Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Использование сюжетной картинки, помогает детям представить действующее лицо, объект о котором идет речь, установить взаимосвязь между героями, определить последовательность событий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
Роль сюжетной картинки на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями
На уроках чтения в коррекционной школе среди произведений различных жанров изучаются и рассказы, имеющие, как правило, несложный сюжет. Читая их, ученики должны осмысленно воспринимать содержание текста, но в силу интеллектуальной недостаточности учащихся понимание смысла литературных текстов представляет для них значительные трудности.
В книгах по чтению ряд рассказов иллюстрирован сюжетными картинками, которые должны помочь детям ориентироваться в описываемых событиях.
Пытаясь установить роль сюжетной картинки в понимании содержания, рассказов учащимися младших классов. Специальное обучение проводилось с тридцатью учениками четвертых классов, имеющими диагноз: олигофрения в степени дебильности.
В IV классе, в соответствии с программными требованиями, учащиеся приобретают такие качества чтения, как правильность, беглость, выразительность, которые являются необходимым условием для понимания смысла прочитанного. Обучение осуществлялось на материале двух сюжетных рассказов аналогичного характера, взятых из книг по чтению. В первом из них - «Мамина работа» С. Баруздина - повествуется о знакомстве девочки Светланы с ткацкой фабрикой, на которой работала ее мама. Посетив фабрику, девочка получила сведения о ее оборудовании, о людях, работающих на ней, об их успехах в труде, изделиях фабрики и их назначении.
Во втором художественном тексте - «Резеда» Ю. Кононенко - рассказывается о посещении мальчиком оранжереи, куда привел его дедушка после того, как Коля не смог найти в магазинах любимый мамин цветок - резеду. Мальчик ознакомился с теплицей, ее устройством, узнал о ее назначении, выполнил определенную работу, за которую получил резеду, и поздравил маму с праздником. К этому рассказу в книге помещена сюжетная картинка. На ней изображены дедушка и Коля, стоящие посреди оранжереи. Дедушка показывает рукой на кучу цветочных горшков, находящихся в углу оранжереи. Коля смотрит на дедушку и, очевидно, думает о работе, которую он должен выполнить.
На сюжетной картинке изображены оба персонажа и представлена ситуация, понимание которой необходимо для осмысления рассказа.
Оба литературных текста, были равноценны по объему, сложности словаря и синтаксиса, количеству действующих лиц, смысловых связей. Но работа над первым рассказом ограничивалась разбором текста, чтение же второго - «Резеда» - сопровождалось рассматриванием картинки.
1 рассказ
Вначале была проведена вступительная беседа, нацеливавшая детей на восприятие нового материала, объяснены новые слова. Затем учитель читал рассказ целиком, выяснял, как поняли дети в контексте значение некоторых слов и общее содержание прослушанного текста, после чего ученики читали его по законченным смысловым единицам. Затем текст прочитывался школьниками самостоятельно.
Далее выявлялось понимание детьми содержания прочитанного по вопросам. В конце урока учащиеся самостоятельно пересказывали художественный текст.
Методика работы над вторым рассказом осуществлялась аналогичным образом, но включала использование наглядного пособия.
2 рассказ
После подготовительной и словарной работы рассказ полностью читался учителем. Выяснялось понимание учениками отдельных слов и общего содержания текста. Затем текст читался сильными учениками по абзацам. После прочтения каждого абзаца дети обращались к сюжетной картинке. Рассматривая ее, они находили действующих лиц, определяли их местонахождение, называли изображенные предметы, раскрывали общую ситуацию.
Затем ученики получали задание самостоятельно прочитать весь текст, после чего проводилась беседа по содержанию рассказа, при этом, отвечая на вопросы, дети пользовались иллюстрацией. Завершалась работа, как и в первом случае, самостоятельным пересказом учащихся.
В обоих случаях выслушивались все учащиеся (эта работа проходила после уроков), что давало возможность судить о том, в какой мере усвоено прочитанное.
Обратимся к данным анализа пересказов художественного текста, при работе над которым сюжетная картинка не использовалась.
Полученные результаты позволили разделить детей на три группы.
Пересказ «Мамина работа»
В l-ю вошла примерно четвертая часть испытуемых. Сюда были отнесены ученики, которые поняли содержание сюжетного рассказа и последовательно, правильно, полно воспроизвели его. Их пересказы были логичны, причинно-следственные зависимости правильно определены. Дети делали верные выводы на основе прочитанного. В их пересказах не было искажений текста, ошибочных суждений. Для них характерно подробное, близкое к тексту воспроизведение начала рассказа; затем они, правильно излагая основную сюжетную линию, пропускали ряд несущественных эпизодов, что, в общем, не искажало смысла произведения.
Объем пересказов в среднем равнялся ста двадцати словам, что составило менее половины использованной в рассказе лексики.
Во 2-ю группу вошли половина всех испытуемых учащиеся, которые поняли основной смысл прочитанного, но пересказывали текст неполно, с некоторым нарушением последовательности. В изложениях детей количество действующих лиц, их имена были сохранены; Однако ученики не смогли воспроизвести все смысловые связи и в ряде случаев опускали главные события. В их пересказах обычно отсутствовало описание внешнего и внутреннего вида фабрики, процесса изготовления ткани.
Дети, 2 группы, рассказывая, не всегда устанавливали причинно-следственные зависимости явлений. Они, например, не объяснили, почему на станкax у работниц были красные флажки, а лишь констатировали -- и то не всегда – этот факт.
При передаче содержания рассказа дети иногда нарушали логику событий. Например, в тексте говорилось, что посещение ткацкого цеха у девочки вызвало желание в будущем стать ткачихой, иметь свой станок и за работу получить красный флажок. Многие дети, сообщая об этом желании, говорили, что оно возникло у девочки сразу, как только она вошла в цех.
В изложениях были отмечены и привнесения, сделанные детьми. Так, некоторые из них сообщали, что Света с мамой наблюдали, как ткань грузили на машины и увозили в другие города, чего в рассказе не было. Также многие школьники не смогли логично закончить пересказ. Концовка у них получилась нечеткой или вообще отсутствовала. Объем словаря составил третью часть словаря, имеющегося в тексте.
З-ю группу составили одиннадцать человек, объединявших приблизительно третью часть всех испытуемых. Эти дети не поняли содержания текста и воспроизводили его неполно, нарушая, последовательность событий и искажая их.
Школьники излагали лишь тот или иной, наиболее запомнившийся им фрагмент литературного текста.
Дети называли героев рассказа, предметы, которые были в цехе, но вскрыть взаимоотношения персонажей, причинно-следственные связи событий, их результат для них было не под силу.
Эти школьники чаще, чем ученики 2-й группы, искажали те или иные факты повествования. Так, некоторые из них ошибочно утверждали, что девочка на фабрике растерялась не от шума и грохота машин, а от того, что увидела флажки.
У отдельных учащихся Зой группы были привнесения алогичного характера. Они сообщали, например, о том, что Света боялась станков, которые вдруг «могли поехать и сбить ее», и др.
Объем использованной лексики у учеников 3 группы был в З раза меньше, чем у школьников, объединенных в I-ю группу.
Пересказ «Резеда»
В результате анализа пересказа текста «Резеда», сделанного теми же учащимися, было выделено только две группы. Ученики, которые слабо усвоили содержание предыдущего рассказа и были отнесены к 3 ей группе, в условиях использования сюжетной картинки успешнее воспроизводили прочитанное, показав уровень, характерный для детей, входивших во 2-ю группу. Таким образом, в данном случае 3 -я группа детей не была выделена. Вместе с тем ряд учеников, допускавших отдельные неточности при пересказе первого текста, в новых условиях достигли более высоких результатов и вошли в I-ю группу, которая по численному составу увеличилась ровно в двое и достигла четырнадцати человек.
Эти школьники последовательно и правильно отражали систему смысловых связей, лежащих в основе повествования, давали соответствующую характеристику
героям, их поступкам. Для учеников l-й группы было характерно подробное воспроизведение тех событий рассказа, которые отражены на сюжетной картинке. Выясни-
лось, что картинка помогла детям запомнить и пересказать не только основную сюжетную линию художественного текста, но и многие его детали. Дети включали в пересказ описание внутреннего вида оранжереи, состояния действующих лиц. Иллюстрация к тексту помогла детям запомнить признаки и качества многих предметов, в частности oкpacкy цветов и др. Сюжетная картинка способствовала активному адекватному применению словаря рассказа. Например, в нем сообщал ось о том, что дедушку интересовали не деньги, которыми оплачивается работа, и даже не сама работа, которую проделал Коля, - ему хотелось выявить отношение сына к матери. Ту часть текста, где об этом говорилось, ученики сумели пересказать самостоятельно, не проявляя стремления к дословному изложению: «Дедушка сказал, что деньги ему не нужны, работа ему тоже не нужна; он просто хотел посмотреть - уважаещь ли ты свою маму?» (стилистические неправильности сохранены. - Л. Т.).
Ученики l-й группы полностью избежали искажений и привнесений. Объем их пересказов в новых условиях – сравнительно с прежним -- увеличился в среднем на пятьдесят слов.
Во 2-ю группу вошло 16 человек. Они достаточно подробно воспроизводили начало рассказа, первые 3-4 предложения, затем опускали ряд существенных фактов, повествующих о поисках мальчиком резеды в магазинах. Показательно, что эти дети подробно воспроизводили те события, которые отражены сюжетной картинкой. Ученики правильно определяли и называли героев рассказа, их местонахождение, поступки мальчика и результат его работы.
Лишь в отдельных случаях в пересказах встречались неточности. Так, некоторые дети говорили, что в магазин за резедой Колю послала мама, в то время как поиск цветов был его собственным побуждением.
Следует отметить, что основную массу учащихся 2-й группы в новых условиях составили дети, ранее входившие в 3 группу.
Материалы исследования позволяют говорить о положительной роли сюжетной картинки, способствующей усвоению содержания и лучшему воспроизведению текстов.
Сюжетная картинка, помогает детям представить действующее лицо, объект о котором идет речь, установить взаимосвязь между героями, определить последовательность событий.