Просмотр содержимого документа
«Роль музыкально-ритмических игр в развитии детей при обучении вокалу»
Роль музыкально-ритмических игр в развитии детей при обучении вокалу
Почему ритм так важен в развитии ребенка? И почему особую роль играют именно музыкальные ритмические игры? Прежде всего, между музыкой и речью много общего. Музыка ритмична, а ритм заложен в основе всего, в том числе и в речевых звуках. Они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то говорит, мы можем определять границы между слогами, словами, предложениями. Так мы понимаем услышанное. Таким образом развитие чувства ритма является одной из предпосылок речевого развития.
Большое внимание развитию чувства музыкального ритма через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Кар Орф. Он явился создателем системы ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, хлопков, стуков, щелчков и т.д. Эти жесты автор рассматривал как одно из средств освоения ритма в движении. Что в свою очередь позволило развить координацию движений, воспитать реакцию.
Музыкально-двигательные игры помогают детям улучшать общую моторику, формировать восприятие и внимание, формировать схему тела. Это очень важно для плохо говорящих детей, поскольку они хуже ощущают свои личные границы, границы своих частей тела, а также границы других детей, например. Содержание музыки помогает упорядочить характер и темп движения ребёнка.
Помимо всего прочего музыка является одним из лучших средств эстетического воспитания детей. С помощью музыки можно воспроизводить окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, улучшает педагогический процесс, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность.
Содержание музыкально-ритмических игр может быть самым разнообразным: игры
-стимулирующие запуск речи;
-развивающие фонематический слух;
-развивающие схему тела и пространственную ориентировку;
-улучшающие межполушарное взаимодействие;
-для разрядки умственного и психического напряжения, а также для развития двигательной активности детей;
-развивающие мелкую моторику, а также эмоциональный интеллект ребенка.
Правильно подобранные игры, в которых детям даются творческие задания, развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал все как интересную игру-задачу.
Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста
«Капли»
Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.
Методика проведения:
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки)
Кап-кап, кап-кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (имитируют крышу)
«Ёж»
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
По дорожке ёж, ёж (шаги)
Собирает, фош-фош,
Яркие листочки, пружинка с разворотом
Вкусные грибочки. ( 4 раза)
«Волк»
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт.
Страшный волк-волчи-ще, выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
Острые зуби-щи, выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
«Хлопаем в такт»
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (текста песен) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.
«Шагаем под музыку»
Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.
Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по кабинету, передавая в шагах метрический пульс.
«Ты, мороз!»
Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.
Ты, мороз, мороз, мороз, Сужение круга
Не показывай свой нос! Расширение круга
Уходи скорей домой, Сужение круга
Стужу уноси с собой. Расширение круга
А мы саночки возьмём Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки