kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль педагога - наставника в адаптации молодого специалиста в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Труд педагога в школе сложный и  не терпит пассивности. Несомненно,  начинать путь в профессии  очень непросто  именно  молодым специалистам.  Но яркое начало педагогической деятельности, радость общения с детьми, твоими первыми детьми, которые скоро станут самыми родными и любимыми, может несколько отодвинуть проблемы, требующие коррекции на первом этапе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль педагога - наставника в адаптации молодого специалиста в начальной школе»

Е.А. Бурова,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

г-к Кисловодск, Ставропольский край


РОЛЬ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА В АДАПТАЦИИ

МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


«Что может быть честнее и благороднее,

как учить других тому,

что ЗНАЕШЬ САМ…»

М. Квинтилиан



Труд педагога в школе сложный и не терпит пассивности. Несомненно, начинать путь в профессии очень непросто именно молодым специалистам. Но яркое начало педагогической деятельности, радость общения с детьми, твоими первыми детьми, которые скоро станут самыми родными и любимыми, может несколько отодвинуть проблемы, требующие коррекции на первом этапе. Современные выпускники педагогических ВУЗов очень компетентны в айти технологиях, владеют навыками адаптации в различных жизненных ситуациях. Они строят долгосрочные планы успешности, легко обучаются, порой, несовместимым видам деятельности. По сути, начинающие педагоги готовы совершенствоваться, учиться, преодолевать трудности.

Но, как часто самый первый год в школе становится переломным этапом в жизни недавнего выпускника. Вот суть вопроса, который предстоит рассмотреть в данной статье.

Обычно, «жизнь» в школе начинается задолго до первого сентября. Ученики ещё на каникулах, в классах тихо, нет суеты, спешки. Но, учителя начинают доставать учебники, корректируют планы, обсуждают проблемные вопросы. В этот момент появляется начинающий учитель. Как часто в его глазах на первых методических объединениях мы видим непонимание, растерянность и даже страх. Помочь, успокоить, стать другом, научить всему, что умею сам – вот основные задачи наставника молодого педагога.

Система наставничества нуждается в компетентном, ответственном, понимающем педагоге – наставнике. Но такого учителя, даже имеющего большой опыт работы, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому необходимо формировать постоянную базу , в которую будут включены педагоги, мотивированные, способные передавать знания «на равных», непрерывно обучающиеся и самосовершенствующиеся.

В этой связи опытному педагогу следует:

- систематически знакомиться с достижениями своих коллег, посещать их занятия, совершенствовать методику преподавания учебного предмета, опыт воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

-систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов. Каждый раз следует анализировать тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;

-совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Данная практика позволяет совершенствовать свои знания, навыки преподавания и профессионального развития.

Одной из существенных на первом этапе задач, является определение пары: наставник – наставляемый. Трудно просто назначить наставника. Это, зачастую, не приводит к желаемому результату. Доверие и желание учиться у человека, который не стал примером для подражания, практически невозможно. Поэтому начинать работу по определению наставника и наставляемого необходимо в группе. Круглые столы, дискуссионные клубы, работа на заседаниях методических объединений, позволит увидеть заинтересованность молодого специалиста в опыте определённого наставника. Личная, неофициальная беседа так же покажет определённую привязанность и желание помочь и принять помощь. Наша система наставничества начинает функционировать именно так для каждой новой пары «учитель – учитель». Результаты от такого взаимодействия только положительные.

Следующим этапом традиционно является диагностика проблем на начальном этапе педагогической деятельности. Постоянно применяющееся анкетирование очень поверхностно определяет круг первостепенных задач. Анкетирование необходимо провести для определения не столько проблемных зон, сколько для видения имеющихся знаний . Да, потом необходим определённый контроль этих умений, но он будет не экстренный, а плановый, для коррекции и совершенствования. И, очень часто, молодой педагог, практически с первых дней может выполнять определённые функции, которые востребованы в образовательной организации, тем самым представляя свои навыки и чувствуя себя нужным в школе с первых дней.

Определить степень интеллектуального развития молодого учителя и готовность к восприятию и обучению помогут вербальные тесты, которые требуют определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования (способности к абстрагированию, понятийному мышлению и т. п.), которые развиваются преимущественно в результате пройденного обучения.

Такие тесты можно провести во время динамической паузы, когда идёт серьёзная умственная нагрузка во время семинаров, конференций. В нашем учебном заведении участие в таких интеллектуальных динамических паузах принимают все педагоги, а с ними и молодые специалисты. Тест под названием «Кубики Коса» позволяет увидеть довольно редкую возможность не только количественно оценить измеряемые интеллектуальные способности, но и исследовать качественные особенности аналитических и синтетических процессов: скорость реакции, понимание задачи, умение анализировать и находить выход, чтобы принять решение.

Методика проведения этого интеллектуального теста доступна и очень хорошо помогает определить у человека те качества, которые помогут ему в дальнейшем самосовершенствоваться.

В дальнейшей работе наставник определяет цели и задачи своей работы с наставляемым.


Цель наставничества на первом этапе (1 год): создание условий для адаптации молодого специалиста и обеспечение преемственности традиций современной российской школы.

Для достижения поставленной цели намечены основные задачи :

1.Создать условия для психологической и профессиональной адаптации молодого специалиста в учебном заведении.

2. Выявить хорошо сформированные навыки и умения в процессе обучения педагогической профессии.

3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни, особенно в те области, где необходимы его компетенции и знания.

4. Проанализировать затруднения в профессиональной практике и наметить меры по их предупреждению в дальнейшей работе, обсудив практику с наставляемым.

5. Включить молодого специалиста во внеклассную деятельность, развивать профессиональное мышление и стремление к более высоким результатам.

6.Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста (конкурсы, выступления но ШМО, педагогических советах).

Итак, главная задача наставничества в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь молодому специалисту понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

Именно коучинг - поэтапное развитие и обучение молодого специалиста является условием успешной реализации практики наставничества на первом этапе.

Традиционно, в конце каждого этапа наставничества, молодой педагог представляет свои достижения. Это небольшая видео визитка, где отражены успехи учителя. Такие мини – бенефисы в нашем образовательной учреждении стали традиционными. Результаты поражают новизной и креативностью, подтверждая правильность созданных условий для становления молодого педагога в профессии.



Учитель - это вечное движение

И рельсы, не дающие свернуть.

Учитель - это центр притяжения,

Он - факел, освещающий нам путь.


Галина Мячина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль педагога - наставника в адаптации молодого специалиста в начальной школе

Автор: Бурова Елена Анатольевна

Дата: 13.02.2023

Номер свидетельства: 625559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства