинно-следст­венные связи событий, их результат для них было не под силу.

Эти школьники чаще, чем ученики 2-й группы, искажали те или иные факты повествования. Так, некоторые из них ошибочно утверждали, что девочка на фаб­рике растерялась не от шума и грохота машин, а от того, что увидела флажки.

У отдельных учащихся Зой группы были привнесения алогичного характера. Они со­общали, например, о том, что Света боя­лась станков, которые вдруг «могли поехать и сбить ее», и др.

Объем использованной лексики у учеников 3 группы был в З раза меньше, чем у школьников, объединенных в I-ю группу.


Пересказ «Резеда»

В результате анализа пересказа текста «Резеда», сделанного теми же учащимися, было выделено только две группы. Ученики, которые слабо усвоили содержание преды­дущего рассказа и были отнесены к 3 ей группе, в условиях использования сюжет­ной картинки успешнее воспроизводили про­читанное, показав уровень, характерный для детей, входивших во 2-ю группу. Таким образом, в данном случае 3 -я группа детей не была выделена. Вместе с тем ряд учеников, допускавших отдельные неточнос­ти при пересказе первого текста, в новых условиях достигли более высоких результа­тов и вошли в I-ю группу, которая по чис­ленному составу увеличилась ровно в двое и достигла четырнадцати человек.

Эти школьники последовательно и пра­вильно отражали систему смысловых свя­зей, лежащих в основе повествования, давали соответствующую характеристику

героям, их поступкам. Для учеников l-й группы было характерно подробное воспро­изведение тех событий рассказа, которые отражены на сюжетной картинке. Выясни-­

лось, что картинка помогла детям запом­нить и пересказать не только основную сюжетную линию художественного текста, но и многие его детали. Дети включали в пересказ описание внутреннего вида оран­жереи, состояния действующих лиц. Иллю­страция к тексту помогла детям запомнить признаки и качества многих предметов, в частности oкpacкy цветов и др. Сюжетная картинка способствовала активному адек­ватному применению словаря рассказа. Например, в нем сообщал ось о том, что дедушку интересовали не деньги, которыми оплачивается работа, и даже не сама рабо­та, которую проделал Коля, - ему хотелось выявить отношение сына к матери. Ту часть текста, где об этом говорилось, ученики сумели пересказать самостоятельно, не проявляя стремления к дословному изложе­нию: «Дедушка сказал, что деньги ему не нужны, работа ему тоже не нужна; он просто хотел посмотреть - уважаещь ли ты свою маму?» (стилистические неправильности сохранены. - Л. Т.).

Ученики l-й группы полностью избежали искажений и привнесений. Объем их пере­сказов в новых условиях – сравнительно с прежним -- увеличился в среднем на пять­десят слов.

Во 2-ю группу вошло 16 человек. Они достаточно подробно воспроизводили нача­ло рассказа, первые 3-4 предложения, за­тем опускали ряд существенных фактов, повествующих о поисках мальчиком резеды в магазинах. Показательно, что эти дети подробно воспроизводили те события, которые отражены сюжетной картинкой. Учени­ки правильно определяли и называли героев рассказа, их местонахождение, поступки мальчика и результат его работы.

Лишь в отдельных случаях в пересказах встречались неточности. Так, некоторые де­ти говорили, что в магазин за резедой Колю послала мама, в то время как поиск цветов был его собственным побуждением.

Следует отметить, что основную массу учащихся 2-й группы в новых условиях составили дети, ранее входившие в 3 группу.

Материалы исследования позволяют говорить о положительной роли сюжетной картинки, способствующей усвоению содержания и лучшему воспроизведению текстов.­

Сюжетная картинка, помогает детям представить действующее лицо, объект о котором идет речь, установить взаимосвязь между героями, определить последовательность событий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Федункова Наталья Михайловна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства