kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления обучающихся в системе обучения Л .В. Занкова. Обобщение опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный подход к обучению играет важную роль для развития творческих черт характера и познавательной активности учащихся;  для мотивации обучения и повышения готовности к учению;  для более высокого качества знаний и умений, для повышения воспитательной действенности обучения (например, за счет слияния собственного опыта с научными положениями; а также для повышения проблемного восприятия и формирования у учащихся правильного отношения к возникающим проблемам); для выработки способности оперировать полученными знаниями и для ведения делового спора; для развития коммуникативных способностей учащихся и их способности к совместной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления обучающихся в системе обучения Л .В. Занкова. Обобщение опыта работы. »


Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся в системе обучения Л.В. Занкова.


«Все дело в мыслях. Мысль – начало всего.

И мыслями можно управлять.

И потому главное дело

совершенствования: работать

над мыслями»

Л.Н. Толстой


Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Конечно же, каждый урок должен способствовать формированию мышления учащихся. При этом определенную роль играют вопросы проблемного подхода к обучению. Практика показала, что на каждом уроке не следует «отрабатывать» множество проблем или как можно больше привлекать учащихся к действию. Все лучше учитывается, что успех на уроке обеспечен тогда, когда с помощью постановки умело выбранной и экономно используемой проблемы умственная и умственно-практическая деятельность учащихся ориентируется на узловые моменты урока или темы.

Проблемный подход к обучению играет важную роль для развития творческих черт характера и познавательной активности учащихся; для мотивации обучения и повышения готовности к учению; для более высокого качества знаний и умений, для повышения воспитательной действенности обучения (например, за счет слияния собственного опыта с научными положениями; а также для повышения проблемного восприятия и формирования у учащихся правильного отношения к возникающим проблемам); для выработки способности оперировать полученными знаниями и для ведения делового спора; для развития коммуникативных способностей учащихся и их способности к совместной деятельности.

Проблемный подход характеризуется именно тем, что ученики подводятся к тому, чтобы в руководимом учителем процессе познания, который во многом они сами и организуют, «распознать», субъективно заново открыть знания, необходимые им для общего образования. С этой целью они под руководством учителя и в короткое время совершают по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:

- понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;

- установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;

- решение проблемы, оценка решения;

Следуя этим путем, можно подводить учеников к самостоятельным выводам. В развивающей системе Л.В. Занкова проблемное обучение начинает свою работу с 1-го класса. При изучении в первом классе по окружающему миру темы: «Значение воды на Земле», учащиеся выясняют: Какую воду использует человек чаще? А много ли на земном шаре пресной воды? И, когда выясняется, что ее не хватает в некоторых районах, обращаюсь к детям с вопросом: «Если столько соленой воды, и так необходима пресная вода, может попробовать опреснить морскую воду? Дети вступают в дискуссию.

В последовавшей проблемной дискуссии прошу учеников обосновывать свое мнение. При этом они опираются на свои знания. Высказывания разнообразны: Опреснять морскую воду нельзя, погибнут растения, животные, исчезнут полезные для здоровья продукты, люди лишатся отдыха на морских побережьях, и т. д. Лишь иногда вмешиваюсь в дискуссию, ставя наводящие вопросы типа: А как же оценить то, что вода размывает почву, образует овраги, разрушает горы, размывает берега? Может ли человек использовать целую реку, или, например, море? По окончании дискуссии прошу учеников сделать определенные выводы, которые следуют из их высказываний: всякая вода необходима, и вмешательство человека в природу может пагубно повлиять на природу, нанося тем самым ущерб не только природе, но и себе тоже; вода, разрушая берега в одном месте, несет песок, ил, камни и откладывает их в другом месте образуя отмели, острова, таким образом, вода, разрушая, и созидает тоже. Это естественный процесс в природе. Далее учащиеся подходят к проблеме экологического равновесия, и тоже делают соответствующие выводы.

Все мы знаем, что в развивающей системе Л.В. Занкова предметы построены на основе не только внутренней интеграции, но и тесно взаимосвязаны друг с другом. Остановимся на таком примере. Во втором классе один из уроков математики начинаю со стихотворения Ирины Пивоваровой «Как я считал?», и обсуждения следующих вопросов:

- Какую проблему решали при обсуждении (анализе) этого стихотворения?

- Какие слова в стихотворении подтверждают, что он поэт?

- Кем еще можно назвать мальчика?

- А какие слова это подтверждают?

- Вы сегодня хотите быть математиками? …

На уроке окружающего мира при изучении темы «Круговорот воды в природе» опять возвращаюсь к этому стихотворению и дополняю диалог с учащимися вопросами:

- Поэт и писатель родня?

- Почему?

- Назовите синонимы слова «пишут».

- Поэтов и писателей можно назвать исследователями?

- Хотите сегодня быть исследователями?

При изучении этой темы детям дается задание – написать сочинение о путешествии капельки. После проверки, прочтения сочинений, сравниваем капельку- путешественницу с мальчиком. Дети делают выводы о том, что оба героя любуются окружающим миром, исследуют его, а также находят другие сходства и различия между ними.

Как показывают эти примеры, в большинстве случаев при разумном педагогическом управлении в ходе раскрытия проблемы ученики испытывают те же чувства что настоящие исследователи или новаторы. В этом и заключается большое потенциальное значение проблемного обучения для активизации и выработки творческих черт характера, свободы мыслительной деятельности, радости от умственной работы и преодоления трудностей.

Большое значение в этой связи имеет предоставление ученикам «права на ошибку».


«Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов»

Д. Дьюи

Приведу такой пример:


Диалог учителя с учеником

учитель

ученик

Какой треугольник называется равнобедренным?

Равнобедренным называется такой треугольник, у которого две стороны равны.

Правильно. Изобрази на доске равнобедренный треугольник.

Чертит на доске равнобедренный треугольник обозначает его буквами А,В,С и говорит: «Треугольник АВС равнобедренный, у него сторона АВ равна стороне ВС.

А какой треугольник называется равносторонним?

Равносторонним треугольником называется такой треугольник, у которого все три стороны равны между собой.

Правильно. Вот тебе несколько треугольников. Укажи, какой из них является равносторонним.

Берет линейку, измеряет стороны треугольников, находит среди них равносторонний и отвечает: « Вот этот треугольник равносторонний, треугольник АДС».

Как ты узнал, что он равносторонний?

Я измерил его стороны, они все по 30 см.

Правильно, молодец.



Как видим, ученик на все вопросы ответил правильно. При этом он не только правильно сформулировал определение понятий, но и проиллюстрировал их конкретными примерами: изобразил равнобедренный треугольник, правильно опознал равносторонний. Многие педагоги считают, что если ученик безошибочно воспроизводит текст учебника, приводит свои собственные примеры, то это вполне достаточный показатель хорошего знания. Так это или не так? Не будем спешить с оценкой знаний. Посмотрим на продолжение диалога.


учитель

ученик

Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?

Уверенно говорит, что равносторонний треугольник не является равнобедренным.

Почему?

У него все три стороны равны.

У равнобедренного треугольника сколько равных сторон?

Две.

Ну, если у треугольника три стороны равны, то две-то равные есть?

Есть.

Так можно назвать его равнобедренным?

Нет.

Почему?

А у него и третья равна.


Как видим у ученика понятие успешно функционировало, когда его надо было использовать в деятельности по воспроизведению определения понятия. Но оно не работало при распознавании объектов.

Преимущества проблемного обучения также проявляются в полной мере только в том случае, если ученики действительно самостоятельно ищут пути решения; если они мыслят сами; если за ними признается право не только на оригинальные идеи, но и на «заблуждения»; если все ученики будут стараться думать, и если не все трудности на их пути будут ликвидированы. Для развития творческого мышления необходимо всех учеников, особенно слабо успевающих, регулярно ставить перед трудными мыслительными задачами. Здесь не должно быть никаких скидок. Конечно, нельзя предъявлять к самостоятельной мыслительной деятельности учеников самые высокие требования. Требования следует повышать постепенно, применяя индивидуальный подход к учащимся.

Особенно яркое выражение атрибуты творческой учебы находят в исследовательских поручениях учащимся, когда им дают важные, но выполнимые задания, когда предмет исследования действительно интересен для учеников. Однако такие поручения не следует давать часто и на длительный срок. Наиболее подходящей формой выполнения такой домашней работы является совместная деятельность учащихся. Каждый урок проводить проблемно невозможно, да и пожалуй, нет необходимости. Однако отдельные элементы проблемного подхода можно привлекать и на уроках, где изучение материала идет не проблемным образом. Это мотивация обучения (например, путем осмысления противоречий), это оценочные ситуации (например, оценка учениками достигнутых результатов).


Используемая литература:

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008 . – 320 с.

  2. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / под ред. Л.В. Занкова. И: педагогика, 1975.

  3. Школа учит мыслить. М: просвещение, 1987. – 208 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельникова Татьяна Викторовна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства