kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль педагогических приемов при формирования контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из актуальных проблем заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребности в самоконтроле и самооценке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль педагогических приемов при формирования контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся»

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Концепция модернизации Российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны образованные, инициативные и самостоятельные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Одна из актуальных на сегодняшний день проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Важно это умение формировать с первого класса. Вместе с тем отмечается низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания учебной деятельности. Причина названной проблемы в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её.

Следует отметить, что младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.

Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для нас, учителей, необходимо знать, как правильно формировать самооценку у ребёнка и адекватно контролировать собственные учебные действия.

Содержание и формы организации контрольно-оценочных действий обучающихся должны, на наш взгляд, соответствовать определенным психолого-педагогическим требованиям:

1) контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения;

2) контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников, включаться в ее контекст без внешнего административного влияния;

3) преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся;

4) контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию;

5) контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений;

6) контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий;

7) должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

Принятый ФГОС НОО и сопровождающие его документы предполагают внедрение в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

– оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

– оценивание должно быть критериальным (основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям);

– критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

– система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке [4].

Контрольно-оценочную самостоятельность А.Б. Воронцов определяет как важное субъектное свойство личности, характеризующееся её готовностью к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности [1, с. 23]. 

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано, прежде всего, с формированием индивидуального учебного действия. В связи с этим, одной из задач учителя начальной школы является организация деятельности таким образом, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе. Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений (тренировки)», «место на оценку» или по-другому «черновик» и «чистовик», место «помощи»» и место «заданий», урок и учебное занятие.

Подобные педагогические приемы и средства организации образовательного процесса в школе и дома работают на формирование учебного действия школьника как выбора между способами работы («я тренируюсь дальше» или «я готов усовершенствовать свои знания», или « я готов предъявить результаты свой работы другим для оценки» и т.п.), между средствами («помощниками»), используемыми для реализации этих способов.

Приведем примеры педагогических приемов, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников:

– «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

– прогностическая оценка (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

– «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

– составление заданий с ловушками (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

– сопоставление своих действий и результата с образцом (умение вычленять операциональный состав действия);

– составление задачи, подобной данной (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

– классификация задач по способу их решения (выделение общего способа действия»);

– составление задачи по чертежу (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

– обнаружение причин ошибок и способы их устранения (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

– составление проверочных заданий (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

– «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

– «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи формирования контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести следующие:

а) работу с «картой знаний» учащихся. «Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой стороны, становится местом фиксации (в начальной школе коллективного пути, в основной школе – индивидуальные образовательные маршруты (траектории) с указанием «мест открытий», «мест-ловушек (трудностей)», «мест-вопросов», «возвратных ходов».

б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов. В рамках разновозрастного сотрудничества центральными являются уроки, цель которых – организация контроля и оценки младших школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят учащиеся другого класса, например, пятиклассники готовят урок для второклассников.

в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфолио» ученика и его презентация.

г) организацию самостоятельной работы учащихся. Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

Предлагаем также рассмотреть приёмы, которые мы активно применяем при организации образовательной деятельности наших школьников.

Самые первые дни в школе имеют особый смысл для первоклассников. Ведь первые навыки, полученные в самом начале – важнейшие. Именно поэтому в первые 10 дней школьной жизни мы проводим курс «Введение в школьную жизнь» (Г.А. Цукерман). Это своеобразная десятидневная инициация, посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Все усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений, на выработку умений договариваться, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать. Необходимо ввести средство для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В нашем курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в классе строятся, как правила уличного движения, регулируемые с помощью знаков, сигналов, жестов (хор, пара, «Я», группа, «?», +, –).

Мы учим детей оценивать их работы с помощью «волшебных линеечек», которыми можно измерить аккуратность, правильность, старательность и многое другое.

Выполнив какое-то задание, ученик рисует несколько линеечек: «К» – красиво , «П» – правильно, «И» – интересно, «Т» – трудно и т.д. И, не смотря на кажущуюся внешнюю простоту выполняемых действий, школьники уже учатся оценивать по критериям – аккуратность, правильность, интерес, трудность соответственно. Ребёнок ставит на линейке крестик выше или ниже, в зависимости от предполагаемого уровня оценки своей работы. Крестик ставится на самом верху, если ребёнок посчитал, что сделал работу абсолютно правильно (по критерию «правильность»); или внизу, если работу ребёнок считает некрасивой или неаккуратной (по критерию «аккуратность») и т.п. Затем учитель, собрав работы, ставит свои отметки на этих же линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости от того низко или высоко оценил свою работу ребёнок) означало: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки учитель вместе с ребёнком ещё раз уточняют критерии оценивания, и делают выводы о необходимости в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Сначала критерии предлагает учитель, затем критерии вырабатываются совместно с детьми, а в 3-4 классах – дети могут сами предлагать критерии.

Также для того, чтобы дети научились оценивать не только себя, но и других, вводятся знаки «+» и «–».

Главная задача, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Если дети согласны с отвечающим, показывают знак «+», если не согласны – знак «–». Таким образом, у детей начинает формироваться умение оценивать не только себя, но и действия друг друга, т.е. проводить взаимооценку.

Ещё один из интересных приёмов – «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия). Это намеренно сделанная ошибка, и этим она отличается от опечатки. Ловушкой может быть такая задача, которую невозможно решить, потому что не хватает исходных данных. Ловушкой может быть лишнее условие задачи, неправильный ответ на вопрос и т.д. Важно, что ошибка сделана не случайно, а в наиболее «ответственном» месте. Такие ловушки предназначены для того, чтобы тренировать бдительность ребенка, не позволяя ему решать задачи «по накатанной» дороге, учить его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

После окончания курса «Введение в школьную жизнь», эта работа продолжается до 4 класса.

Перечисленные в докладе некоторые педагогические приемы и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов в формировании действий контроля, оценки и самооценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.


Литература:

1.  Воронцов А.Б. «Педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности младших школьников». – М., 2017.

2. Огурцова М. Э., Томашевская О. А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015.

3. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2018.

4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2017.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ткаченко Бивинефеси Абрешитовна

Дата: 12.02.2024

Номер свидетельства: 645503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства