Роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций
Роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций
В настоящее время в образовании превалирует трансляция готовых знаний, проверка памяти, авторитаризм, в то время, как современная жизнь предъявляет к человеку новые требования: умение делать выбор и нести за него ответственность, проявлять творческую инициативу, обладать самостоятельностью и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций»
РОЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
О.Н. Войцехова
В настоящее время в образовании превалирует трансляция готовых знаний, проверка памяти, авторитаризм, в то время, как современная жизнь предъявляет к человеку новые требования: умение делать выбор и нести за него ответственность, проявлять творческую инициативу, обладать самостоятельностью и др.
В задачи современного преподавателя входит организация процесса обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит студентам адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.
Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный, поэтому перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность студентов становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой проблемы заключается в реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере.
Ряд авторов (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не умаляя значимость теоретического блока, практико-ориентированный подход нацеливает образовательные программы на разработку таких форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать компетенции - практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т.п.
Некоторые авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Постановлением Правительства РФ № 36 от 21.01.2005 г. утверждены «Правила разработки и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования», предусматривающие участие в их разработке работодателей, что также должно способствовать сближению теоретического знания и практической деятельности. Т.е. основным итогом образования становится не получение знаний, а освоение компетенций.
Другие авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают не только с процессом выработки компетенций в рамках аудиторных занятий в вузе, но и с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом.1
Таким образом, практико-ориентированное обучение – это такой вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.
За последние годы значительно выросли требования к подготовке выпускников среднего профессионального образования – молодых специалистов.
Чтобы подготовить современного экономиста, нужно обеспечить его таким комплексом знаний и умений, который помог бы ему успешно трудоустроиться после окончания учебного заведения, т.е. этот комплекс должен соответствовать определенным требованиям работодателей к выпускникам экономического профиля.
Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов, обладающих следующими качествами:
1. Профессиональная компетентность;
2. Коммуникативная компетентность;
3. Позитивное отношение к своей профессии;
4. Владение методами экономического анализа;
5. Творческий подход к решению профессиональных задач;
6. Активная жизненная позиция.
Для приобретения этих качеств преподаватель должен создать условия для формирования устойчивых знаний и умений. Для того чтобы объединить знания, умения и навыки мною используется практико-ориентированный подход в обучении. Цель практико-ориентированного обучения: помочь студенту добывать и применять полученные знания, научиться самостоятельно решать проблемы, адаптироваться в современных условиях.
В рамках реализации практико-ориентированного обучения по экономическим дисциплинам стараюсь создать такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности. К активным методам обучения профессиональным умениям относятся:
- решение профессиональных ситуационных задач,
- имитация деятельности,
- курсовое проектирование,
- выполнение практических заданий в ходе учебной, производственной практики и стажировки,
- использование информационных технологий,
- деловые игры (или их элементы), нестандартные уроки (уроки-экскурсии, урок – конкурс, викторины).
Применению таких методов должен предшествовать анализ
содержания учебного материала и содержания профессиональной деятельности специалиста. Подобный анализ выполняют разработчики учебных планов и программ. С учетом этого анализа в учебный план экономических специальностей включаются практические занятия по различным дисциплинам, учебные, производственные практики и стажировки, курсовое проектирование.
Итак, рассмотрим вышеперечисленные методы обучения, направленные на практическую подготовку студентов и реализуемые мною в процессе обучения.