Просмотр содержимого документа
«Роль концертмейстера на уроках народно-сценического танца»
«Роль концертмейстера на уроках народно - сценического танца»
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. На занятиях народно-сценического танца, учащиеся, знакомясь с танцами народов разной национальности, приобщаются к лучшим образцам народной музыки, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и движение в целом. Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки. Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений. Концертмейстер обязан знать: Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии; Хореографическую терминологию (на французском языке); Методику обучения и технику исполнения элементов народно сценического танца. Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет к механическому, не эмоциональному исполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, целесообразно применить метод прослушивания фрагмента. Результат этой методической работы всегда положительный. Танцевальные движения детей постепенно становятся более выразительными, то есть происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Концертмейстер помогает создавать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа. Танец – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество. Работа концертмейстера требует от музыканта не только артистизма, но и музыкально-исполнительских качеств, отличного музыкального слуха, высокой работоспособности, педагогического такта и чуткости.
Литература. 1. Богданов Г.Ф. «Урок русского народного танца»- М., 1995 г. 2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. -М., 2004.