Роль школьного ППк в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Роль школьного ППк в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Рассмотрим одну из ключевых тем современной образовательной системы — роль школьного психолого-педагогического консилиума в обеспечении условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль школьного ППк в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Роль школьного ППк в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Рассмотрим одну из ключевых тем современной образовательной системы — роль школьного психолого-педагогического консилиума в обеспечении условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Современная школа — это пространство, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, должен чувствовать себя комфортно, безопасно и иметь возможность реализовать свой потенциал. В этом контексте деятельность ППк становится ключевым звеном в обеспечении доступного и качественного образования для всех обучающихся.
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» регламентирует деятельность ППк школы, определяя его структуру, цели, задачи, состав и порядок работы с обучающимися, которые испытывают трудности в обучении или нуждаются в сопровождении.
Прежде всего, психолого-педагогический консилиум — это коллегиальный орган, который объединяет усилия педагогов, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога и представителя администрации для решения задач сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Наша совместная работа направлена на своевременное выявление и комплексное психолого-педагогическое обследование детей, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Проведение комплексной диагностики, включает в себя наблюдение, беседы с ребенком и его родителями, анализ результатов учебной деятельности и психолого-педагогических исследований. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, направленные на создание оптимальных условий для обучения и развития ребенка.
При поступлении ребёнка с ОВЗ в школу, ему создаются специальные условия обучения. Это может быть адаптация образовательной программы, выбор специальных методов и приёмов обучения, использование дидактических материалов, применение вспомогательных средств, организация коррекционно-развивающей работы. Школьный консилиум определяет, какие специалисты будут работать с ребёнком, с какой частотой и в какой форме – индивидуально или в группе. Для детей с инвалидностью эти рекомендации интегрируются с индивидуальной программой реабилитации. Наблюдая за эффективностью выбранных подходов, при необходимости вносим коррективы в индивидуальный образовательный маршрут. Важной частью нашей работы является консультирование педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Мы помогаем им понять особенности ребенка, обучаем эффективным приемам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Важно понимать, что каждое решение ППк должно быть основано на индивидуальных особенностях ребенка, его сильных сторонах и потребностях. Мы не просто адаптируем образовательный процесс, а создаем условия, в которых ребенок сможет максимально раскрыть свои способности.
Приведем несколько примеров:
Ребенок с нарушением зрения. Для такого ребенка ППк может рекомендовать:
использование учебных материалов с крупным шрифтом;
предоставление специальных технических средств, таких как увеличительные устройства или электронные лупы;
размещение ребенка в классе ближе к доске для лучшей видимости;
адаптацию заданий, исключающих избыточную нагрузку на зрение.
Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС). В этом случае ППк может рекомендовать:
организацию индивидуального сопровождения тьютором;
создание визуального расписания для структурирования дня;
использование сенсорных зон для снятия эмоционального напряжения;
проведение занятий в малых группах или индивидуально.
Ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для таких детей важно:
обеспечение доступной среды (пандусы, поручни, адаптированные парты);
использование специальных технических средств, таких как ортопедические кресла или устройства для письма;
организация занятий по лечебной физкультуре (ЛФК).
Ребенок с задержкой психического развития (ЗПР). Для таких детей ППк может рекомендовать:
адаптацию учебных материалов с учетом их уровня развития;
увеличение времени на выполнение заданий;
проведение коррекционно-развивающих занятий с психологом или дефектологом.
Эти примеры показывают, насколько важна индивидуальная работа с каждым ребенком.
Эффективность работы ППк зависит и от соблюдения контрольных сроков обследования ребенка на ПМПК.
В первом классе, в третьей четверти, крайне важно определить, нуждается ли ребенок в специальных условиях обучения. Раннее выявление трудностей позволяет незамедлительно адаптировать образовательную программу и создать поддерживающую среду, способствующую успешной адаптации и освоению учебного материала.
В четвертом классе, к концу учебного года, необходимо повторно оценить потребности ребенка и определить, требуется ли создание специальных условий в среднем звене. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра, поскольку переход в среднюю школу может стать серьезным вызовом для их адаптации и успеваемости.
Важными являются также седьмой и девятый классы.
Такая эффективная работа ППк будет возможна только при условии тесного взаимодействия педагогов с родителями.
Не стоит забывать, что родители — это первые и главные союзники в процессе сопровождения ребенка. И наша задача заключается не только в том, чтобы информировать их о рекомендациях, но и активно вовлекать в процесс, разъясняя значимость тех или иных мер поддержки. Однако, важно помнить, что любое обследование ученика специалистами ППк происходит только при письменном согласии родителей
Примеры взаимодействия с родителями:
Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в адаптации к школьной среде, психолого-педагогический консилиум может организовать консультацию с родителями. На встрече специалисты подробно объясняют, как родители могут поддерживать ребенка дома. Например, для ребенка с расстройством аутистического спектра можно рекомендовать:
создание четкого распорядка дня, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее;
использование визуальных подсказок для выполнения заданий;
систему поощрений за успешное выполнение задач. Эти меры помогают ребенку чувствовать себя успешным как в школе, так и дома, а также способствуют его эмоциональной стабильности.
Если у ребенка наблюдаются трудности в освоении учебной программы, например, в чтении или письме, специалисты ППк играют ключевую роль в объяснении родителям, почему их ребенку может понадобиться обследование в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
На встрече с родителями важно:
указать на конкретные трудности, которые наблюдаются у ребенка (например, проблемы с чтением, письмом, концентрацией);
объяснить, что обследование поможет выявить причины этих трудностей;
подчеркнуть, что это позволит организовать своевременную поддержку и привлечь экспертов для решения возникающих проблем.
В этом случае, главная задача ППк – тактично и понятно объяснить родителям, почему прохождение ПМПК может быть полезно для их ребенка.
Помимо этого, необходимо заранее подготовить родителей к самому процессу прохождения ТПМПК. Объясните, что это не экзамен для ребенка, а комплексное обследование, которое проводится в доброжелательной атмосфере. Расскажите о том, какие специалисты будут присутствовать, какие методы диагностики будут использоваться, и как долго может продлиться процедура. Это поможет снять излишнее напряжение и подготовить ребенка к встрече со специалистами.
Важно подчеркнуть, что информация, полученная на ПМПК, является конфиденциальной и будет использоваться исключительно в интересах ребенка. В случае, если родители выражают сомнения или сопротивление, необходимо проявить терпение и готовность к диалогу. Постарайтесь понять их опасения и ответить на все вопросы максимально полно и честно. В некоторых случаях родители могут испытывать страх перед тем, что заключение ПМПК может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, например, на выбор профессии. В этом случае нужно объяснить, что заключение комиссии не является препятствием для получения образования или выбора профессии. Иногда родители могут опасаться, что прохождение ПМПК может привести к негативному отношению со стороны сверстников и педагогов. В этом случае специалисты школьного консилиума должны объяснить родителям, что информация о заключении ПМПК не подлежит разглашению без согласия родителей.
Возможно, потребуется несколько встреч, чтобы родители смогли принять взвешенное решение.
Принятие родителями трудностей, с которыми сталкивается их ребенок при обучении, – это процесс, который включает несколько этапов. Понимание этих этапов – ключ к эффективному взаимодействию педагога и семьи.
Отрицание: Родитель отказывается признавать факт трудностей при обучении ребенка. Уговоры и логические доводы здесь бессильны. В этот период особенно важно проявить терпение и деликатность, не вступая в открытую конфронтацию.
За отрицанием закономерно следует вспышка гнева. Ярость обрушивается на всех, кто, по мнению родителя, причастен к беде, и на педагогов, и на ребенка. В этот период педагогу важно сохранять спокойствие и не принимать на свой счет эмоциональные выпады родителя.
Когда гнев немного утихает, наступает фаза "торга". Родитель пытается заключить некую "сделку", обещая сделать все возможное, если только ситуация изменится к лучшему. Именно здесь педагог может поддержать родителя: "Вы так много делаете для своего ребенка, он чувствует вашу любовь и заботу". Помогите родителю реалистично оценить свои силы и возможности, направив их на действительно важные цели в обучении и развитии ребенка.
Осознание масштаба проблемы неизбежно приводит к депрессии. Родитель чувствует бессилие, отчаяние и одиночество. В этот момент педагогу важно проявить максимум человечности и эмпатии. "Я понимаю, как вам тяжело… Мы вместе пройдем этот путь". Разделите большую задачу на маленькие, достижимые этапы, помогите родителю увидеть конкретные цели и почувствовать уверенность в своих силах.
Лишь пройдя через все стадии, родитель приходит к принятию. На этом этапе становится возможным конструктивный диалог и продуктивное сотрудничество. Разрабатывайте совместные планы действий, обсуждайте индивидуальную траекторию обучения ребенка, оценивайте эффективность применяемых методов, давайте четкие и ясные рекомендации по вопросам обучения и воспитания. Помните, что только в союзе с родителями можно достичь максимальных результатов в развитии особого ребенка.
В заключение, хочется подчеркнуть, что успешное функционирование ППк невозможно без постоянного повышения квалификации его членов.
Регулярное участие в семинарах, конференциях и курсах повышения квалификации позволяет специалистам ППк совершенствовать свои профессиональные навыки и оказывать более эффективную помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам.